Странам, страдающим от последствий изменения климата, ежегодно требуется многомиллиардная помощь. Фото Reuters
Работа над Фондом «потерь и ущерба» («loss and damage»), о создании которого объявили по итогам встречи ООН по климату (СОР27), растянется на два года. Развитые страны должны решить вопрос об институциональном составе. И прежде всего об участии КНР, а точнее, видимо, о том, как ее заставить стать «донором». Затем надо определить конкретные источники и правила финансирования. Разброс сумм, которые могут потребоваться пострадавшим от изменения климата странам, – от сотен миллиардов до нескольких триллионов долларов в год.
Два года. Столько времени займет проработка механизмов функционирования Фонда «потерь и ущерба», объявила уполномоченная правительства ФРГ по климату Дженнифер Морган (ранее занимала пост исполнительного директора Greenpeace International).
Речь идет о фонде, который должен будет финансово компенсировать наиболее уязвимым странам вред, причиняемый им изменениями климата. А это и гибель людей, и разрушение инфраструктуры, и ущерб для различных отраслей экономики из-за экстремальных погодных явлений и иных последствий, связанных с повышением глобальной температуры, таяниями ледников, деградацией земель и лесов, опустыниванием, загрязнением океана и т.д. О создании фонда объявили в конце ноября по итогам СОР27 в Шарм эш-Шейхе, решение было названо революционным.
По задумке издержки возьмут на себя наиболее развитые высокодоходные экономики, которые как раз и повлияли больше других на изменение климата и потому должны выплатить «репарации». Причем сделать это они должны добровольно, но так, чтобы финансирование и возмещение убытков было гарантировано. Другими словами, «революционное решение» – это красивое намерение, но детали и механизмы реализации предстоит еще долго обсуждать.
Итак, первый вопрос – институциональный состав. Решение о нем может быть принято в ноябре следующего года на встрече СОР28 в Дубае, говорит Морган, которую цитирует Reuters. До конца марта 2023 года ожидается первое заседание специального «переходного комитета», призванного сформировать рекомендации для фонда.
Второй вопрос – конкретные источники финансирования (ведь это могут быть не только взносы государств, но и частные инвестиции, отчисления финансовых и иных организаций), а также правила выделения средств. На его решение, по оценкам Морган, потребуется еще год. Тем более что пока нет ясности даже по поводу объемов нового фонда.
Как сообщается на сайте российского отделения «Гринпис», «среди представителей богатых государств инициативу о создании фонда поддержали Австралия и Канада, а также представитель Европейского союза».
При этом США и страны ЕС хотели бы обязать еще и Пекин делать взносы в новый фонд. «Представители Китая, который является крупнейшим источником выбросов парниковых газов в мире, заявили, что, хотя страна готова поддержать инициативу по компенсации ущерба и потерь от климатического кризиса, это должно быть обязательством только для исторически более богатых стран, таких как США и страны Европейского союза», – сообщается в материалах «Гринписа».
Судя по всему, развитые высокодоходные экономики пытаются найти для себя «спонсора», на которого они смогут надавить, чтобы минимизировать собственные расходы. Ведь для решения экологических и климатических проблем могут потребоваться колоссальные суммы.
Допустим, судя по отчету Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), к 2025 году странам нужно будет вкладывать совокупно не менее 384 млрд долл. в год в защиту и управление природными территориями, передает Reuters. И это почти в 2,5 раза больше текущих глобальных расходов на меры, связанные с сохранением природных ресурсов.
Хотя, как сообщили эксперты ЮНЕП для сравнения, страны уже сейчас охотно тратят значительные суммы – от 500 млрд до 1 трлн долл. – на потенциально разрушительные для природы проекты в сфере рыболовства, сельского хозяйства, добычи ископаемого топлива. Эти выводы планировалось, в частности, обсудить в ходе Конференции ООН по биоразнообразию, которая проходит с 7 по 19 декабря в Монреале.
Чтобы помочь развивающимся странам сократить выбросы парниковых газов, создать необходимую инфраструктуру для возобновляемой энергетики, а также справиться с многочисленными последствиями глобальных изменений климата и при этом еще решить вопросы бедности и рабочих мест, потребуется ежегодно до 2 трлн долл. Это показали расчеты специалистов в исследовании, подготовленном по заказу правительств Великобритании и Египта. Около половины этой суммы теоретически могли бы поступать от местных источников за счет развития внутренней экономики уязвимых стран, но в остальном требуются внешние инвестиции.
Хотя, как считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, пока вероятнее всего, что объем фонда будет предложен на уровне не менее 100 млрд долл. в год. «По крайней мере предыдущие соглашения ООН о помощи странам в борьбе с последствиями изменения климата предполагали именно такую сумму. Но другой вопрос – насколько активно этот фонд будет пополняться», – уточнил он.
Напомним, развитые страны ранее уже обещали выплачивать наиболее пострадавшим от изменения климата государствам 100 млрд долл. в год начиная с 2020-го. Но пока было выделено лишь несколько десятков миллиардов долларов.
При этом Китай или, к слову, Саудовская Аравия, хоть они и не относятся к развитым экономикам, претендовать на поддержку из нового фонда, судя по всему, в принципе не смогут. Концепция предполагает помощь «особенно уязвимым» странам. То есть будет градация тех, кто нуждается.
«В число реципиентов фонда будут включены самые бедные государства мира, где проблемы с экологией приобретают катастрофический масштаб и на ликвидацию последствий собственных денег не хватает. Это будут страны Африки, беднейшие государства мира – Бангладеш, Пакистан и другие», – полагает Деев.
И пока нельзя исключать, что климатический фонд «потерь и ущерба» по экономическим мотивам ряда развитых стран может обзавестись особыми политическими рычагами давления.
В частности, развитые экономики, не желающие выплачивать многомиллиардные климатические «репарации», вполне могут попытаться преподнести Китай как государство, которое могло, должно, но отказалось взять на себя финансовые обязательства. Тем самым будет совершена попытка «вбить клин» между КНР и, например, другими странами Азии, нуждающимися в помощи.
Фактически сейчас готовится перезагрузка глобальной финансовой системы, будет создана структура, которая по своему влиянию, видимо, окажется сопоставимой с Международным валютным фондом. И страны скорее всего попытаются уже на начальном этапе минимизировать собственные издержки, учесть многие бюрократические нюансы, а значит, этот начальный этап может растянуться действительно на годы.