Фото агентства городских новостей "Москва"
Запланированное повышение цен на алкогольную продукцию в 2023 году не приведет к падению спроса, считают эксперты и производители. Однако складывается новая конфигурация рынка, что связано с изменением потребительского поведения. Так, наши соотечественники стали чаще отдыхать в России, а не за рубежом, поэтому вынужденно проявляют интерес к отечественным напиткам, в том числе, к новым российским брендам.
За первые восемь месяцев текущего года в стране продано на 8,4% больше спиртных напитков, чем за аналогичный период 2021 года, свидетельствует статистика Росалкогольрегулирования. Показатель отражает продажи напитков крепостью более девяти градусов, розничная же реализация водки выросла на 6,4%, но уже по данным за девять месяцев. Таким образом, спрос на алкоголь в 2023-ем году достиг максимальных значений за предыдущий трехлетний период. Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит, что россияне стали по-другому отдыхать: в этом году пили дома, а не на заграничных курортах. «Потребители выпили столько же, может чуть больше из-за общей психологической обстановки, но в прошлом году из учёта выпадала доля выпитого алкоголя на зарубежном отдыхе», – отмечает эксперт.
Отечественные предприниматели подхватили этот тренд. Так, производство отечественной водки за этот год выросло на 7,7% по сравнению с прошлогодними показателями. В целом, производство алкоголя, за исключением пива, сидра и медовухи, выросло на 12%. Производство коньяка увеличилось на 14,7%. Российские производители во многом нивелировали последствия ухода с рынка зарубежных брендов, а также позволили удержать рост цен, о чем говорят сами потребители. Например, согласно сентябрьскому опросу ФОМ, почти 40% россиян отметили рост цен на мясо и птицу в последний месяц, тогда как на повышение цен на горячительные напитки указало только 15% респондентов.
Данные сервиса «Контур.Маркет» (организует работу с ЕГАИС) говорят о том, что объём продаж российского алкоголя в денежном и количественном выражении уже превзошёл показатели зарубежных брендов. По официальной статистике регулятора, производство элитного алкоголя - рома, виски, джина, кальвадоса и виноградной водки, за первые три квартала увеличилось на 64,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Импортозамещение на рынке отечественной алкогольной продукции демонстрирует весьма внушительные темпы.
Впрочем, даже с импортным алкоголем ситуация далека от критической, полагают эксперты рынка. «В текущем году импорт алкогольной продукции в целом сократился более чем на треть либо по причине санкций, либо по решению самих производителей. Тем не менее, говорить о сложной ситуации с поставками алкоголя или о серьезном дефиците не приходится. Для большей части известных брендов существуют неплохие замены, или нишевые производители, в том числе, локальные», – утверждает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов.
Важно подчеркнуть, что российский потребитель традиционно делает упор именно на крепкие алкогольные напитки. «Продажи крепкого алкоголя росли во время пандемии, растут и сейчас. Пиво же очень зависит от погоды: жаркое лето – пьют больше, холодное – меньше, – рассказывает автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев. – Кроме того, покупательская способность населения снижается, выбор делается в пользу крепких напитков».
Логично, что такая тенденция попала в фокус внимания государства. Так, российский Минфин уже предложил повысить минимальную розничную цену на водку – с 261 до 281 рубля за бутылку объемом 0,5 литра, на коньяк с 480 до 517 рублей, а на бренди - с 349 до 375 рублей за аналогичный объём тары. Закупочные же цены на коньяк и бренди у производителя могут вырасти до 397 и 289 рублей соответственно, оптовые цены - до 419 и 304 рублей.
Эту инициативу прокомментировали даже в Кремле, намекнув, что ориентироваться лучше на мнение Минфина. «Какой-то позиции здесь нет. Это же вопрос экономической целесообразности. Никаких специфических обсуждений не было. Я бы рекомендовал, если это интересно, обратиться в кабинет министров», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Таким образом, цены на алкоголь будут расти, а россиянам придется заменять иностранные напитки отечественными, искать более дешевые аналоги привычной продукции.
Серьёзные изменения на рынке заставляют российских производителей адаптироваться и менять бизнес-стратегии. Так, в начале года крупный игрок в сегменте производства коньяка «Старейшина» группы компаний (ГК) ALVISA приобрёл подмосковное предприятие «Усовские винно-коньячные подвалы», чтобы наладить на заводе разлив приобретённого ранее бренда «Киновский». Теперь же ГК ALVISA перестроила планы и намерена начать производство настоек крепостью 35%. Причина в том, что такая категория алкогольных напитков стала менее конкурентной и более доходной после ухода брендов вкусового виски из России. Ещё одна причина перспективности развития в этом направлении - рост популярности приготовления домашних коктейлей. Автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев отмечает, что на нехватку крепких напитков и других алкогольных ингредиентов для коктейлей, жалуются российские бары.
Масштабные изменения произошли на рынке водки. Заводы «Русский Север» и «Родник и К» вошли в российскую группу компаний «Традиции Успеха». После произошедших корпоративных изменений ГК также активно занялась импортозамещением. На рынок выходят новые продукты. ГК «Традиции успеха» запустило линейку водок и коньяков под брэндом «Золото Династии», травяной десертный ликер TRAVYANICA, Aperitive Bitter Orange, как основа для коктейля Spritz, оригинальный DRY GIN Ginfeater, настойка полусладкая с ромом Admiral Storm.
«В целом, можно отметить, что рынок алкогольной продукции в России показывает положительную динамику. Что касается рынка крепкого алкоголя, то за январь-сентябрь 2022 года объём продаж продукции вырос на 5,5%, – прокомментировал ситуацию на алкогольном рынке владелец ГК «Традиции успеха» Александр Беспалов.
Доцент факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала РАНХиГС Михаил Перельман поясняет, что процесс замены привычных игроков на российском рынке продолжится. «Многих алкогольных компаний, особенно в регионах уже в ближайший год не будет. Оставшиеся же компании, которые обладают достаточными ресурсами, займут еще большее место на рынке и станут еще более конкурентоспособными», – полагает он.
Доцент кафедры ресторанного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Мясникова ожидает, что санкционное давление на зарубежные алкогольные компании продолжится, а отечественный бизнес оперативно подключится к импортозамещению там, где это возможно. В целом, отмечает эксперт, новые российские бренды продолжат осваивать российский рынок.