Фото Reuters
Минсельхоз объявил о хороших урожаях, росте мясопереработки, производства молока, сыров, муки. Пищепром полноценно обеспечивает рынок, сообщило ведомство. Другой вопрос – качество продуктов, которое, по опросам, в ряде случаев вызывает нарекания. По данным Роскачества, хоть за минувшие два года россияне и стали реже жаловаться на сыры, молочные продукты и колбасу, качество этих продуктов не удовлетворяет большинство потребителей: 53, 56 и 66% соответственно. А доля тех, кто недоволен качеством хлебобулочных изделий, за два года выросла до 42%.
По итогам года ожидается рост сельхозпроизводства в РФ на 3,5%, объявил в среду глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев на расширенном заседании комитета по аграрным вопросам Госдумы. Как сообщается, этому способствуют в том числе высокие урожаи.
Так, по данным Минсельхоза, уже получено более 157,7 млн т зерна, по большинству других культур показатели выше прошлого года.
Кроме того, по словам Патрушева, в этом году ожидается прирост в производстве скота, птицы. «Также рост наблюдается в мясопереработке, производстве молока, сыров, сливочного и растительных масел, круп и муки, – приводит слова министра портал Минсельхоза. – В целом пищевая и перерабатывающая промышленность полноценно обеспечивает продовольственный рынок основными продуктами питания». Патрушев уточнил, что ключевые позиции Доктрины продовольственной безопасности в этом году будут исполнены.
По последним данным Росстата, которые касаются итогов 2021 года, доля импорта по многим продуктам питания сейчас существенно снижена. Так, в целом по мясу и птице доля импорта в товарных ресурсах составила в прошлом году 5,3% против, допустим, 26%, которые фиксировались в досанкционном 2013-м. По мясным консервам она составляет теперь примерно 9% вместо 20% за 2013 год. По колбасным изделиям – 1,3% вместо 3,2%. По сырам – 30% против 48%. По сухим молоку и сливкам – 30% вместо 60,5%. По муке – 1,1% против 1,5%.
Одновременно с этим происходила переориентация импортных потоков. В итоге в течение последних примерно восьми лет по некоторым позициям доля импорта сначала проседала очень сильно, а затем, наоборот, несколько увеличивалась, хотя и не до тех уровней, которые были в досанкционном 2013-м.
Один из примеров – сыры. В их случае доля импорта, составившая около 30% в 2021 году, – это не самый низкий показатель: минимальное значение фиксировалось в 2015 году, когда доля импорта составляла около 23%.
Другой насущный вопрос – качество продуктов питания. Не все потребители им удовлетворены в полной мере, хотя тенденция к улучшению оценок есть.
Как показал опрос, проведенный Центром изучения потребительского поведения Роскачества и компанией Online Market Intelligence среди 1200 россиян (старше 18 лет, проживают в городах с населением более 100 тыс. человек), за последние два года потребители стали реже жаловаться на качество колбасных изделий и деликатесов, молочных продуктов, сыров.
Однако доля недовольных качеством этих продуктов все равно остается высокой – речь идет о большинстве опрошенных потребителей. Так, в 2022-м на колбасные изделия жаловались 66% опрошенных, на молочные продукты – 56%, а на сыры – 53%. Что существенно, хотя и меньше, чем было два года назад, когда проводился аналогичный опрос. При этом доля недовольных качеством хлебобулочных изделий даже выросла за два года и составила теперь 42% вместо 36%.
Качеством каких продуктов недовольны россияне. В процентах от опрошенных. Источник: Роскачество |
Впрочем, не исключено, что недовольных качеством, допустим, фруктов или рыбы становится все меньше не только из-за улучшения характеристик этих товаров, но и из-за того, что россияне стали реже их покупать, а значит, и поводов говорить об удовлетворенности их качеством все меньше.
Например, как ранее сообщали в исследовательском холдинге «Ромир», около 97% городских покупателей потребляют молока и молочных продуктов меньше рекомендуемых рациональных норм Минздрава, 89% потребляют меньше нормы фруктов, 83% – рыбы, 76% – мяса (см. «НГ» от 10.04.22).
Причем на фоне инфляционных всплесков этого года рацион россиян стал менее разнообразным: часть продуктов приходится заменять дешевыми аналогами. Так, судя по данным отраслевых союзов («Союзмолока», Рыбного союза, Ассоциации компаний розничной торговли), в этом году спрос сместился с отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции на более доступное питьевое молоко, сокращался спрос и на рыбу, особенно дорогостоящую (см. «НГ» от 24.10.22).
И кстати, одновременно с этим вовсе не исключено, что, например, высокая доля потребителей, недовольных качеством молочных продуктов, в условиях, когда население этих продуктов недоедает, объясняется несоответствием цены и качества. Возможно, эти продукты стоят, в понимании потребителей, существенно дороже, чем должны бы, при том качестве, которое способны обеспечить производители.
Хотя, как обратила внимание директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда, комментировать предпочтения трудно, ведь каждый понимает качество субъективно: «У одного некачественный продукт – это тот, которым можно отравиться. Для другого – просто невкусный».
«Государство гарантирует, что следит за безопасностью продуктов. По всем оценкам, включая международные, в России в целом безопасные продукты», – говорит Шагайда.
Казалось бы, объективным показателем могло бы стать сокращение числа обращений, жалоб. Но тогда возникает другой вопрос: действительно ли с жалобами обращаются абсолютно все, кто посчитал продукт некачественным. Ведь оформление жалобы требует и времени, и финансовых затрат в виде, допустим, расходов на поездку в лабораторию для проведения анализа.
Доцент кафедры ресторанного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Мясникова, в свою очередь, считает, что недовольство потребителей качеством колбасных изделий, молочной продукции, включая сыры, хлебобулочных изделий «понятно и вполне объяснимо». Потребители стали более разборчивыми при выборе продуктов, часто изучают состав и отзывы покупателей, прежде чем сделать покупку, отдают предпочтение продуктам с понятным и полезным составом, говорит эксперт.
«Однако на полках магазинов продуктов, которые содержат только натуральные компоненты, без многочисленных пищевых добавок, не так много. Да и стоимость таких продуктов не может быть низкой», – добавила Мясникова. В то же время у производителей с учетом их растущих расходов на закупку сырья, логистику, оплату аренды, коммунальных услуг, выплату заработной платы возникает необходимость снижения иных издержек, и это может проявиться в замене натурального сырья, следует из комментария эксперта.
«В колбасные изделия добавляют мясо птицы механической обвалки, животный и растительный белок, клетчатку; в кондитерские изделия вместо сливочного масла добавляют пальмовое; в молочных продуктах молочный жир заменяют все той же «пальмой», – перечисляет Мясникова. – Используют пищевые добавки, позволяющие увеличить выход продукции». Тем более что и платежеспособный спрос населения не растет на фоне сокращения доходов.
«В то же время существует и другая проблема. Не всегда соотношение «цена – качество» соблюдается производителями и торговыми предприятиями, – говорит Мясникова. – Многие дорогостоящие продукты по качеству не соответствуют предпочтениям и ожиданиям потребителя». И это тоже приводит к недовольству покупателей.