Глава Минфина Антон Силуанов считает преждевременным давать оценку влияния нефтяного потолка на российский бюджет. Фото РИА Новости
Российское правительство собирается значительно увеличить бюджетные выплаты в последние дни уходящего года. При этом бюджетный дефицит увеличится более чем вдвое – с ожидавшихся 0,9 до 2,2% ВВП. Глава Минфина Антон Силуанов сообщил в четверг, что правительство собирается досрочно выплачивать деньги в счет расходов будущего года. Между тем в российском ЦБ предупреждают о новых экономических проблемах в 2023 году, которые будут связаны с нефтяным эмбарго и потолком цен на российскую нефть.
Минфин РФ в четверг повысил оценку бюджетного дефицита уходящего года. Глава ведомства Антон Силуанов сообщил, что дефицит бюджета в 2022 году составит около 2% ВВП вместо ожидавшихся 0,9% ВВП ранее. «Мы сейчас осуществляем большие операции на финансовом рынке, и в конце года будет проводиться достаточно значительный объем бюджетных расходов, в том числе частично в счет расходов следующего года, поэтому в этом году мы оцениваем дефицит бюджета около 2% ВВП, в следующем году у нас тоже по плану примерно такой же дефицит», – рассказал министр, отметив, что дефицит бюджета будет наблюдаться вплоть до 2025 года.
В то же время, по его мнению, преждевременно говорить о влиянии на бюджет ценового потолка на российскую нефть, который заработал на этой неделе. Напомним, в этот механизм на данный момент заложена максимально допустимая цена на российскую нефть в 60 долл. за баррель.
«Мы сейчас готовим ответные встречные меры относительно того, как будут наши компании реагировать на введение потолка», – сообщил глава Минфина, добавив, что РФ не будет подписывать контракты, где будут упоминаться регулируемые цены. «Рынок не обманешь. Если где-то идет зарегулирование, значит, с другой стороны пойдет влияние и на цены, на объемы потребления на рынке и так далее… Нерыночные меры перекашивают рынок, и в любом случае это скажется либо на ценах, либо на объемах предложения на рынке», – заявил Антон Силуанов.
Глава Минфина при этом ничего не сказал о возможном влиянии ценового потолка на российскую экономику, будто бы это решение никак на нее не повлияет. В Центробанке днем ранее озвучили свои опасения относительно регулирования цен на российское черное золото.
Так, по мнению аналитиков ЦБ, запрет на экспорт российской нефти в Европу и установка потолка цены на нее могут значимо снизить экономическую активность в РФ. «Из новых экономических шоков, способных в ближайшие месяцы значимо снизить уровень экономической активности, выделяется входящий в силу запрет на морской экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Европу и введение потолка цен на российскую нефть», – говорится в обнародованном обзоре «О чем говорят тренды».
Эксперты заявляют, что необходимо разделять краткосрочные и долгосрочные эффекты санкций и других ограничений. Изначально они имеют характер шоков – экономических или финансовых: нарушаются отлаженные бизнес-процессы, цепочки поставок и платежей. Затем выстраиваются новые процессы и цепочки, что позволяет поддержать производство и частично сгладить первоначальный негативный эффект. «Достигнутая стабилизация уровня экономической активности в России указывает на то, что такие процессы активно идут», – указывают они.
Вместе с тем ограничения имеют также продолжительный накопительный эффект, устойчиво уменьшающий со временем потенциал экономики через снижение ее производительности и эффективности. В основном, как отмечают аналитики ЦБ, это касается поставок высокотехнологичной промежуточной продукции и продукции инвестиционного назначения, а также ограничений на экспорт. «Поэтому роль реверс-инжиниринга и параллельного импорта инвестиционных товаров нельзя переоценивать. По сути, это тоже адаптационные, стабилизационные механизмы, только требующие больше времени. Достигаемый в результате работы этих механизмов потенциал роста и развития вряд ли будет значительным в условиях отсутствия реальных перспектив масштабного выхода на мировые рынки продукции, произведенной в условиях технологических ограничений», – подчеркивает департамент ЦБ.
С оценкой Центробанка последствий применения нефтяного потолка не согласились и в Минэнерго. Введение странами Запада потолка цен на российскую нефть не приведет к существенным последствиям для российской экономики, считает первый замминистра энергетики Павел Сорокин.
Аналитики ЦБ предупреждают о развитии негативных явлений в экономике РФ в 2023 году. Фото Reuters |
Однако все больше экспертов склоняются к мысли, что Россию ждет продолжение спада и в 2023 году. Так, опрошенные ЦБ аналитики заявляют, что по итогам 2022 года российский ВВП снизится на 2,9% и еще на 2,4% – в 2023 году. И, как отмечается, их прогноз по динамике экономики в 2023 году был ухудшен. В октябре эксперты ожидали падения на 2,1% по итогам следующего года. Заметим, ожидания экономистов хуже официального прогноза правительства, которое прогнозирует снижение ВВП в следующем году лишь на 0,8%. Но попадают в середину прогнозного интервала ЦБ (который ожидает спад в 2023 году в интервале 1–4%).
Стоимостные объемы экспорта в 2025 году будут на 17% ниже, чем в 2021 году, ожидают прогнозисты. «В 2022 году импорт составит 335 млрд, в 2023 году – 350 млрд, в 2024 году – 365 млрд долл. Прогноз на 2025 год повышен до 375 млрд долл.», – цитирует Интерфакс ожидания аналитиков.
По данным консенсус-прогноза Интерфакса, составленного на основе опроса аналитиков ведущих инвесткомпаний, спад промышленного производства по итогам 2023 года составит 2,1%. Это хуже, чем ожидалось месяц назад, промышленный спад оценивался в 1,6%. Консенсус-прогноз по снижению ВВП в 2023 году также ухудшен: с –1,7 до –2,7%. Оборот розничной торговли может сократиться еще на 1,3% после падения на 6,6% в 2022-м. На 2% просядут инвестиции по итогам 2023 года, ожидают экономисты.
Но звучали и более пессимистические прогнозы. Экономисты Альфа-банка ожидают, что следующий год может оказаться в экономическом плане хуже предыдущего. Из-за массового оттока трудоспособного населения и сокращения инвестиций российский ВВП может упасть на 6,5%. по итогам 2023 года, писали они (см. «НГ» от 06.12.22).
Спад российской экономики продолжится в будущем году, соглашаются эксперты «НГ». «Проблемы в экономике накапливаются – они связаны с резким снижением потребительского спроса, негативным эффектом от санкций и неформальных торговых и финансовых ограничений на ненефтегазовый экспорт (металлы, уголь, деревообработка, химическая продукция, удобрения, продукция АПК). С 5 декабря вступило в силу частичное эмбарго ЕС на импорт российской нефти и был введен потолок цен на нее. А с 5 февраля аналогичные меры будут введены на поставки российских нефтепродуктов. Возможно, это и не станет шоком для российской экономики, если оставшийся экспорт удастся перераспределить из ЕС в третьи страны. Но эффект этих мер на российский нефтегазовый экспорт и доходы бюджета еще предстоит оценить», – рассуждает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. «Среднесрочным ограничением для восстановления экономической активности может быть и дефицит рабочей силы, и затруднения с ввозом комплектующих, материалов, обновлением импортного производственного оборудования и технологий. При отсутствии новых волн мобилизации потребительская активность, возможно, начнет постепенно восстанавливаться – в основном за счет расходования накопленных сбережений, однако динамика потребительского спроса в будущем году сейчас является главным фактором неопределенности», – рассуждает эксперт.
Для РФ основные риски связаны с тем, что вся мировая экономика замедляется, говорит гендиректор «ИВА Траст» Виктор Шахурин. «В странах Запада основные причины замедления – ужесточение монетарной политики ФРС США и крупнейших центробанков, а также сжатие взаимной торговли с Россией, в частности, поставок энергоносителей и других видов сырья. В Китае мощным замедляющим фактором выступает политика нулевой терпимости к коронавирусу, вызывающая остановку предприятий и снижение спроса. На этом фоне Россия, как традиционно экспортно-ориентированная страна, не сможет избежать экономического стресса, который усугубится теми антироссийскими рестрикциями», – отмечает он. «Опережающие сигналы, говорящие о предстоящем спаде российской экономики в силу ее экспортно-сырьевой направленности нужно искать не в изменении динамики внутренних макроэкономических индикаторов, а в ухудшении экономического состояния стран крупнейших потребителей энергоресурсов. И Россия вслед за миром в 2023 году войдет в настоящий экономический циклический кризис, примерно такой же, как кризис 2008–2009 годов. Только в отличие от событий 13-летней давности на этот раз глобальному кризису будет предшествовать санкционный спад экономики России на 2–3% в 2022 году», – соглашается аналитик TeleTrade Алексей Федоров.
Полную версию читайте на сайте www.ng.ru