0
4753
Газета Экономика Печатная версия

15.11.2022 20:51:00

Расшивать узкие места перевозок будут за счет бюджета

Санкционная война выявила хронические проблемы транспортной отрасли

Тэги: западные санкции, транспортная система, инвестпрограммы, грузоперевозки, железные дороги, тарифы

Все статьи по теме "Санкционные войны"

западные санкции, транспортная система, инвестпрограммы, грузоперевозки, железные дороги, тарифы Транспортный форум в Москве отразил низкую плотность инфраструктуры в России. Фото со страницы «Транспортная неделя 2022» в «ВКонтакте»

Транспортная система РФ выстояла под ударом санкций и будет развиваться за счет самой дорогой инвестпрограммы в стране, заявили чиновники правительства РФ во вторник. О проблемах отрасли хорошо известно перевозчикам, пассажирам и грузоотправителям. Замедление перевозок, неспособность выполнить заявки экспортеров на вывоз грузов, устаревшая инфраструктура общественного транспорта и высокие тарифы отмечаются в РФ уже не первый год.

Санкции Запада были рассчитаны и на полный коллапс в транспортной отрасли, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на пленарном заседании форума «Транспорт России» во вторник. Однако вопреки санкционному давлению и другим сложностям 2022 года транспортный комплекс смог не только успешно противостоять всем основным вызовам (перевозки грузов и пассажиров растут), но и заложил фундамент для своего будущего роста – уверен глава правительства.

По итогам девяти месяцев 2022 года, по данным премьера, грузовые перевозки достигли практически уровня прошлого года, превысив отметку в 5 млрд т. Выросли пассажирские перевозки всеми видами транспорта общего пользования. Суммарное число условных пассажиров перевалило за 7 млрд человек, отметил глава кабинета министров. Россия сумела сохранить свой парк самолетов, расширяет выпуск отечественной техники и развивает маршрутную сеть, рассказал Михаил Мишустин.

Показали действенность принятые властями меры поддержки отрасли, уверен премьер. Он напомнил, что на государственную программу развития транспортной системы в бюджете 2022 года предусмотрено около 1,3 трлн руб. Дополнительные средства правительство выделяло по плану первоочередных действий на десятки программ. Около 200 млрд руб. – на сохранение доступности перевозок воздушным транспортом (половина средств выделена авиаперевозчикам на возмещение затрат при полетах внутри страны, только «Аэрофлот» получил около 50 млрд). Еще 250 млрд руб. были выделены на инвестпрограмму «Российским железным дорогам». Дополнительные федеральные средства в объеме 60 млрд руб. получила государственная транспортная лизинговая компания, которая поставляет регионам со скидкой автобусы, трамваи, троллейбусы.

С 2020 года в РФ празднуется День работника транспорта. И хотя его установили на 20 ноября, поздравления участникам форума и всем работникам отрасли президент Владимир Путин и Мишустин озвучили во вторник. Описали важность профессии, пояснили, что от результатов их работы напрямую зависит реализация важнейших инфраструктурных проектов, в том числе расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, строительство новых скоростных автомобильных дорог, морских портов и мостовых сооружений, модернизация аэродромной сети. В общем, всего того, что позволяет обеспечивать бесперебойные перевозки людей и грузов, соединять регионы большой страны.

Возможно, из-за приближающегося праздника они не стали останавливаться на проблемах, а их у отрасли и было много, а в 2022 году к ним добавились и новые. О том, что на железных дорогах падает скорость перевозок, несмотря на массированную финансовую поддержку – и не только из национальных резервов, но и за счет повышения тарифов, которое близко к опасности разрушения экономики, наша газета уже писала (см. «НГ» от 10.11.22).

Инфраструктура грузоперевозок, перестройка которой обсуждалась десятилетиями, предсказуемо оказалась не готова к потрясениям последних лет, и особенно 2022 года. Губернаторы жалуются, что экспортеры не могут вывезти продукцию, значит, регионы не получают вовремя причитающиеся им налоги, а дороги забиты составами. Яркий пример – те 12 тыс. застрявших вагонов с 800 тыс. т угля, предназначенного для экспорта на восток, о которых сообщал Мишустину в начале ноября губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Из-за «пробки» на железной дороге грузы не могут вовремя отправляться в западном направлении. Из-за задержек железнодорожных поставок сырья возник риск остановки доменного производства, предупредила в конце октября Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь». По ее данным, срок задержек составляет более 20% от нормативного времени.

Невозможность поставок в Европу в РЖД называют потерями для недружественных стран. «До конца года недружественные страны потеряют 125 млн т груза», – сообщил на «Транспортной неделе 2022» глава компании Олег Белозеров. «Дружественные страны приобрели 60 млн уже на сегодняшний момент», – отметил он, добавив, что в рамках работы над транспортными коридорами идет «огромный прирост».

В работе над этими коридорами России важно не повторять прошлые ошибки, иначе они могут опять упереться в узкие тупики. О том, как медленно развиваются и с какими сложностями сталкиваются перевозки по новому коридору Север–Юг мы также писали. А во вторник Мишустин потребовал от Минтранса жестко контролировать строительство и реконструкцию пограничных пунктов пропуска.

Он указал главе Минтранса Виталию Савельеву, что «все должно быть построено вовремя», так как пункты пропуска – это основа транспортного развития, это «артерии страны», поэтому им нужно уделять особое внимание. Мишустин отметил, что в этом году на развитие пунктов пропуска выделили около 21 млрд руб., в следующем году планируется направить порядка 25 млрд, а в 2024 году – около 35 млрд. При этом он не удержался и добавил ложечку дегтя, вспомнив, как во время поездки в Амурскую область осматривал пункт пропуска Благовещенск–Хэйхэ на границе с Китаем. Как пояснил Мишустин, на этот переход средства выделялись несколько лет, но «из-за безалаберности, из-за того, что просто не могли приступить», работы там долгое время не двигались. 

Сейчас чиновники уверены, что «безалаберности» в дальнейшем будет меньше. Власти РФ планируют выделить свыше 4 трлн. руб. на финансирование транспортной системы в течение следующих трех лет, завил Мишустин. Среди основных задач, по его словам, поддержка связанности территорий страны, повышение мобильности людей и увеличение грузовых перевозок. Он напомнил, что все приоритетные проекты и мероприятия вошли в транспортную стратегию, утвержденную правительством, и они должны быть выполнены в строгом соответствии с установленными сроками», – подчеркнул Мишустин.
К 30 ноября регионы должны определиться с пятилетними планами развития своей дорожной сети, заявил во вторник вице-премьер Марат Хуснуллин. «С каждым субъектом планируется подписать пятилетний план-меморандум развития дорог. То есть люди будут знать точно, где какая дорога будет построена в течение пяти лет», – сказал Хуснуллин. Он напомнил, что на пятилетнюю программу развития транспорта в РФ фактически будет направлено 13 трлн руб. «Это самая большая программа из действующих», – подчеркнул вице-премьер. За пять лет планируется отремонтировать 110 тыс. км дорог, 650 мостов, построить 46 обходов населенных пунктов.



статьи по теме


Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
716
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
3038
Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Глеб Тукалин

В регионе недовольны мерами правительства против серых майнеров

0
6226
Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
3301

Другие новости