Граждане стали реже ходить за продуктами. Фото агентства «Москва»
Сокращение продаж продовольствия, которое началось еще в апреле, продолжает ускоряться. В летние месяцы отставание от прошлогодних продаж составляло около 2%, в сентябре – 3,5%, а в октябре – уже 4,3%. Такое снижение можно было бы объяснить тем, что россияне из экономии стали просто меньше есть. Но есть и другое объяснение: в стране из-за эмиграции сократилось число потребителей продовольствия. Эксперты считают значимыми оба фактора – и сокращение населения, и попытки экономии у оставшихся граждан.
Последние данные Росстата показывают, что в октябре оборот розничной торговли сократился на 9,7% по отношению к прошлогоднему октябрю. За 10 месяцев этого года оборот розницы снизился на 5,9% в годовом измерении.
А по итогам всего 2022 года аналитики ожидают падения розничной торговли на 6,6%. Росстат при этом фиксирует увеличение доли продаж через интернет. Так, в октябре объемы продаж через Интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с сентябрем на 3,2% (в сопоставимых ценах), с октябрем 2021-го – увеличились в 1,1 раза. Таким образом, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций увеличилась до 9% против 7,2% в октябре 2021 года.
Из данных Росстата следует, что в общей структуре розницы снижались продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Так, оборот продовольственных товаров, напитков и табака по итогам снизился в годовом выражении на 4,3%. Для сравнения: по итогам сентября падение составило 3,5%. В целом по итогам 10 месяцев – 0,9%. Непродовольственная розница по итогам октября также упала, однако здесь падение, наоборот, замедлилось. Так, по итогам второго месяца осени оборот непродовольственных товаров в рознице составил 1,8 трлн руб., что на 14,3% ниже показателей прошлого года. По итогам сентября падение составило 15%.
У экспертов Telegram-канала MMI данные о падении именно продовольственной розницы вызывают удивление. При этом крайне удивительным и даже настораживающим выглядит провал в продовольственной рознице сразу на -4,3% год к году. «Это может косвенно свидетельствовать о том, что мы недооцениваем масштабы мобилизации и эмиграции», – рассуждают они, полагая, что эти данные могут говорить о сокращении числа потребителей в стране.
Подобный тренд демонстрируют и альтернативные замеры потребительских настроений. К примеру, согласно данным СберИндекса, в рамках которого замеряется недельная динамика потребительских расходов населения, по итогам последней недели октября общий прирост расходов на товары и услуги составил +5,5% год к году против роста на 7,2% неделей ранее. По итогам октября расходы домохозяйств на товары и услуги составят 4,85 трлн руб., что в реальном выражении окажется на 7,3% ниже, чем годом ранее.
Сегодняшнее падение оборотов продуктовой розницы не уникальная ситуация для РФ. С началом пандемии и коронавирусных ограничений население сократило покупки в магазинах. К примеру, в апреле и мае 2020-го падение оборотов продуктовой розницы в годовом выражении составило 8,2 и 7,6% соответственно. Падение закончилось лишь в апреле 2021-го – и вероятно, за счет эффекта низкой базы.
Падение оборотов продуктовой розницы эксперты «НГ» объясняют по-разному. «Основная причина снижения розничного оборота в октябре – устойчивое замедление спроса. Потребители предпочитают больше сберегать и меньше тратить. При этом динамика продовольственной торговли в октябре оказалась лучше, чем в предыдущие два месяца: оборот продовольственных товаров вырос на 1,8% в месячном выражении», – утверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «В целом можно говорить о том, что модель потребления стала более сберегательной. Это типично для потребителя в условиях неопределенности», – добавляет начальник отдела «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.
«Заметен факт оттока населения, причем в большей части регионов с высоким уровнем доходов населения и с более высоким чеком в продуктовой рознице. Однако не стоит забывать, что численность населения РФ увеличилась за счет прироста новых территорий», – рассуждает Екатерина Зеленская, управляющая компанией «Бухгалтерский дом ТОБУ». На снижение оборотов торговли влияет сокращение иностранных брендов, в том числе и в продуктовом ретейле, а также сокращение импорта продуктов. «Отдельный и самый значимый фактор – это падение реальных доходов россиян», – продолжает она. С этими выводами в целом согласен и член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский. «Из России ушло более 700 крупных иностранных компаний. Следовательно, множество квалифицированных сотрудников остались без стабильного дохода. Кроме того, множество россиян-соотечественников покинули страну с конца сентября. В октябре и ноябре к части из них выехали члены семей», – рассуждает он.
Эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин сомневается, что именно фактор мобилизации и отъезда части населения смог кардинально изменить картину потребительской активности. «Причины сокращения объемов розничной торговли связаны с общей неопределенностью ситуации в стране, заставляющей потребителей экономить», – считает Клюкин.
Розничные продажи сокращаются прежде всего из-за экономических неурядиц, напряженной политической ситуации и опасений за будущее, продолжает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. «Со стороны покупателей платежеспособный спрос сжимается из-за уменьшения доходов, роста цен, перехода потребительского поведения в режим экономии, попыток сбережения средств на черный день из-за неопределенности и ожидания перемен к худшему», – говорит он, полагая, что фактор мобилизации и оттока людей из страны также играет свою роль, но в меньшей степени. «Доля мобилизованных и уехавших в общей численности населения не столь высока, чтобы быть определяющим драйвером в сокращении розничных продаж», – считает аналитик.