Иллюстрация пресс-службы компании «Главстрой» |
Миллионники различаются между собой по экономическим показателям, по качеству городской среды. Москва и Санкт-Петербург опережают остальные большие города. Как удавалось, например, Москве год от года улучшать качество жизни и показывать стабильный экономически рост? Синергетический эффект обеспечил вектор властей столицы на эффективное развитие территорий, включение их в экономику города путем строительства жилья, социальных объектов, транспортной инфраструктуры, создания рабочих мест. Московский рынок недвижимости обладает запасом прочности, заданным городом мерами по поддержке бизнеса в 2014-2015 годах, в период пандемии, поддерживающими мерами 2022 года.
Однако влияние макроэкономических факторов с тенденций продолжения кризиса в следующем году отразилось на спросе. Рынки недвижимости городов-миллионников особенно чувствительны к изменениям потребительского поведения. Исходя из описанной в «Стратегии развития российской строительной отрасли до 2030 года» логики, ее выполнение будет определять высокая потребность россиян в жилье. Потребность есть, однако она не обеспечена доходами, необходимыми для приобретения недвижимости. В ближайшие годы крупнейшие агломерации будут конкурировать за людей, за каждого покупателя.
В такой ситуации поддержать рынок недвижимости и строительную отрасль поможет доступ покупателей к финансовым ресурсам, смягчение Центробанком условий кредитования, конструктивная поддержка застройщиков со стороны власти и регуляторов в масштабе страны.
Стимулировать спрос на недвижимость будет качественная городская среда – основа для развития устойчивой экономики города, создающая условия для роста малого и среднего бизнеса, развития сильного среднего класса, улучшению инвестиционной привлекательности агломераций. Регион становится точкой роста для развития научно-технологичной, общественно-социальной и предпринимательской среды, что повышает покупательскую способность населения. Происходит постепенное развитие рекреационных ресурсов, развитие социальных институтов и общественной инфраструктуры: спорта, образования, культуры. Улучшается общее настроение и индекс удовлетворенности горожан. Именно девелопмент и строительство является активным и социально-ориентированным катализатором развития городов, стимулирующим позитивные активные изменения в экономике и рост благосостояния общества.
Современный российский девелопмент шагнул далеко вперед – это не только квадратные метры, а создание полноценных городских кластеров с полным набором инфраструктуры для жизни, бизнеса, отдыха и развития. Таких примеров по России уже много, но к запуску новых проектов застройщики относятся с осторожностью. Уверенности им прибавит системная поддержка государства и региональных властей. Ведь девелоперы полного цикла создают новые точки роста для жизни не только в масштабе города, но также решают экономические задачи страны, являясь социально-ответственными перед обществом.
Социальную ответственность бизнеса в девелопменте можно назвать новым вектором развития российских городов. В 2022 году данный показатель стабильно вошел в топ-5 критериев оценки репутационного профиля девелоперов. Социальная ответственность бизнеса – это вклад компании в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Что значит социальная ответственность в понимании потребителей?
Технологический центр компании «Главстрой» провел опрос среди покупателей недвижимости в 2022 году, более 60% опрошенных ответили, что позитивно оценивают социально ответственный подход и считают его важным критерием надежности девелоперской компании.
По данным исследования, под социальной ответственностью застройщика 57% респондентов понимают, что «девелопер строит парки в жилых кварталах»; 51% опрошенных – «строит социально значимые объекты»; «заботится об окружающей среде» – 41%; «создает доступную среду и инфраструктуру» – 26%; «формирует комфортную городскую среду на бывших промышленных зонах» – 24%; «занимается благотворительностью» – 15%.
Таким образом, в качестве критериев оценки социальной ответственности девелопера может выступать забота об окружающей среде, развитие городского пространства и общества, качество и экологичность используемых материалов, развитие кадрового потенциала, поддержка социокультурных программах.
Например, в портфеле «Главстрой» большую часть составляют проекты комплексного развития территории: на месте бывших индустриальных площадок строятся жилые комплексы, проводится масштабное благоустройство и озеленение прилегающих территорий. Конфигурация участков позволяет создать уникальную концепцию под проект, применив лучшие тренды социально-экономических кластеров. Кроме того, «Главстрой» продолжает реализовывать в Москве программу создания парков общей площадью более 25 га. Это позволяет улучшать инвестиционную привлекательность городских районов, в которых компания создает полноценный девелоперский продукт с акцентом на качество жизни и развитие социальных функций.
Развитие городского пространства с акцентом на социокультурные функции территории позволяет создать полицентричный кластер с множеством функций для деловой и социокультурной активности жителей.
Возрастание роли социальной ответственности бизнеса становится для девелоперов устойчивым конкурентным преимуществом, которое станет незаменимым на рынке недвижимости в ближайшие годы. Это связано с социальной ориентацией девелоперских продуктов и конкуренцией на рынке в непростых экономических условиях.
комментарии(0)