Фото агентства городских новостей "Москва"
Рост трудовой нагрузки в стране подтверждается сразу несколькими тенденциями: сокращением безработицы, увеличением спроса на подработку, а также соцопросами. За последние годы в стране заметно сократилась доля неработающих или тех, кто никогда не уставал на своей работе. В мире экономистами давно зафиксирована прямая связь рабочей нагрузки и уровнем развития страны. В менее развитых странах продолжительность рабочей недели обычно выше, чем в развитых. В РФ будет нарастать дефицит кадров из-за сокращения и старения населения, а низкие доходы будут втягивать граждан в поиски дополнительной работы.
В России наблюдается необычайно низкая безработица. Премьер РФ Михаил Мишустин напомнил, что в сентябре уровень безработицы составил менее 4%.
Как пояснял премьер, этого удалось добиться благодаря в том числе и профилактическим мерам по поддержке занятости, среди которых – продление до конца следующего года решений по помощи гражданам, которые ищут работу.
Вице-премьер Татьяна Голикова в четверг сообщила о небольшом росте регистрируемой безработицы. За неделю численность официально зарегистрированных безработных увеличилась до 564 тыс. человек, что, впрочем, на 118 тыс. меньше, чем на 1 марта. При этом, добавила она, фиксируется снижение количества сотрудников, находящихся в простое, – с 76,6 тыс. до 76,3 тыс. человек, а также граждан, работающих в режиме неполного рабочего дня или рабочей недели, – с 84,1 тыс. до 81 тыс. человек.
Однако опросы населения показывают, что более существенной проблемой для россиян становится не безработица, а увеличение трудовой нагрузки и утомляемость работников.
Десять лет назад около 53% россиян говорили, что либо не работают, либо никогда не уставали на своей работе. Сегодня неработающих и неустающих только 48% от числа респондентов. Примерно так же выросло число заявляющих о значительной усталости после работы. Доля тех, кто уже не может после работы заниматься необходимыми делами, выросла с 18 до 24%. Такие данные опросов публикует «Левада-Центр», который признан в РФ иностранным агентом. Почти 40% респондентов заявляют сегодня, что нескольких раз в месяц возвращаются с работы настолько уставшими, что уже не могут заниматься необходимыми домашними делами.
Наибольшую усталость испытывают граждане в возрастных группах 18–24 и 40–54 года. «В октябре респонденты чаще всего отмечали, что за последние три месяца с ними случалось, когда они приходили с работы настолько уставшими, что не могли заниматься домашними делами, тратили на свою работу столько времени, что его не хватало на выполнение семейных обязанностей», – подчеркивают социологи.
Как часто/сколько раз за последние три месяца вы приходили домой настолько усталым, что не могли заниматься домашними делами? Источник Левада-Центр (признан в РФ иноагентом) |
О неравномерности трудовой нагрузки говорят и эксперты. «Cтатистика говорит нам о том, что около трети работников заняты на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Кроме этого мы видим высокую дифференциацию в размере заработной платы между отраслями, регионами, уровнями управления в компаниях и т.д. Что тоже определенным образом свидетельствует о существенной неравномерности трудовой нагрузки. С одной стороны, есть рабочие места с низкой заработной платой, не мотивирующей работника к интенсивному труду. С другой стороны, рабочие места с высокой заработной платой, которая часто характеризуется постоянными переработками, стрессами», – замечает руководитель экспертного центра «Деловой России» по трудовым отношениям и охране труда Виталий Федин. А падение трудовых доходов толкает работников к поиску возможностей трудиться еще больше, что опять же ведет к стрессу, выгоранию, продолжает он.
По всему рынку растет число вторично занятых, признает операционный директор платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. «Это может подтверждать факт неравномерной нагрузки на кадры, всплеск серой безработицы или просто повышенный интерес к совместительству во время кризиса среди работающих», – полагает он. Вторая работа или подработка есть уже у 30% работающих, продолжает эксперт.
При этом при таких переработках и усталости он не видит тренда на скорый переход на сокращенные рабочие недели. Происходящее скорее, как считает Сухоставец, говорит о формировании новой модели занятости – аренда труда вместо найма становится популярнее. Распространяется и совместительство.
Эксперты говорят о том, что общий низкий уровень безработицы не должен вводить в заблуждение. Важен и показатель общей численности рабочей силы. «За сентябрь рабочая сила сократилась на 0,5 млн человек (практически на 1%). Казалось бы, немного, но это падение всего за один месяц. Можно предположить, что это результат волны миграции и релокации за рубеж целого ряда компаний», – отмечает доцент кафедры Госуниверситета управления Николай Кузнецов. По данным Росстата, в сентябре общая численность рабочей силы в РФ составила 74,9 млн человек, что на 0,6 млн меньше, чем месяцем ранее. Есть падение и в годовом выражении. Год назад численность рабочей силы в РФ составила 75,6 млн человек.
Высокий уровень неопределенности в РФ сформировал адаптационную модель рынка труда. Многие работодатели сократили рабочее время и снизили переменную часть зарплаты, замечают эксперты Высшей школы экономики. Такая адаптация в будущем снизит доходы населения и увеличит риски бедности.
Россия в будущем может столкнуться с сокращением среднего класса, ростом неравенства и бедности, предупреждают эксперты из Института социальной политики (ИСП) ВШЭ. Ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики ИСП Светлана Бирюкова считает, продолжится сокращение занятых на крупных и средних предприятиях корпоративного сектора и вырастет численность самозанятого населения и платформенная занятость. В лучшем случает можно ожидать упрощения экономики и сокращения трудовых доходов, но только в краткосрочном периоде. «Уже в среднесрочной перспективе, к середине 2020-х годов, прогнозируются их восстановление», – сообщает Бирюкова.
Помимо упрощения экономики следует ожидать снижения производительности труда и отъезд за границу квалифицированных работников, прогнозируют в ВШЭ. Ослабление национальной экономики может привести к росту безработицы среди молодежи и женщин с маленькими детьми и снижению трудовых доходов, говорят ученые.
В пессимистическом сценарии, уточняет Бирюкова, вероятно формирование очагов длительной безработицы в моногородах с закрытыми предприятиями, что потребует создания программ по релокации этих работников или перестройки экономики в таких городах. Старение населения и депопуляция в России делают маловероятным существенное увеличение уровня безработицы в будущем.Если в России увеличивается трудовая нагрузка, то во многих развитых странах она сокращается – в том числе за счет введения четырехдневной рабочей недели. Переход к такой неделе тестируется, например, в Португалии. С начала этой недели бельгийские работники имеют право на четырехдневную рабочую неделю вместо пятидневной. Бельгия таким образом станет третьей в мире страной после Исландии и Новой Зеландии, которая официально вводит четырехдневную рабочую неделю в качестве опции для своих работников. В целом четырехдневную рабочую неделю начали вводить или уже ввели 40% компаний, следует из недавнего опроса Ernst and Young. Для России – сокращенная рабочая неделя пока что не обсуждаемый вариант. Как сообщал портал по поиску работы SuperJob, только 2% работодателей согласны перейти на такой режим работы. Четырехдневный режим работы введен лишь в одной из 100 компаний. Фактически ничем не закончились идеи по законодательному введению в РФ четырехдневной рабочей недели.
В менее развитых странах продолжительность рабочей недели обычно выше, чем в развитых. В Египте или Гамбии граждане трудятся больше 50 часов в неделю. А в Дании, Германии или в Норвегии рабочая неделя длится от 33 до 35 часов.