Фото REUTERS
Российский вице-премьер Александр Новак объяснил сохранение квот на добычу нефти множеством факторов неопределенности, не упоминая при этом вводимый против России потолок цен на ее черное золото. Какие именно последствия будет иметь ценовой потолок на российскую нефть, пока не ясно. Пока же РФ пытается сохранить экспорт за счет использования собственного флота устаревших танкеров, считают западные эксперты. Некоторые аналитики прогнозируют дефицит предложения сырой нефти на мировом рынке. Ранее российские власти заявляли, что готовы сократить добычу в случае применения странами ценового потолка.
В воскресенье, уже после обнародования Евросоюзом ценового потолка для нефти из РФ, заседал министерский мониторинговый комитет стран – участниц соглашения ОПЕК+.
Позднее состоялась и полноформатная министерская встреча. ОПЕК+ обращает внимание на множество факторов, влияющих на спрос, от карантинов в Китае, до признаков рецессии во многих экономиках мира, сообщили участники заседания.
В октябре страны – участницы ОПЕК+ решили сократить квоты на добычу нефти с ноября на 2 млн баррелей в сутки по сравнению с октябрем и продлить сделку на весь 2023 год. Тогда же было решено встречаться раз в полгода, однако министры решили встретиться 4 декабря, за день до вступления в силу эмбарго ЕС и Великобритании на импорт российской нефти (кроме поставляемой трубопроводами и с рядом исключений), а также эмбарго ЕС и стран G7 на перевозку российской нефти морским путем, если она продается по цене выше установленного потолка.
Ожидания исхода встречи участников соглашения разнились. Газета Wall Street Journal сообщала, что Саудовская Аравия и другие производители нефти ОПЕК обсуждают увеличение добычи на 500 тыс. б/с. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Сальман опроверг эти предположения, заявив, что Саудовская Аравия готова скорее рассмотреть сокращение добычи.
В результате министры ОПЕК+ приняли решение сохранить действующие квоты на добычу нефти, следует из пресс-релиза альянса, обнародованного в воскресенье. Указывается, что принятое 5 октября 2022 года решение о снижении квот на нефтедобычу на 2 млн баррелей в сутки с ноября было «ретроспективно признано участниками рынка необходимым и правильным курсом действий по стабилизации мировых нефтяных рынков». При этом альянс оставляет за собой право встретиться внеочередно. «Придерживаясь проактивного и превентивного подхода, страны-участники подтвердили свою готовность встретиться в любое время и принять незамедлительные дополнительные меры для реагирования на рыночные изменения и поддержки баланса нефтяного рынка и его стабильности, если это необходимо», – подчеркивается в сообщении.
Российские власти приветствовали решение ОПЕК+. Вице-премьер РФ Александр Новак отметил, что «превентивное решение» о сокращении квот на 2 млн баррелей в сутки, принятое в октябре 2022 года, «было абсолютно правильным, направленным в первую очередь на стабилизацию рынка». «И мы подчеркнули сегодня, что рынок находится в более лучшем состоянии, чем два месяца назад, хотя много неопределенностей, безусловно, мы сегодня отмечали, в том числе это касается высокого уровня инфляции во многих странах, высокий уровень суверенного долга, ужесточение монетарной политики многими странами. Важный момент – это периодически возобновляющиеся вспышки COVID-19 в Китае, крупнейшем потребителе энергоресурсов», – отметил чиновник.
Следующая встреча министерского мониторингового комитета ОПЕК+ назначена на 1 февраля. А на 3 июня – очередная конференция ОПЕК. Полноформатная встреча министров ОПЕК+ состоится 4 июня.
В начале февраля 2023 года вступает в силу эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов, а также запрет ЕС и стран G7 на оказание услуг по транспортировке российских нефтепродуктов морским путем. Евросоюзом верхний предел цен на нефть из России решено установить на уровне 60 долл. за баррель. В документе уточняется, что ограничения распространяются на сырую нефть, нефтяные масла и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород. «Запрещено предоставлять танкерам техническую помощь, обслуживание, финансовые услуги, связанные с торговлей или транспортировкой, в том числе путем передачи между судами, в третьи страны сырой нефти или нефтепродуктов, указанных в приложении», – говорится в документе.
Ограничение на морскую транспортировку сырой нефти из РФ вступает в силу с 5 декабря 2022 года и «вводится переходный период в 45 дней для судов, перевозящих сырую нефть из России, закупленную и погруженную на судно до 5 декабря 2022 года и выгруженную в конечном порту назначения до 19 января 2023 года». Допускается перевозка нефти транзитом через Россию выше установленного потолка, если она произведена не в РФ и не принадлежит людям и компаниям из РФ. Ограничение стоимости нефтепродуктов начнет действовать с 5 февраля. В середине января 2023 года будет обсуждаться пересмотр предельной цены на российскую нефть. В документе говорится, что она должна быть минимум на 5% ниже рыночной.
По оценке экспертов, сегодняшний «потолок» будет вполне комфортен для российского бюджета и компаний. Минфин РФ сообщал, что в ноябре средняя стоимость нефти российской марки Urals составила 66,47 долл. за баррель. По данным ценового агентства Argus, в конце ноября в преддверии западных санкций стоимость Urals с отгрузкой из Новороссийска и Приморска рухнула до минимального с конца 2020 года значения около 52 долл. за баррель.
Российские власти при этом неоднократно сообщали, что РФ не будет поставлять энергоносители в страны, которые введут потолок цен на них. В воскресенье Новак сообщил, что Россия обдумывает механизм запрета на применение ценового потолка и готова даже несколько сократить добычу нефти в случае, если страны захотят применять его. Он также отметил, что внедрение такого инструмента может привести к дестабилизации рынка, дефициту энергоресурсов, снижению инвестиций.
Не исключено, что именно для «переориентации поставок» Россия намерена нарастить флот танкеров. Как пишет Financial Times, Россия надеется смягчить последствия от нефтяных санкций за счет «теневого флота» танкеров. Издание ссылается на судоходного брокера Braemar, по данным которого Москва уже закупила свыше 100 устаревших судов для перевозки сырой нефти. В консалтинговой компании Rystad сообщают, что Россия добавит 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу. Связанные с РФ операторы, вероятно, приобрели 29 супертанкеров, каждый из которых может перевозить свыше 2 млн баррелей нефти. Опрошенные эксперты при этом сомневались, что Россия способна использовать такие суда, так как они слишком велики для российских портов.
FT также предполагает, что РФ уже добавила к своем флоту 31 танкер, рассчитанный на 1 млн баррелей, и 49 танкеров на 700 тыс. баррелей каждый. В Rystad оценивают, что России необходимо свыше 240 танкеров, чтобы сохранить текущий экспорт. В компании полагают, что стране будет не хватать 60–70 танкеров, а экспорт по морю упадет на 200 тыс. баррелей в день. Общие объемы черной нефти из РФ, потерянные для рынка, по их подсчетам, составят 600 тыс. б/с. Braemar ожидает, что дефицит российской нефти на рынке может составить до 1,5 млн б/с.
Замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что в ближайшее время российские компании будут использовать европейский фрахт. «Они получают отсрочку, чтобы решить проблему перенаправления поставок из Европы 700 тыс. б/с, которые выпадают из-за эмбарго, вводимого с 5 декабря. Плюс еще к этому добавится порядка 150 тыс. баррелей после того, как Германия и Польша прекратят импорт нефти по «Дружбе», это произойдет с января. Сейчас нет угрозы того, что возникнет острый дефицит танкеров из-за отказа европейских компаний работать с Россией. Эта проблема будет отложена до весны», – говорит он. По мнению эксперта, найти танкеры непросто.
«Теневой рынок танкеров достаточно большой, но это, как правило, очень устаревшие суда, многие из них нужно просто списывать. То есть они требуют ремонта или дорогого обслуживания. Встает вопрос, насколько эти суда, которые сейчас закупаются, можно оперативно использовать. Если представить, что российские компании полностью прекращают работать с европейским фрахтом – Грецией, Кипром, Мальтой, – дефицит в любом случае будет», – рассуждает он.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович соглашается, что скупка теневого танкерного флота может России помочь. Другая альтернатива – перевозчики из дружественных юрисдикций. «А поскольку ценовой потолок оставлен на цене выше, чем текущие котировки российской нефти, то перевозчики из Европы по-прежнему смогут российскую нефть возить. На несколько месяцев этого хватит, а дальше уже по обстоятельствам», – рассуждает эксперт.
Бенефициарами введения механизма «потолка цен» на российскую нефть в основном станут две категории стран, говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. «Первая – это прямые конкуренты России в поставках нефти и нефтепродуктов на внешние рынки. Сюда можно отнести и страны ОПЕК+, которые будут замещать российские поставки, если Россия все-таки откажется от экспорта в страны, присоединившиеся к «потолку». Ко второй группе бенефициаров можно отнести дружественные или нейтральные к России страны, которые в основном являются нефтяными нетто-импортерами, которые получат возможность практически полной переориентации поставок из России в свои страны», – полагает он. Конечно, продолжает эксперт, это позволит им получить дополнительные скидки, полностью загрузить свои нефтеперерабатывающие мощности и увеличить предложение топлива на внутреннем рынке.
В числе проигравших, по мнению Федорова, окажутся страны – нетто-импортеры нефти, которые относятся к категории недружественных к России. «Всем им придется искать альтернативы российской нефти или закупать уже готовые нефтепродукты у Индии, Китая и ряда других стран, по более высоким рыночным ценам плюс нести более высокие расходы на транспортировку», – не исключает он.
Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман не столь оптимистичен. «Россия продолжит искать иные рынки сбыта. Прежде всего в Азии, Латинской Америке, Африке. Но перенаправить даже значительную часть объемов, поставлявшихся в Европу, вряд ли получится. Из-за меньшего спроса и насыщенности рынка другими поставщиками в данных регионах, а также из-за более сложных логистическо-транспортных условий», – указывает он. Эксперт также не исключает, что в случае ухода основной части предложения российской нефти от экспорта не только в ЕС, но и в другие страны, поддерживающие «потолок», цены способны взлететь к 100–120 долл. за баррель эталонного сорта.