Более активное развитие фудшеринга помогло бы снизить число хронически недоедающих людей. Фото РИА Новости
Лишнее не распроданное в сетях продовольствие – это около трети всех отходов в России. В расчете на каждого жителя страны магазины отправляют на свалку больше 110 кг продуктов питания. Но попытки массовой раздачи продовольствия малоимущим в России срываются из-за сопротивления бюрократии. Вместо продуктовой помощи бедным в РФ будет организована централизованная схема утилизации непроданных продуктов в обход малоимущих граждан. Хлеб, фрукты и овощи магазины будут продавать на биржах вторсырья с выгодой для всех участников, объявили в госкомпании «Российский экологический оператор».
Нераспроданную еду российские торговые сети смогут продавать для переработки специализированным организациям с помощью электронной Биржи вторичных ресурсов, объявила в среду госкомпания «Российский экологический оператор» (РЭО). На бирже вторсырья будут продаваться хлеб, фрукты, овощи и прочая еда неживотного происхождения. В компании замечают, что одна из крупных розничных сетей уже присоединилась к инициативе. «Мы… разработаем концептуальный подход для реализации пришедшей в негодность пищевой продукции», – рассказывает гендиректор РЭО Денис Буцаев. Отдельно на бирже можно будет найти партнеров, которые занимаются утилизацией продукции животного происхождения и имеют необходимые для этого лицензии, сообщают в компании.
РЭО планирует запустить на бирже вторсырья новый отдельный модуль, который станет «удобным инструментом для прозрачного ведения бизнес-процессов участниками рынка с учетом особенностей деятельности ретейлеров».
Инициативу централизованной утилизации непроданного продовольствия в компании объясняют так: в России ежегодно образуется около 16 млн т пищевых отходов, или около трети от всего объема бытовых отходов, которые являются источниками загрязнения почвы, воды и воздуха. «Таким образом, в перспективе розничные сети на электронной торговой площадке РЭО смогут реализовывать испорченные или просроченные продукты питания ответственным переработчикам для последующего производства удобрений и кормов для животных», – объясняют чиновники.
Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) оценивала средние потери продуктов питания в 7% от розничного товарооборота. Ежегодный объем пищевых отходов в организациях, входящих в АКОРТ, может составлять 700 тыс. т. Из них около 25% приходится на торты, молочную гастрономию, мясные деликатесы, колбасу и бакалею. Еще 30% – на мясо, рыбу и птицу, 45% – на фрукты и овощи.
Сама Биржа вторсырья работает всего два месяца. В середине сентября о ее запуске объявлял глава РЭО Денис Буцаев. «Система позволит рынок сделать цивилизованным. Главная задача площадки – это создание экономических стимулов развития отрасли. Ваш отход – это ценное сырье, которое вы можете продать, щелкнув мышкой. Таким образом продажа и покупка становятся не таким сложным, но выгодным делом для снижения объемов захоронения на полигонах», – сообщал он. По словам Буцаева, в России ежегодно образуется 60 млн т бытовых отходов.
Некоторые сети ранее уже объявляли о планах сократить объем пищевых отходов с помощью продажи просроченных продуктов производителям кормов и удобрений. О такой инициативе летом объявляла торговая сеть «Магнит». «Мы начали поиск покупателей на продукты питания, которые утратили свои потребительские свойства: выбраны партнеры и заключаются договоры. В рамках этого проекта мы разработали схему списания и регистрации продуктов с истекшим сроком годности, которые продолжают иметь ценность», – рассказывали в сети.
Инициативу по реализации непроданного продовольствия в качестве вторсырья эксперты «НГ» оценивают по-разному. «Продукция с истекшим сроком годности – это просроченная еда, которая уже не может никак реализовываться. Ее надо правильно утилизировать и превращать во что-то полезное, а не просто везти на полигон», – рассуждает руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. Она приветствует идею направлять такую чистую органику в переработку отдельно. «Из такой продукции можно делать комбикорма, чистый компост. Если будет спрос на такое сырье и будут потоки, то что в этом плохого?» – говорит эксперт.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Александр Рыбаков полагает, что инициатива оператора может быть выгодна участникам рынка и привлечет инвестиции. А уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский считает, что мера позволяет торговым сетям снизить свои издержки. «Ведь раньше эти затраты они перекладывали на производителей через возвраты продукции с коротким сроком реализации. Например, два года назад только одного хлеба торговые сети возвращали нашим производителям несколько тонн в сутки, и он уходил на переработку или на корм скоту», – сообщает он. Эксперт напоминает: по требованиям Роспотребнадзора нельзя продавать продукцию за сроками годности, поэтому, вероятно, и возникает идея продавать такой товар как вторсырье.
Нежелание чиновников и предпринимателей организовать бесплатную раздачу нераспроданных продуктов вполне объяснимо с точки зрения их доходов. Ведь любая льготная продажа или раздача еды мгновенно сокращает входящий финансовый поток любой торговой сети. Поэтому в магазинах можно увидеть лишь символические корзинки с «едой для бедных».
«Схема бесплатной раздачи сопряжена с определенными сложностями. Производители и ретейлеры опасаются, что такие раздачи снизят спрос. Так же сложно будет гарантировать, что продукты не попадут во вторичный оборот», – говорит эксперт компании «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
«Эксперименты с раздачей еды проводились неоднократно, в том числе и крупными торговыми сетями. И они показали, что продукты, которые люди получают даром, очень часто оказываются в мусорном ведре. Люди берут это на всякий случай, а вдруг пригодится, все равно бесплатно. Складывают, они портятся, потом это все отправляется на помойки», – сообщает директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов «Наш фонд» Ольга Лакустова. Идея продажи просрочки на биржах как вторсырья тоже не выглядит для нее решением проблемы.
Эксперты из «Российской ассоциации электронных коммуникаций» и консалтинговой компании «Тиар-Центр» подсчитали, что россияне в год выбрасывают около 17 млн тонн продуктов питания. Таким объемом продовольствия в теории можно было бы накормить до 30 млн человек. По оценкам АКОРТ, возможность передавать на благотворительность продукты питания с истекающими сроками годности позволит спасти около 1 млн т продовольствия в год и обеспечить до половины рациона более чем для 3,5 млн жителей России.
«Законодательное стимулирование фудшеринга, прежде всего налоговое, позволит масштабировать эту практику и решить ряд социальных и экологических вопросов», – сообщил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Сегодня, по его словам, для ретейлеров фудшеринг сопряжен с налоговым обременением, что существенно затрудняет его развитие – компаниям выгоднее передавать товары на утилизацию, чем на благотворительные цели.
В Минпромторге еще летом заявляли, что поддерживают идею передачи малоимущим продуктов с истекающим сроком годности. Отмечалось, что министерство совместно с торговыми сетями прорабатывает законодательные решения для развития в стране программы фудшеринга – безвозмездной передачи продуктов с подходящим к окончанию сроком годности. Как ожидает ведомство Дениса Мантурова, это позволит в комплексе разрешить сразу несколько задач: «Начиная от гуманитарных вопросов и заканчивая вопросами сокращения образования отходов» (см. «НГ» от 15.09.22). Говорилось также, что ретейлерам выгоднее списать товары и утилизировать их, чем передавать продукцию на благотворительность.
Ранее те же самые чиновники пытались внедрять в стране продовольственные талоны для малоимущих. Такое бюджетное финансирование объявлялось механизмом социальной поддержки и стимулирования спроса на отечественную продукцию (см. «НГ» от 12.07.17, 18.05.21). Эту идею в течение нескольких лет обсуждали в Минпромторге, Минсельхозе и в парламенте. Программа господдержки спроса на продовольствие потенциально экономически эффективна и выгодна, причем не только для покупателей, но и для отечественных производителей, рассказывал Денис Мантуров. «Программа важная и нужная. Вопрос в том, в какой момент она будет запускаться и как финансироваться», – говорил министр. И обещал запустить продуктовые талоны в России в 2018 году.
Программа продовольственной помощи малообеспеченным россиянам могла бы охватить до 19 млн человек, оценивали в Минсельхозе. Цена всей программы для бюджета оценивалась до 300 млрд руб. «Внедрение в стране так называемых продовольственных карточек стало бы слишком затратным мероприятием, тогда как фудшеринг позволит переложить часть затрат, например, на торговые сети или другие организации, пожелавшие стать благотворителями», – поясняли эксперты.
На сегодня нельзя утверждать, что часть непроданных продуктов совсем не попадает на столы малообеспеченных. В автономной некоммерческой организации «Фудшеринг» отчитывались, что в месяц «спасают» 11,7 т нереализованной еды из магазинов и кафе. Благотворительный фонд «Банк еды «Русь» сообщал, что за десять лет своего существования принял и бесплатно передал своим подопечным 50 тыс. т продуктов и товаров. При этом главным сдерживающим фактором для развития фудшеринга в России благотворители называют налоги, который бизнес вынужден платить при передаче продуктов питания на благотворительность. «В результате утилизация товаров на полигоне выгоднее, чем фудшеринг», – утверждают благотворители.
«Важно разделять инициативу организации биржи вторсырья от программы фудшеринга – бесплатной передачи нуждающимся продуктов с действующим, но подходящим к концу сроком годности. Это отдельное направление, и оно сейчас активно развивается», - отметил «НГ» председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Он сообщил, что в рамках фудшеринга на благотворительность передаются хлебобулочные и бакалейные изделия, фрукты и овощи, полностью сохранившие свои потребительские свойства, до окончания срока годности которых остается не менее 2 дней.
«На данный момент пилотные проекты фудшеринга реализуют крупные торговые сети, добровольно передавая продукты питания нуждающимся через банк еды «Русь» и АНО «Фудшеринг», - напомнил он.
Что касается идеи продажи пищевых отходов через биржу вторсырья, то она находится в стадии проекта, уточнил Караваев. Однако если говорить в целом, то продажа просроченной продукции торговых сетей на фермерские нужды – распространенная мировая практика, которая позволяет компенсировать расходы торговых сетей на сортировку и утилизацию таких товаров и снижает воздействие на окружающую среду, отметил эксперт.
Биржа вторсырья – это эффективный инструмент снижения объемов пищевых отходов на мусорных полигонах, считает президент Благотворительного фонда «Банк еды «Русь» Юлиа Назарова. «Предшествующий этому этап связан с рациональным использованием ресурсов и предотвращением образования продовольственных потерь и пищевых отходов в принципе. Тут огромную роль играет фудшеринг», - сообщает она.
По ее словам, для успешного масштабирования фудшеринга необходимо решить вопрос с «входящим» НДС. Назарова также напоминает: ранее фудшеринг был еще менее выгодным для компаний. «В 2020 компании освободили от уплаты налога на прибыль», - указывает она.