Чтобы вовремя «переобуть» машину, придется пересмотреть траты. Фото агентства «Москва»
Российские автолюбители совершают в среднем 20 поездок в неделю. И шесть из них – на общественном транспорте, перевес в пользу которого может увеличиться. Одна из причин смены приоритетов – растущие издержки, связанные с содержанием автомобиля, следует из опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ. Причем, по данным и НАФИ, и «Автостата», часть автомобилистов не просто экономят на расходниках, запчастях, сервисе, но и начинают меньше ездить, чтобы избежать износа или аварий. Хотя есть и позитивные поводы оставить машину в гараже – развитие городской транспортной инфраструктуры. Но это не повсеместная история, отмечают эксперты.
Большинство – 60% – российских автолюбителей, принявших участие в опросе НАФИ (1 тыс. респондентов из всех регионов РФ) передвигаются в основном на личном транспорте. Оставшиеся 40% примерно с одинаковой частотой пользуются и личным, и общественным транспортом.
Личный автомобиль ценят прежде всего за комфорт. Однако автолюбители перечислили ряд причин, из-за которых они будут отдавать все больше предпочтения именно общественному транспорту.
Первое место разделили два варианта, набравшие по 37% голосов. Это дорогое содержание автомобиля (высокая стоимость бензина, парковок в городе, ремонта) и состояние здоровья, которое не позволит управлять машиной.
Далее упоминаются такие варианты, как повышение частоты движения общественного транспорта (34% голосов), ухудшение ситуации на дорогах, проблемы с пробками – 31%. Немаловажным фактором для автолюбителей могло бы стать и гипотетическое снижение стоимости проезда в общественном транспорте: 22% готовы в этом случае меньше ездить на своей машине. Ни при каких условиях не готовы активнее использовать общественный транспорт для поездок лишь 4% опрошенных автовладельцев.
В среднем в течение недели автолюбители совершают сейчас 20 поездок, из которых шесть – именно на общественном транспорте, сообщают авторы обзора. Правда, оставшиеся 14, судя по исследованию, включают поездки не только на личном автомобиле, но и каршеринге, а также такси. Но с учетом того, что финансовый вопрос стоит для многих семей остро, очевидно, что в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации люди будут отказываться от любого затратного варианта передвижения, включая такси.
Как напоминают авторы исследования, «для снижения негативного воздействия на окружающую среду Транспортная стратегия России до 2030 года в качестве безальтернативного варианта предусматривает развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей».
Доступность городского общественного транспорта и перегруженность дорожных артерий – чувствительные темы для жителей городов. И если городская инфраструктура эффективно развивается, а добираться до пункта назначения на общественном транспорте становится все удобнее, быстрее и выгоднее, то это позитивный момент.
Однако если для части владельцев единственным выходом становится отказ от личного автомобиля из-за неподъемных издержек, причем вне зависимости от того, насколько хорошо развита в их городе система общественного транспорта, то это уже проблема, свидетельствующая об ухудшении качества жизни.
В НАФИ напоминают: по данным другого опроса, треть российских автомобилистов стали этой весной реже пользоваться личным автотранспортом, а две трети считают, что стали более внимательными на дороге из-за опасений попасть в ДТП. Основные причины, по которым боязнь ДТП усилилась, – «значительное подорожание ремонта автомобиля, затруднения с поиском автозапчастей и ожидания роста стоимости страхового полиса на следующий год».
В свою очередь, аналитическое агентство «Автостат», основываясь на результатах опроса 2,5 тыс. автовладельцев, сообщало, что в этом году по сравнению с прошлым каждый третий начал экономить на обслуживании и ремонте своего автомобиля. Экономия касается прежде всего расходников и запчастей (автовладельцы выбирают более дешевые аналоги), а также услуг автосервиса (автовладельцы чинят машину самостоятельно или обращаются к частным механикам).
Кроме того, часть автовладельцев решили отложить на потом покупку новых шин, аккумулятора и мелкий кузовной ремонт. Одновременно с этим 11% опрошенных, или каждый девятый, в принципе стали меньше ездить на своем автомобиле.
Стоимость содержания автомобиля за этот год выросла уже в среднем на 1 тыс. руб., составив около 10 тыс. руб., сообщал «Автостат». Но это усредненные цифры, многое зависит от марки автомобиля и пробега за месяц.
«По данным дилерских центров, обеспеченность комплектующими в среднем по рынку составляет 70%. Параллельный импорт и местные аналоги частично закрывают ходовые потребности, но разную сложную электронику и комплектующие люксовых машин приходится долго ждать. Да и параллельные схемы не помогли снизить цены, они просто сдерживают их рост», – сообщили в пресс-службе «Открытие Авто».
Как считает член координационного совета Федерации автовладельцев России Алексей Коваленко, более показательным будет анализ в структуре расходов семейного бюджета доли затрат на содержание автомобиля.
«Для программиста с зарплатой 300 тыс. руб. увеличение расходов на владение Volkswagen с 9 до 15 тыс. руб. в месяц – это рост доли с 3% относительно доходов до 5%, что, прямо скажем, несущественно. Для отца программиста, пенсионера с пенсией в 20 тыс. руб., увеличение расходов на содержание «Нивы» с 2 до 3 тыс. руб. – это рост с и без того немалых 10% до 15%, что, конечно, ощутимо», – привел пример Коваленко.
Добавим к этому общее повышение цен и учтем, что машина далеко не предмет самой первой необходимости, а значит, все больше людей начнут отказываться от авто. Но, как считает эксперт, это будет связано в целом с ситуацией с доходами и расходами домохозяйств, а не с отдельно взятыми ценами на автозапчасти или бензин.
При этом Коваленко обратил внимание на то, что в городах с развитой инфраструктурой общественного транспорта, каршеринга и такси своя машина действительно может остаться почти невостребованной за исключением некоторых бытовых поводов что-то или кого-то куда-то отвезти. Но если мы говорим про всю страну, то стоит учесть множество городов, не говоря о поселках, где транспортная инфраструктура не развита, и там, по его словам, у автовладельца нет варианта отказаться от личного транспорта в пользу общественного за неимением общественного.
Так что один из общих выводов экспертов состоит в том, что часть автовладельцев законсервируют свою машину в гараже или под брезентом около подъезда, но именно часть, это – по крайней мере пока – не станет массовым явлением. Массовой сейчас становится экономия на тех или иных тратах.
Также все более распространенной становится тенденция отказа от покупки нового автомобиля взамен старого. «В условиях ограниченных поставок новых автомобилей в этом году многие автомобилисты в России проявляют интерес к авто с пробегом», – сообщают в пресс-службе «Автодома». «Жители РФ стали меньше покупать новые автомобили из-за дефицита», – пояснили представители «АвтоСпецЦентра». По их данным, увеличивается средний срок эксплуатации автомобиля.
«Общая тенденция последних двух лет – увеличение срока владения машиной, который приблизился к пяти годам. То есть наши автовладельцы пересаживаются за новый руль в среднем каждые пять лет. Сложившаяся ситуация однозначно увеличит эту цифру, как и средний возраст автопарка: сейчас он составляет около 14 лет», – сообщили в «Открытии Авто».
Хотя, как пояснил руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов, корректнее говорить не о дефиците машин, а о замещении одних иномарок другими: «Во-первых, это китайские автомобили, которые поставляют официально. А во-вторых, поставки машин по параллельному импорту других брендов: японских, корейских, европейских». «Понятно, что это не те объемы поставок, которые были раньше, – отметил собеседник издания. – Но сейчас и сам рынок сильно просел: в 2,5 раза по отношению к 2021 году».