Министры иностранных дел Субраманьям Джайшанкар и Сергей Лавров договорились о расширении товарообмена Москвы и Нью-Дели. Фото Reuters
Вынужденный переход России в торговле от долларов к индийским рупиям несет существенные риски. Индийская валюта потеряла больше 10% к доллару и 25% к российскому рублю за последние два года. К тому же российский экспорт в Индию многократно превышает импорт из этой страны. Это значит, что большая часть индийских рупий, которые РФ получит за свои энергоносители, просто некуда будет потратить. Эксперты «НГ» объясняют, какие товары и когда смогут прийти в Россию с берегов Индийского океана, но предупреждают, что полностью сбалансировать торговлю между двумя странами пока невозможно.
Индия со следующей недели начнет использовать рупию в торговых расчетах с Россией, сообщил в понедельник глава Федерации индийских экспортных организаций Аджай Сахай. Правительство Индии уже разрешило в начале ноября использование национальной валюты в международных торговых расчетах. Центробанк Индии еще летом выпустил циркуляр по таким торговым расчетам.
Очевидно, что все эти подвижки стали возможны под влиянием российского фактора после ареста активов РФ в долларах, евро по всему миру. Кроме того, любая валюта «недружественных» стран на российских счетах может быть в один момент заблокирована. Некоторые российские банки уже получили разрешение на открытие счетов в банках Индии в рупиях, в российских банках уже открыто около 10 таких специальных счетов, сообщает издание Mint.
Россия и Индия являются давними, со времен СССР, партнерами, но ситуация 2022 года многое изменила в их отношениях. В частности, РФ резко нарастила поставки нефти в Индию, предлагая аномальные скидки к мировым нефтяным ценам.
Индия – одна из самых быстрорастущих экономик мира. Вторая по численности населения и третья по потреблению нефти и газа. И уже второй месяц подряд Россия является крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обгоняя при этом поставки из Саудовской Аравии, Ирака и США, заявили в понедельник аналитики отраслевой аналитической компании Vortexa. В ноябре РФ поставляла в Индию 909,4 тыс. барр. сырой нефти в сутки (поставки из Ирака составили 861,4 тыс., из Саудовской Аравии – 570,9 тыс., а из США – 405,5 тыс.).
В ноябре Индия закупила около 40% всех экспортных объемов российской нефти сорта Urals, перевозимых по морю, сообщил Reuters. На европейские страны остались 25% от общего объема, на долю Турции – 15% и Китая – 5%.
Однако эта ситуация несет и значительные риски, так как в торговле двух стран наблюдается дисбаланс, и рост поставок из РФ только увеличивает профицит в пользу России. Благодаря переходу на торговлю в рупиях удастся избежать торгового дефицита с Россией, почему-то надеются в Федерации индийских экспортных организаций. Там заявляют, что импорт для Индии из РФ превышает экспорт чуть ли не в 10 раз.
В 2021 году товарооборот России с Индией составил 13,5 млрд долл., увеличившись на 46,4%. Однако если экспорт РФ составил 9,1 млрд долл., то Индия смогла поставить товаров только на 4,4 млрд долл. По данным индийского Минпромторга, за первые пять месяцев финансового года, который в Индии начинается в апреле, товарооборот составил более 18,2 млрд. Благодаря росту показателя РФ стала седьмым крупнейшим торговым партнером Индии, поднявшись с 25-го места.
И обе страны не собираются снижать прирост взаимной торговли. Вице-премьер Александр Новак и чрезвычайный и полномочный посол Индии в России Паван Капур выразили готовность увеличивать взаимодействие в торговле энергоресурсами, в том числе нефтью. Россия даже предложила Индии сотрудничество в аренде и строительстве крупнотоннажных судов, чтобы не зависеть от запретов ЕС и Великобритании на услуги страхования и фрахта танкеров.
«Мы уверены, что цель, которую поставили президент Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди, – довести товарооборот до 30 млрд – будет вскоре достигнута», – сказал министр иностранных дел Сергей Лавров по итогам переговоров с индийским коллегой Субраманьямом Джайшанкаром в начале ноября.
На встрече обсуждали перспективы военно-технического сотрудничества, включая совместное производство современных вооружений, взаимодействие в атомной энергетике, сотрудничество в космической сфере.
Поставки ширпотреба с индийского рынка
не перекроют дисбаланса в торговле с РФ. Фото Reuters |
Накануне этой встречи Россия попросила индийское руководство помочь с поставками почти пяти сотен товаров для разных отраслей, которые Россия сама не может закупать из-за международных санкций. Джаишанкар сообщил, что его страна готова начать поставки необходимых для России запчастей на самолеты, автомобили и поезда. Так Дели планирует нарастить экспорт в Россию и снизить торговый дефицит.
У России может появиться возможность несколько сбалансировать торговый баланс с Индией если в качестве встречных поставок за российские энергоносители Индия сможет нарастить поставки выпадающей западной техники, автомашин и комплектующих, подтвердил «НГ» аналитик «Финам» Александр Потавин. «Индийская рупия является частично конвертируемой валютой: в некоторых случаях ее можно обменивать по рыночным курсам, но для больших сумм требуется разрешение, – поясняет Потавин. – Индийский банковский регулятор время от времени вмешивается, чтобы удерживать обменные курсы в допустимых пределах, вместо того чтобы держать индийскую рупию как валюту со свободно плавающим курсом. Рупия является полностью конвертируемой для всех торговых операций и денежных переводов, однако она остается неконвертируемой по счету движения капитала (например, иностранным инвесторам не разрешается покупать краткосрочные государственные или корпоративные облигации). Поэтому владение рупией для крупных операций зачастую сопряжено с рисками и неудобствами».
На смену токсичным доллару и евро в РФ теперь приходит китайский юань, а индийская рупия почти не пользуется спросом в РФ, поскольку она не торгуется на Мосбирже, говорит эксперт. «Однако в основном руководствуясь политическими мотивами, Москва и Нью-Дели активно работают над расширением расчетов в национальной валюте. По крайней мере для России такая функция поможет отчасти ослабить внешнюю санкционную нагрузку. То есть поставки товаров из России оплачиваются в рупиях, а если из Индии – то в рублях. Но затем все равно идет балансирование расчетов таких сделок через привязку к третьей валюте, например к юаню, доллару или евро. Это не очень удобно, но у политиков свои резоны в таких операциях», – говорит Потавин.
В 2022–2023 годах есть вероятность увеличения дисбаланса в торговле, российский экспорт, вероятно, увеличивается быстрее импорта, сказал «НГ» главный аналитик TelеTrade Марк Гойхман. «Прежде всего это связано с переводом части поставок углеводородов с европейского и вообще западного на азиатское направление. Помимо нефти и других минеральных продуктов Россия поставляет в Индию и может увеличить продажи, например, драгметаллов и изделий из них, алюминия и других цветных металлов, электрических машин, транспортных средств, фармацевтической, химической, резинотехнической продукции. Именно по таким позициям наблюдался наибольший прирост экспорта в 2021 году», – говорит эксперт.
В свою очередь, импорт из Индии также сосредоточен в основном на товарах фармацевтики, химии, машиностроения. Немалый потенциал имеют поставки, например, продовольствия, тканей, одежды и обуви, поясняет он.
«Увеличение расчетов в «избыточных» рупиях имеет свой смысл, – считает Гойхман. – Во-первых, их невозможно заблокировать, как доллары и евро, на корсчетах западных, прежде всего американских, банков. Вынужденный уход частично в рупии – это элемент безопасности расчетов. Во-вторых, Индия может стать очень значимым «перевалочным» государством для «параллельного импорта» России. Индия в отличие, например, от Китая, Турции менее вовлечена в торговые и политические отношения с США, то есть здесь меньше потенциальные риски вторичных санкций для страны при торговле с Россией. Таким образом, Москва станет покупать не только индийские товары у Нью-Дели, а и продукцию других стран. В этом случае рупии получат дополнительное применение. Однако и при этом вряд ли их использование для нашего импорта превысит приход при экспорте. Сбалансировать потоки вряд ли удастся».
Однако ведь не предполагается полностью вести расчеты только в рупиях. «Будут использоваться и другие валюты, включая рубль. В таком случае, чтобы рупии действительно не оказались чрезвычайно избыточными или недостаточными по количеству для расчетов, необходима возможность обмена их на другие валюты на бирже по адекватному курсу», – отмечает эксперт.
«Торговля в рупиях, очевидно, более выгодна индийской стороне, но торговля в долларах представляет собой системный риск для российской финансовой системы: после всех санкций стоимость процессинга таких платежей выросла, как и риски заморозки долларовых платежей, связанных с РФ. Рупия здесь является неким компромиссным решением», - сказал «НГ» председатель «Русско-Азиатского делового совета» Максим Кузнецов. По его мнению, возможность сбалансирования торгового баланса с Индией есть, но это требует инфраструктурных инвестиций в маршрут Север-Юг, который упростит логистику. «Это, в свою очередь станет драйвером роста импорта из Индии. Сейчас индийские товары набирают популярность в РФ, речь идет, в частности, о крахмале, гауре, гуаровой камеди, мелассе и некоторых других товарах».
“России крайне важно налаживать сделки со странами, которые не поддержали антироссийские санкции. Поэтому для неё это (переход на расчеты в рупиях – «НГ») шаг вперед по преодолению санкционного давления на экономику, считает аспирант кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Гейнц. «Согласно отчету компания SBI Research, в мировой торговле нефтью и другими товарами наблюдается скачок по использованию таких валют, как китайский юань, гонконгский доллар, дирхам Арабских Эмиратов. Это происходит потому, что заморозка российских активов США заставила задуматься многие страны о надёжности доллара. Сейчас идет переориентация российской экономики на торговлю со странами Востока. Поэтому азиатские страны, в том числе Индию, очень привлекают освободившиеся ниши на российском рынке. Это, возможно, в перспективе повлияет на торговый баланс с Индией», - говорит она.
Проблема взаиморасчетов, наряду со сложностями с логистикой перевозок - один из основных факторов, сдерживающих развитие торговых отношений России и Индии, сказал «НГ» эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ Алексей Захаров.
«Несмотря на попытки уйти от использования доллара, предпринимавшиеся с 2014 года, до конца 2021 года американская валюта применялась в более двух третей всех транзакций между странами. Исключением стали только оборонные сделки, по которым после санкций США 2017 года сторонам вынужденно пришлось перейти на российские рубли (с 2018 по 2021 был рост доли рубля в индийских расчетах с Россией), - говорит Захаров. - В торговом обороте стран традиционно был дисбаланс: экспорт товаров из России превышал импорт индийской продукции. Эта ситуация не была критичной при расчетах в долларах. Однако при переходе на национальные валюты образовывался разрыв, который нужно было заполнять какими-то товарами из Индии. Сейчас же возникла ситуация, при которой, с одной стороны, идет рост объемов торговли (чего так добивались правительства обеих стран), а с другой, значительно увеличился дисбаланс. Из тех данных, которые предоставляет Министерство промышленности и торговли Индии хорошо видно, что из 18 млрд.долл. товарооборота с апреля по август 2022 финансового года, более 17 млрд приходятся на российский экспорт».
Отчасти такое положение дел ситуативно, считает эксперт. «Стремительный рост торговли произошел за счет скидок на углеводороды и удобрения. В Нью-Дели заявляют о намерении продолжить закупки российской нефти, но, вероятнее всего, объемы будут падать – из-за перехода на серые схемы, а также и из-за объективных проблем со страхованием и фрахтом танкеров. Предложенные меры по строительству (возможно, даже совместному с Индией) крупнотоннажных судов ориентированы, скорее, на долгосрочную перспективу», - продолжает Захаров.
Низкие объемы экспорта товаров из Индии связаны с отсутствием интереса со стороны индийского бизнеса, считает он. «Россия для индийских компаний никогда не была привлекательным направлением. Вопреки ожиданиям, предприниматели из Индии не выстроились в очередь по замещению ушедших с российского рынка западных компаний. Помимо этого, в Индии очень серьезно относятся к угрозе вторичных санкций и вряд ли станут вовлекаться в масштабные проекты с Россией. Перспектива превращения Индии в хаб для «параллельного импорта» больше похожа на российские мечты. Теоретически поставки в Россию производимых на территории Индии (и импортируемых) запчастей для автомобилей и авиации возможны, но это не будет происходить в больших объемах – риски испортить отношения с Западом Индия брать на себя не будет. Да и производственные мощности по этим направлениям у Индии ограничены. Джайшанкар на самом деле не обещал России помощь с поставками «запчастей для самолетов, автомобилей и поездов», а лишь сказал о том, что Индия подготовила список товаров с конкурентными преимуществами и надеется, что они получат доступ на российский рынок. При этом он несколько раз подчеркнул, что обсуждение поставок этих товаров началось задолго до украинского конфликта как попытка увеличить торговое сотрудничество между странами», - уточняет Захаров.
Сбалансировать торговый баланс у Индии и России в обозримой перспективе получится вряд ли, согласен он. «Что делать с переизбытком рупий? – задается вопросом эксперт. - Из имеющихся вариантов – инвестировать в индийскую экономику, например в инфраструктурные и энергетические проекты, или же создавать совместные предприятия на территории России или Индии».
«Индийский капкан», считает Захаров, является одновременно и «индийским спасательным кругом». «Продолжая покупки российских углеводородов (расчеты пока продолжаются в долларах), Индия пополняет российский бюджет и поддерживает целые отрасли российской экономики. Но в целом, структурные проблемы в двусторонней торговле по-прежнему не решены», - соглашается эксперт.