23 ноября отмечает 15-летие Ростех — крупнейшая промышленная компания России. На ее плечах лежит почти половина всего российского гособоронзаказа, при этом более 40% выручки приносит гражданская продукция. Здесь производят тысячи разных продуктов — от боевых самолетов до медицинской техники. «Независимая газета» рассказывает о самых заметных проектах Ростеха, реализованных в последние годы.
Ростех для армии
Ростех ежегодно обеспечивает практически 100-процентное исполнение гособоронзаказа, уделяя при этом большое внимание созданию новых образцов вооружений и военной техники. Вот ключевые из них.
Cу-57
Авиационный комплекс пятого поколения разработан ОАК — ОКБ Сухого. Су-57 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование истребителя позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. На производственной площадке ОАК — КнААЗ им. Ю.А. Гагарина ведутся работы по наращиванию серийного производства этих самолетов.
Фото УВЗ |
Т-90М — глубокая модернизация Т-90, его можно считать новым танком. Он получил новый башенный модуль, современный панорамный прицел и автоматизированную систему управления огнем, современные средства связи, двигатель повышенной мощности. По боевой эффективности «Прорыв» превосходит своего предшественника, но при этом сохраняет его преимущества, такие как исключительная надежность и простота обслуживания. Получил боевое применение в ходе Специальной военной операции на Украине.
ПЗРК «Верба»
Переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба» — один из лучших в своем классе. Он способен уничтожать самолеты, вертолеты, беспилотники, крылатые ракеты на встречных и догонных курсах. Его можно применять в любых географических зонах, в том числе в горных и морских условиях, в температурном диапазоне от -50 до +50 °С. Принят на вооружение российской армии в 2014 году.
Тяжелая огнеметная система ТОС-2 «Тосочка»
Создана для уничтожения техники, зданий и живой силы противника объемным взрывом. Является развитием ТОС-1А «Солнцепек». Выполнена на колесном шасси грузового автомобиля «Урал», обладает улучшенными тактико-техническими характеристиками. Впервые была показана широкой публике на параде Победы 9 мая 2020 года.
Дрон-камикадзе «Ланцет»
Этот барражирующий боеприпас способен работать без спутниковой навигации, самостоятельно вести разведку и атаковать цель. Перехватить и сбить такие малогабаритные летательные аппараты почти невозможно, а потому они с успехом применяются в зоне СВО. Впервые был представлен на международном форуме «Армия-2019».
Инновации для «гражданки»
Сегодня любой высокотехнологичный продукт требует серьезных и долговременных инвестиций. Ростех вкладывал в НИОКР 5-7% выручки на протяжении многих лет. Только в прошлом году в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы было вложено порядка 170 млрд рублей. Это дало свои плоды не только в военной, но и в гражданской сфере.
Фото Швабе |
Аппарат газожидкостной искусственной вентиляции легких (ГЖИВЛ), созданный холдингом «Швабе», позволит спасать жизни недоношенных младенцев с недостаточным раскрытием легких. В 2024 году изделие получит регистрацию Минздрава, после чего начнет поступать в медицинские учреждения страны.
Двигатель ПД-14
Первый авиационный двигатель для гражданской авиации, разработанный «с нуля» и запущенный в серийное производство в современной России. Над его созданием работали десятки предприятий из смежных отраслей, в том числе двигателестроительные и металлургические заводы, производители электроники, отраслевые НИИ, вузы. Благодаря новейшим методам проектирования, создать эту силовую установку удалось всего за 10 лет. В данный момент с ПД-14 проходит испытания новый российский пассажирский самолет МС-21.
Криптобиокабина
Российский программно-технический комплекс, созданный для оказания государственной услуги. Оборудование позволяет оформить загранпаспорт нового образца, минуя личный контакт с сотрудниками отделов по вопросам миграции МВД России, что позволяет гражданину сэкономить время. Устройства интегрированы в существующую ИТ-систему выдачи загранпаспортов с биометрическими данными и оснащены надежной криптографической защитой. В столичных МФЦ уже работают более 100 таких кабин. Еще 470 действуют в регионах. С 2020 года их помощью оформлено более 240 тысяч паспортов.
Фото ОДК |
Первая полностью отечественная газовая турбина большой мощности для использования в составе энергетических и парогазовых установок в диапазоне от 110 МВт до 500 МВт. На базе этой турбины могут быть созданы энергетические и парогазовые установки большой мощности — от 115 до 495 МВт и выше.
Вакцины
Ростех ежегодно поставляет в российские медучереждения десятки миллионов доз вакцин от гриппа, а также от кори, краснухи, паротита и других опасных инфекций. В 2021 году был выведен на рынок уникальный препарат КОВИД-глобулин для лечения коронавируса, созданный на основе плазмы крови переболевших пациентов.
Транспортная безопасность страны
Автобусы, вагоны, самолеты и вертолеты, созданные на предприятиях Ростеха, перевозят пассажиров и грузы по всей стране, от них напрямую зависит не только комфорт передвижения, но и транспортная безопасность России.
Электробус КАМАЗ-6282
Создан по техническому заданию ГУП «Мосгортранс», работает на маршрутах в столице, тестируется и в других российских городах. Способен проехать на одном заряде аккумуляторов до 100 километров, при этом зарядка на маршруте от ультрабыстрой зарядной станции занимает всего 10-20 минут. Максимальная скорость автобуса составляет 70 км/ч, а вместимость — 85 человек. Серийное производство КАМАЗ-6282 начато в 2018 году. За это время Москве поставлено свыше 1 тысячи таких автобусов, из которых 775 собрано на заводе «КАМАЗа».
Инновационный вагон 12-196-02
Уралвагонзавод — крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов. Благодаря многолетнему опыту предприятию удалось создать инновационный вагон модели 12-196-02. Его преимуществами являются увеличенный объём кузова, грузоподъемность и пробег до первого деповского ремонта. Инновационные вагоны этой модели выпускаются на предприятии с 2014 года.
Фото ОАК |
Это самолет нового поколения, созданный Корпорацией Иркут (в составе ОАК) на базе новейших разработок в области авиастроения. Лайнер ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и низкие эксплуатационные расходы. МС-21 задает новый стандарт комфорта для узкофюзеляжных самолетов, который соответствует уровню дальнемагистральных лайнеров. В конструкции самолета использована рекордная в своем классе доля перспективных композиционных материалов, созданных на российских предприятиях. Высокое качество самолета обеспечено широким внедрением цифровых технологий при проектировании и производстве. В настоящее время продолжаются испытания самолета с российскими двигателями и композитным крылом из отечественных материалов, идет активное импортозамещение бортовых систем. Серийное производство машины запланировано на 2024 год.
Офшорный вертолет Ми-171А3
Создан для длительных полетов над водной поверхностью, в первую очередь для обслуживания морских буровых платформ. Максимальная взлетная масса машины — 13 тонн, дальность полета — до 1000 км. Первый полет Ми-171А3 совершил в 2021 году, в том же году он был впервые представлен на авиасалоне МАКС.
Фото КАМАЗ |
Обладает улучшенной эргономикой, повышенным уровнем безопасности, просторной кабиной с комфортными условиями для водителя. КАМАЗ-54901 оснащен новым, экономичным шестицилиндровым двигателем «KAMAЗ», новейшей автоматизированной коробкой передач и гипоидным задним мостом. Выведен на рынок в 2020 году.