0
5602
Газета Экономика Печатная версия

17.11.2022 20:07:00

Аномальная инфляция превращается в уникальную дефляцию

Снижение цен уже вызвало сокращение производства в нескольких секторах экономики

Тэги: инфляция, цены, снижение, дефляция, цб, агропром, закупочные цены, жилое строительство


инфляция, цены, снижение, дефляция, цб, агропром, закупочные цены, жилое строительство Максим Решетников и Эльвира Набиуллина по-разному смотрят на возможность раскручивания дефляционной спирали. Фото с сайта www.government.ru

Чиновники российского ЦБ не видят опасности дефляционной спирали, при которой снижение цен вызывает длительное сокращение производства. Но в некоторых секторах российской экономики подобные процессы все же происходят. Нынешние закупочные цены на овощи и картофель в разы ниже прошлогодних, что делает производство нерентабельным, жалуются фермеры. А строители сокращают ввод жилья из-за долгосрочного снижения цен и платежеспособного спроса населения. Больше половины наблюдаемых Росстатом товаров дешевеют, а не дорожают, отмечают эксперты.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла в конце июня, что не видит дефляционной спирали, а наблюдаемое снижение цен – это всего лишь коррекция после резкого роста в конце февраля – начале марта. Однако ценовая «коррекция» все продолжается и продолжается. И производители в некоторых отраслях настолько огорчились ценовой «коррекцией», что даже решили сокращать производство.

«Урожай хороший, но толком не продается. Цены упали сильно: закупочная стоимость овощей, картофеля сейчас в два-три раза ниже, чем в прошлом году. Рапс тоже подешевел, но там хотя бы объяснение есть. Ну а почему такая ситуация с овощами, понять не можем», – жалуется глава набсовета Ассоциации крестьянских хозяйств Иркутской области Дмитрий Худаков. Он признает: несмотря на хороший урожай, аграрии почти ничего не заработали из-за низкого спроса: «Рынок сбыта замер. Никогда такого не было. С зерном тоже не очень приятная ситуация, реализация идет слабо». «Из-за санкций возникли проблемы с поставками запчастей. Этот год выправили на старых запасах, но в следующем дефицит проявит себя по-настоящему остро», – уверен Худаков. Доля импортной сельхозтехники на российском рынке составляет около 40%.

Согласно сентябрьским данным Росстата, цены сельхозпроизводителей на картофель снизились с начала года на 17,3%, на овощи – на 35,6%.

Лоббисты сообщают и о падении оптовых цен на мясную продукцию. «Мяса в стране уже выпускается больше, чем его можно съесть. Из-за этого средние оптовые цены мяса в начале ноября оказались на 5–25% ниже уровня цен годом ранее. Например, тушка бройлера подешевела на 10%, а куриное филе – на 15%.По сравнению с началом года оптовые цены на основные части стандартной говядины в среднем снизились на 10–15%», – рассказывает глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Он полагает, что снижение доходов населения и падение оптовых цен будут сдерживать рост цен на мясную продукцию в рознице и в следующем году. «Главный фактор, который влияет на цены мяса, – соотношение спроса и предложения и динамика располагаемых доходов населения. Так как предложение в 2023 году может вырасти, а располагаемые доходы будут оставаться под давлением, причин для резкого роста цен нет», – рассуждает Юшин.

С пессимизмом смотрят в будущее и производители молочной продукции. «В ближайший год нас ждет очень серьезная трансформация рынка», – говорит гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «В текущем году растем по производству товарного молока. На фермах около 3,5% будет прирост по итогам года, или почти 1 млн т», – рассказал Белов, отметив, что на некоторые молочные продукты спрос снизился на 15%.

Российские аграрии ранее отмечали снижение рентабельности производства зерна. По оценкам Российского зернового союза (РЗС), затраты под следующую посевную могут вырасти на 20–30% из-за увеличения издержек. Как результат – в ряде регионов площади под озимые сократили на 40% либо переключились на выращивание альтернативных сельхозкультур (см. «НГ» от 09.11.22).

254-4-2480.jpg
Урожайность картофеля в этом году выше,
а цены производителей – ниже.  Фото Reuters
Похожие процессы идут в строительстве жилья. «Цены могут откатиться к уровню начала 2020 года, то есть снизиться до 30% в зависимости от класса жилья. Отчасти это уже случилось: дисконт на вторичке составляет 10–20%», – прогнозирует руководитель центра IRN.RU Олег Репченко (см. «НГ» от 01.11.22). Ввиду таких перспектив строительство во многих регионах страны сокращается.

При этом российские чиновники с интересом комментируют изменения в десятых и сотых долях процента недельной инфляции, о которой сообщает Росстат. (При этом погрешность подобных замеров средних недельных цен чиновники почему-то не объявляют.)

Годовая инфляция в России за неделю с 8 по 14 ноября замедлилась до 12,4% с 12,52% неделей ранее, говорится в обзоре Минэкономразвития «О текущей ценовой ситуации». «На неделе с 8 по 14 ноября 2022 года инфляция составила 0,06%. В сегменте продовольственных товаров темпы роста цен снизились до 0,06% за счет дефляции продовольственных товаров, за исключением плодоовощной продукции. На плодоовощную продукцию сезонный рост цен продолжился», – пишут чиновники. Как сообщает Росстат, плодоовощная продукция в РФ с 8 по 14 ноября в среднем подорожала на 2%.

Но необычный характер ценовой «коррекции» начинают замечать даже идеологические сторонники руководства ЦБ, которые везде и всегда видят только инфляционные угрозы. По мнению ряда экспертов, в России сегодня наблюдается «абсолютно аномальная инфляционная картина». «Сценарий дефляции становится все более реальным», – замечают экономисты Telegram-канала MMI, делая вывод на основе четырех недель снижения индекса потребительских цен. «Из 104 товаров и услуг, входящих в расчет недельной инфляции, рост цен зафиксирован лишь по 38 позициям, а снижение – по 52. Это абсолютно ненормальный баланс падающих и растущих позиций, подчеркивающий реальность полноценной дефляции», – продолжают эксперты.

В российском Центробанке особый взгляд на ценовую ситуацию. «О дефляции как таковой в России сейчас говорить неуместно», – говорил летом зампред ЦБ Алексей Заботкин. «Для того чтобы в экономике сформировалась явная дефляционная тенденция, должны реализоваться как минимум две предпосылки. Первая – должны сформироваться очень низкие инфляционные ожидания, которые заставляют население и бизнес ожидать дальнейшего снижения цен и тем самым сокращать свой спрос. У нас текущая ситуация состоит в том, что инфляционные ожидания сильно возросли в результате событий этой весны. Вторая – необходимой предпосылкой является значительное снижение темпов роста денежной массы в экономике. У нас об этом тоже речи не идет», – объясняли в ЦБ.

«Наш Центробанк и сейчас, вероятно, не согласится с определением дефляции, предпочитая говорить о дезинфляции, то есть корректировке инфляции после очень высоких значений весны этого года. Ведь годовые темпы инфляции (за последние 12 месяцев) все еще выше 12%», – считает руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, угроза дефляции на рынке недвижимости вполне реальна. «В предыдущие два года увеличение объемов строительства стимулировалось за счет программ государственной поддержки льготной ипотеки. В текущем году доля продаж квартир по государственным программа у девелоперов достигала от 50 до 80%. Банки также отмечали увеличение этой доли в выдаче займов до 70–80%. Данная программа прекратит действие в конце текущего года. В таком случае уже в следующем году резко упадут продажи квартир в новостройках, а на рынке предложение превысит спрос. Если продажи упадут, девелоперам придется предлагать дисконт и снижать цены», – рассказывает он. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1848
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2030
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
2289
Покупательная способность средней пенсии упала за год на 5%

Покупательная способность средней пенсии упала за год на 5%

Ольга Соловьева

Подорожание потребительской корзины бедных россиян опережает инфляцию

0
3565

Другие новости