0
3623
Газета Экономика Печатная версия

14.11.2022 21:06:00

Развитие общественного транспорта стагнирует под разговоры о нацпроектах

Городская среда оказалась разорванной между вице-премьерами правительства

Тэги: общественный транспорт, качество, проблемы, нацпроекты, городская среда

Все статьи по теме "Санкционные войны"

общественный транспорт, качество, проблемы, нацпроекты, городская среда Транспорт требует постоянной поддержки общественности. Фото с сайта www.vn.ru

Общественный транспорт испытывает трудности, связанные не только с ограничением поставок иностранных запчастей, но и проблемы, известные в связи с пословицей «у семи нянек дитя без глазу». Идет сокращение маршрутов и количества транспорта на них. Из-за того, что городская среда разорвана на несколько национальных проектов, строители вводят жилье, а новоселам не на чем добраться до работы, ведь за общественный транспорт отвечают другие вице-премьеры (у электробусов и трамваев, например, отдельный куратор). Общественные структуры до замеров удовлетворенности пассажиров не допускаются (а это основной показатель нацпроекта), а сами перевозчики или их заказчики в мэриях таких замеров то ли не проводят, то ли засекретили.

Последний год оказался непростым для повестки развития общественного транспорта в регионах, отмечают авторы исследования качества общественного транспорта в российских городах, которое опубликовано в виде рейтинга. Они отмечают разрыв сложившихся логистических цепочек, перебои с поставками комплектующих, рост цен и другие факторы, которые затрудняли работу как операторов перевозок, так и производителей подвижного состава.

За год в 84 крупнейших городах РФ были закрыты 200 маршрутов наземного общественного транспорта (190 автобусных линий и десять10 троллейбусных), сообщили в компании Simetra, которая публикует рейтинги с 2020 года. По данным исследования, сократилось и число транспорта: автобусов на 7%, с 61 тыс. до 56,7 тыс., троллейбусов и трамваев – на 3%, с 11,9 до 11,6 тыс. При этом снижается интенсивность – за год средний интервал движения увеличился с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановках увеличилось с 1,8 до 2 минут.

Оставляет желать лучшего и качество транспорта. Например, из 440 тыс. автобусов 84% уже превысили нормативные сроки эксплуатации, а средний возраст общественного транспорта составляет 17,4 года. За последний год ситуация улучшилась, но не кардинально. Средний возраст трамваев сократился на четыре месяца (26,9 года), троллейбусов – на 1 месяц (14,3 года), автобусов – около 7 месяцев (8,6 года). При этом число заявленных на линиях автобусов сократилось с 61 до 56,7 тыс., среди машин среднего и малого классов – с 49 до 45 тыс.

Первые два места в российском рейтинге качества транспорта заняли Пермь и Новокузнецк – города, которые провели комплексную реформу общественного транспорта в последние годы (Москва и Санкт-Петербург исследуются, но не рейтингуются,T так как сильно выделяются по количеству жителей и бюджетам).

В рамках нацпроекта «Общественный транспорт» в 2022 году планируется потратить почти 33 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 2,7 млрд. Главные мероприятия – это обновление подвижного состава и инфраструктура наземного электротранспорта. «В ближайшее время обновим автобусные и троллейбусные парки в девяти городских агломерациях, направим в регионы 333 единицы техники», – рассказывал в конце июня вице-премьер Марат Хуснуллин. Оператором программы поставок новых автобусов, троллейбусов и трамваев является «Государственная транспортная лизинговая компания», техника приобретается с существенной скидкой с применением механизма льготного лизинга.

По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2020–2021 годах в регионы уже поставлено больше тысячи единиц общественного транспорта. До 2024 года в 21 городскую агломерацию планируется поставить еще столько же. На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд руб., отмечал вице-премьер.

Сокращение маршрутов на 4% и количества подвижного состава в общественном транспорте – это результат оптимизации, объяснил «НГ» член комиссии Общественной палаты по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов. Дело в том, что в 90-е, нулевые годы на дорогах городов и поселков царила вольница, частные перевозчики в погоне за пассажиром запускали через одну и ту же остановку несколько маршрутов, что само по себе неплохо. Однако многие перевозчики работали в серой зоне, не платили налоги. Сейчас основные маршруты передаются муниципальным перевозчикам, которым власти субсидируют перевозку социальных категорий граждан. В итоге идет сокращение не только маршрутов, но и количества транспорта, так как более крупный перевозчик часто меняет много маршруток на один большой автобус. «В 2021 году в стране действовали свыше 5 тыс. маршрутов общественного транспорта, – говорит Зотов, – сейчас их стало на 200 (около 4%) меньше».

Подобные показатели не регламентируются национальным проектом. Там основные из них связаны с косвенными показателями: например, доля пользователей, указавших на повышение качества транспортного обслуживания за последние 3 года должна была вырасти до 12% в 2021 году, а в 2024 ориентир уже 25% (35% в 2030).
Но насколько в реальности выросла эта удовлетворенность определить невозможно. «Подобные исследования у нас не проводятся независимыми, например, общественными организациями, потому что это дорого, а перевозчики не горят желанием открывать доступ к своим данным. Другие исследования, если они проводятся или самими перевозчиками или, например, муниципалитетами, во-первых, отсутствуют в свободном доступе, во-вторых, не могут считаться объективными», - говорит Зотов.

Через нацпроекты центральные власти берут на себя больше ответственности за формирование городской среды, однако, оказывается, что федеральные проекты иногда разрывают эту среду на части. За нацпроект «Жилье и городская среда» отвечает Марат Хуснуллин, за федпроект «Общественный транспорт» – первый вице-премьер Андрей Белоусов. Но у электрического общественного транспорта отдельный куратор – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко. В итоге в городах сплошь и рядом появляются новые микрорайоны, рядом с которыми нет остановок общественного транспорта.

В апреле Дмитрий Григоренко сообщил, что правительство одобрило 10 заявок на обновление электротранспорта в областных центрах. 10 проектов предусматривают поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты оценивается в 231 млрд руб. Проекты будут финансироваться за счет средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета.
«Сокращение маршрутов может идти по разным причинам, самые важные две: кончился запас ресурса на обслуживание маршрутов (это очень общее понятие, состоит из множества составляющих), идет сокращение невостребованных направлений, исключение дублирования и оптимизация сети, – пояснил «НГ» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. Само по себе это не всегда негативный процесс, считает эксперт. «Настораживает то, что одновременно растет пропорция в пользу числа маршрутов на нерегулируемом тарифе, т.е. маршруток», - говорит эксперт.
Информация об общем уменьшении пассажиропотоков косвенно подтверждает это. Однако снятие автобусов с направлений может негативно сказаться и на перспективах развития.



Читайте также


Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
4918
Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Ташкент повышает уровень дипломатических отношений с Кабулом

Виктория Панфилова

Узбекистан инвестирует в добычу золота и меди в соседней стране более миллиарда долларов

0
3637
Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Анастасия Башкатова

Чтобы преодолеть неравенство, необходимо умение извлекать выгоду из современных технологий

0
3524
Выгода быть здоровым

Выгода быть здоровым

Виталий Барсуков

Эксперты рассказали о здоровьесберегающих технологиях

0
16157

Другие новости