0
12562
Газета Экономика Печатная версия

06.12.2022 19:32:00

2023 год может не оправдать надежд властей

Последствия эмиграции не позволят перейти к экономическому росту

Тэги: западные санкции, экономика, прогнозы, ввп, эмиграция, рабочая сила, массовый отток, рспп, шохин

On-Line версия

Все статьи по теме "Санкционные войны"


западные санкции, экономика, прогнозы, ввп, эмиграция, рабочая сила, массовый отток, рспп, шохин Сенатор Алексей Синицын (справа) рассказал о проблемах предприятий из-за санкций. Фото с сайта www.council.gov.ru

Следующий год может оказаться в экономическом плане хуже предыдущего со спадом значительно сильнее нынешнего года. Об этом говорят некоторые пессимистические прогнозы, которые в отличие от правительственных ориентиров учитывают негативный эффект эмиграции 2022 года. Пока же правительство и региональные власти продолжают по инерции успокаивать граждан устойчивостью российской экономики и перспективами ее финансового рынка.

Более половины компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, переориентировали свою деятельность из-за санкций, показывают опросы Торгово-промышленной палаты (ТТП), результаты которых озвучил во вторник на заседании комиссии Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын. По его словам, беспрецедентные по масштабу санкции перечеркнули многие достижения в международной кооперации и поставили перед отечественными экспортерами новые задачи и вызовы. Около 62% респондентов отметили значительное влияние санкций на общие результаты деятельности компаний, больше всего пострадали малые и микропредприятия. С острой необходимостью переориентации деятельности столкнулись 55% опрошенных компаний, лишь 17% сохранили рынки сбыта и партнеров. Наиболее острой проблемой, влияющей на ведение внешнеэкономической деятельности, 73% респондентов считают логистику.

Предпринятые правительством системные меры позволили стабилизировать ситуацию в финансово-кредитной сфере, поддержать граждан и бизнес, рестрикции не нарушили устойчивость финансовой системы, существенно не повлияли на макроэкономическую, финансовую и ценовую стабильность в экономике, заявил во вторник зампред Совфеда Николай Журавлев на заседании Совета по развитию финансового рынка в Финансовом университете при правительстве РФ.

Однако для экономического развития и технологического суверенитета страны требуется дальнейшее развитие финансового сектора экономики, способного на создание внутренних финансовых инструментов, поощряющих долгосрочные вложения частных и институциональных инвесторов в реальный сектор. Нужно, в частности, вернуть нормы о безотзывности госгарантий и усовершенствовать регуляторику для стимулирования кредитования проектов, касающихся технологического суверенитета и модернизации экономики, отметил он.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин накануне утверждал, что, несмотря на адаптивность бизнеса, 2023 год будет еще сложнее для экономики. «Мы считаем, что 2023 год будет более сложным, поскольку уже инерции не будет, и выйти на плато, на нулевой рост будет очень непросто. В лучшем случае в конце года начнется, хорошо, если в третьем квартале, а скорее – в четвертом, какое-то выравнивание». По словам главы РСПП, переход к восстановлению экономики, к позитивным показателям можно будет ожидать в 2024 году.

Минэкономразвития в течение года не раз улучшало свои прогнозы по спаду ВВП России по итогам 2022 года, в последний раз с 4,2 до 2,9%. Прогноз ЦБ предусматривает спад российской экономики в 2023-м на 2,6% год к году. Международный валютный фонд также улучшил осенью свой прогноз до минус 3,4% в 2023-м. Однако некоторые экономисты считают, что эти прогнозы слабо учитывают влияние фактора отъезда населения из РФ.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой и экономиста Ирины Ростовцевой, из-за массового оттока трудоспособного населения и сокращения инвестиций внутренний валовый продукт может упасть на 6,5%. Хуже в современной России с начала 2000-х годов сокращение экономики России фиксировалось только однажды – по итогам 2009 года на фоне мирового финансового кризиса российский ВВП упал на 7,8%.

«Мы считаем, что из-за миграционного оттока внутренний спрос продолжит сокращаться, и в сочетании с вероятным спадом инвестиций это может привести к падению ВВП на 6,5% по итогам 2023 года. Снижение экспортного потенциала – также серьезный фактор риска для перспектив роста в будущем году», – пишут банковские аналитики.

Российская экономика преподнесла позитивный сюрприз, показав снижение всего на 2,1% за 10 месяцев 2022 года. Именно этим объясняются относительно оптимистичные прогнозы ЦБ, правительства РФ и МВФ (даже несмотря на ухудшение показателей роста в сентябре-октябре). Тренд этого года вселил оптимизм в отношении 2023 года – текущий консенсус-прогноз рынка ориентируется на спад всего на 1,8%, а официальный прогноз предполагает снижение только на 0,8%, отмечают эксперты. Эти ожидания в большой степени опираются на исторические данные, так как с конца 1990-х все кризисы в РФ проходили по схожему сценарию – спад экономики в течение одного года с возвратом к росту на следующий год. Однако, по мнению Орловой и Ростовцевой, у нынешнего кризиса иная природа, и ситуацию не спасут ни стимулирующая бюджетная политика, ни благоприятная ценовая конъюнктура сырьевых рынков, ни снижение к сентябрю безработицы до нового исторического минимума в 3,8%.

Хотя система миграционного учета в России не позволяет оценить масштабы отъезда граждан РФ, по косвенным признакам эксперты вычисляют, что он был достаточно значительным. В третьем квартале число пересечений границ (которое эксперты интерпретируют как аналог числа выехавших за рубеж) выросло до 9,7 млн c 8,5 млн человек за аналогичный период прошлого года (Казахстан и Грузия стали двумя основными направлениями увеличения числа выездов). С учетом всплеска миграции в феврале-марте 2022 года речь может идти об отъезде порядка 1,5% всей рабочей силы РФ, пишут эксперты.

Кроме того, с февраля более чем вдвое выросли вклады россиян за рубежом – с 30 до 66 млрд долл., что, по мнению экономистов, говорит о физическом сокращении рынка потребителей в России. «Мы не ожидаем, что частное потребление восстановится в 2023 году, и прогнозируем его снижение на 2% в будущем году», – полагают Орлова и Ростовцева.

Низкая безработица пока фиксируется и потому, в частности, что многие уехавшие, особенно специалисты по информационным технологиям, люди творческих профессий, маркетологи, рекламщики, могут работать удаленно из любой точки мира, и Казахстан, Грузия, Армения становятся для них только перевалочными пунктами на пути в Турцию, а затем в другие части мира. Но с осени для тех, кто уехал с февраля возникает проблема налогообложения, так как отработавшие больше полгода за пределами Родины начинают считаться нерезидентами и налог с дохода, полученного из российской компании для них может вырасти в 2,3 раза – с 13 до 30%. Такое изменение в своих доходах уехавшие россияне вполне обоснованно будут считать достаточным поводом для поиска нового места работы, уже по месту проживания.

Снижение до 13-15% ставки НДФЛ для нерезидентов РФ, которые работают удаленно из других стран на отечественные компании, поможет решить проблему дефицита IT-кадров, заявил на днях Александр Шохин. «Проблема в том, что частично наши разработчики покинули отечественный рынок. Важно решить некоторые проблемы, которые не будут мешать им работать на российский рынок, находясь за пределами России, например в Казахстане, Армении или Киргизии. Для этого надо, во-первых, снизить налог для налоговых нерезидентов до 13-15%. Это позволит как раз дефицит кадров в этой сфере урегулировать. Сейчас они, пробыв более полугода за пределами РФ, должны платить 30% налога. Поэтому их интерес работы на российский рынок может снизиться», – отметил он.

Тема дефицита квалифицированных специалистов и налогового режима – на виду. Но законодателям может понадобиться время, чтобы убедиться в необходимости принятия нужного решения. То есть дождаться, когда люди реально перестанут работать на российские компании, а потом уж срочно принимать закон под звуки их сигналов SOS. Законотворчество в стране меняется быстро, адаптируясь под новые условия, но иногда на выходе получаются такие законы, что в стране остается всего несколько человек, которые могут их понять, жаловались во вторник участники заседания Совета по развитию финансового рынка. «Гром гремит, все вроде крестятся», образно выразился один из участников заседания. Возможно, креститься надо быстрее и тщательнее.


статьи по теме


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
590
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
480
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
541
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
463

Другие новости