0
5113
Газета Экономика Печатная версия

09.11.2022 20:09:00

Технологический суверенитет пока остается красивой сверхидеей

Ученые советуют выносить экспериментальные производства в дружественные юрисдикции и массово переобучать население

Тэги: экономика, новации, технологический суверенитет, работники, переобучение, цмапк

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

экономика, новации, технологический суверенитет, работники, переобучение, цмапк Вице-премьер Юрий Трутнев анонсировал запуск серийного производства квадрокоптеров на Дальнем Востоке. Фото РИА Новости

Системное технологическое отставание России на протяжении последних десятилетий создало реальную угрозу ее безопасности. Но причина отставания – это вовсе не дефицит государственного или частного финансирования, а невосприимчивость российской экономики к новациям, отмечается в новом исследовании о препятствиях на пути к заявленному властями «технологическому суверенитету». Специалисты утверждают, что звенья системы госуправления тормозят внедрение новой техники и технологий, если не видят в ней источников для личных сверхдоходов. Результаты невосприимчивости или даже отторжения нововведений показывает и ход украинской спецоперации.

России нужно развивать технологический суверенитет, считают экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). При этом ученые констатируют сложности в его достижении. Они считают, что технологическая революция невозможна без массового высвобождения работников и их переобучения. А без этого страна будет оставаться в «ловушке дешевого труда», что и дальше будет сдерживать модернизацию. Проблемы низкой производительности и слабой восприимчивости страны к инновациям хорошо проиллюстрировали в этом году украинский кризис и проблема оснащенности армии техническими средствами. К примеру, российские власти только сейчас, в ноябре, заявляют о начале массового производства квадракоптеров. Так, в среду вице-премьер – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев сообщил, что первая партия из 100 квадрокоптеров до конца года будет изготовлена на Дальнем Востоке для снабжения участников специальной военной операции (СВО), после чего будет запущено серийное производство. «Мы считаем, что, помимо той продукции военного назначения, которую нам сегодня Дальний Восток производит, мы можем освоить выпуск новой продукции. Такая работа тоже ведется, такое поручение коллегам я дал, мы постараемся сделать ее как можно быстрее. Я не буду сейчас называть территории, просто скажу, что одна из территорий уже доложила сегодня, что к концу этого года будет изготовлена первая партия из 100 квадрокоптеров, дальше они выйдут на серийный выпуск. Это не единственный вид продукции, который мы будем осваивать», – рассказал он.

При этом чиновник добавил, что в настоящий момент аппарат полномочного представительства добивается от Министерства промышленности РФ данных о необходимой военной технике и оборудовании, чтобы увеличить производство на Дальнем Востоке.

В конце октября в компании «Алмаз-Антей» заявляли, что начали серийное производство квадрокоптеров и до конца года будет выпущено около тысячи дронов по цене «значительно ниже зарубежных аналогов». «Серийное производство многофункциональных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для гражданского рынка стартовало в Санкт-Петербурге... Первые 400 изделий будут собраны в ноябре, а до конца текущего года запланирован выпуск около 1 тыс. беспилотников», – приводили РИА Новости заявления концерна.

Заметим, в прошлом году глава Минобороны Сергей Шойгу объявлял, что количество БПЛА в стране превысит 2 тыс. штук. А глава Минпромторга Денис Мантуров в июле этого года обещал, что производство новейших беспилотников в России будет увеличено. При этом он подчеркивал, что это касается не только потребностей специальной военной операции, но и дальнейшего перевооружения нашей армии, авиации и флота.

Теперь уже бывший вице-премьер Юрий Борисов признавал, что Россия «с опозданием занялась серьезным внедрением беспилотных средств» (см. «НГ» от 04.10.22).

В конце октября премьер РФ Михаил Мишустин заявил, что российским властям нужно оценить реальные потребности армии на фоне спецоперации, а также расширить возможности такого производства. Ранее, этой осенью он распорядился создать пару новых автобронетанковых ремонтных заводов, определив их основную цель – «обеспечение ремонта бронетанкового вооружения и техники, автомобильной техники в интересах обороны». Согласно распоряжению премьера, в начале ноября должны пройти назначения руководителей этих заводов, а к концу года завершится государственная регистрация, о чем сообщает портал правовой информации.

246-4-1-650.JPG
Источник ЦМАКП
При этом экспертов и аналитиков изумляло появление в телерепортажах с линии фронта танков Т-62М, который представляет собой машину выпуска 1960-х годов, прошедшую модернизацию в поздний советский период. Некоторые объясняли это простотой и надежностью машины. Кроме того, указывалось, что призванные по частичной мобилизации резервисты также проходят подготовку на Т-62М (см. «НГ» от 07.11.22).

Депутат Госдумы от Забайкалья Андрей Гурулев в октябре в своем Telegram-канале после визита на 103-й бронетанковый ремонтный завод в Атамановке под Читой сообщал, что завод полностью обеспечен заказами на ближайшие три года. «Их все еще надо переварить, сделать 800 танков за это время – крайне крупный заказ, не считая всего остального… Танки не просто ремонтируются, а модернизируются. Те же Т-62 будут оснащаться современными тепловизорами, ночными прицелами, будет капитально усиливаться защита, навесная броня, защита против джавелинов, кормовая защита от гранатометов», – писал он. Депутат также указывал, что идет и обновление производственной базы, закупаются новые станки, «хотя вполне нормально функционируют и станки производства 30-х годов».

Российские эксперты указывают на важные особенности, с которыми российская экономика подошла к украинскому кризису. В частности, они обращают внимание, что ставка на импортозамещение конечной продукции, в свою очередь, предполагала рост зависимости от «промежуточного» импорта. Таким образом, усиливалась фрагментация экономики на экспортно ориентированную (плюс сектора с быстрым оборотом), самовоспроизводящуюся с точки зрения инвестиций, но имеющую ограниченный потенциал роста – и «прочую» внутренне ориентированную экономику, рассказывают в ЦМАКП.

Они также обращают внимание на такую давнишнюю проблему страны, как структурный разрыв между наукой и технологиями. И эксперты считают, что сложившаяся институциональная структура науки и дальше воспроизводит набор этих разрывов. «Фундаментальная «академическая» наука ориентирована частью на работу по «международной повестке дня» (с критерием успешности в виде участия в международных проектах / публикации в рейтинговых журналах), частью – на поддержание комфорта давно сложившихся коллективов. Сфера «проектной» (прикладной) науки и технологий государственных научных центров и госкорпораций ориентирована на реализацию задач, ключевых с точки зрения государства. Однако очень слабо связана со спросом на технологические инновации со стороны основной массы производств и еще хуже – со стороны «нового технологического бизнеса», – следует из доклада ЦМАКП.

По их мнению, основная масса среднетехнологических компаний не находит нужных решений на внутреннем рынке. «Соответственно весь предкризисный период Россия активно импортировала результаты чужих НИОКР в составе импорта готовых товаров», – подчеркивают экономисты.

И это при том что Россия тратит значительные средства на развитие НИОКР и обладает значительным числом исследователей. «Почти 42 млрд долл. (по паритету покупательной способности, ППС) – это немного больше уровня Италии. В нашей стране – шестой в мире по численности исследователей, сектор НИОКР 406 тыс. исследователей – это уровень Германии, Республики Корея, Великобритании и Франции», – указывают в центре.

Однако такой теоретический задел и общий потенциал фактически не имеет практического значения. В ЦМАКП отмечают слишком широкий спектр исследований в РФ, низкую концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, а также критическую зависимость по ряду ключевых компетенций от внешнего мира. При внушительных общих расходах и численности ученых расходы на НИОКР в расчете на одного исследователя оказываются существенно ниже уровня, обычного для технологически развитых стран. Для РФ этот показатель составляет 102 тыс. долл. Для сравнения: 150 тыс. долл. расходы НИОКР на одного исследователя в Венгрии, 300 тыс. – в Китае и 400 тыс. долл. – в США. В результате значительные – на уровне европейских стран – расходы на НИОКР почти не трансформируются в рост высокотехнологичного экспорта, поступления с рынка технологий, замечают экономисты.

Если тенденция низкого удельного финансирования сохранится – это как минимум приведет к сжатию занятости в научно-технологической сфере на 30–40%, до 250–280 тыс. человек, с соответствующей потерей компетенций и потенциала развития. Аналитики же советуют властям наращивать финансирование НИОКР за счет частного сектора.

Эксперты указывают и на проблему слишком дешевого труда в России и его низкой производительности. Это, в свою очередь, становится важнейшим стопором модернизации. «Труд слишком дешевый, чтобы замещаться роботами, соответственно относительно низкопроизводителен. В России в 2020 году было 5 роботов на 10 тыс. занятых в промышленности, притом что среднее в мире количество – 126 роботов на 10 тыс. Сложилась «ловушка дешевого труда». В условиях рисков социального кризиса именно здесь находится важнейший «стопор модернизации», – говорится в отчете.

Эксперты считают, что в конечном счете страна столкнется с дилеммой: либо терпеть слишком медленную и постепенную модернизацию, либо идти на рост безработицы уже бедного населения и развертывать комплексные программы профессиональной и территориальной мобильности занятых, которые будут ограничивать безработицу. Технологическая революция, по их мнению, невозможна без риска массового высвобождения занятых, ведь именно это «создает окно возможностей для развития новых отраслей».

Предложения по изменению текущего положения дел выглядят так: за этот год необходимо обеспечивать выживание научных организаций и гарантировать им занятость. В следующие три года нужно формировать «программы технологической модернизации научных организаций-участников», а также частично выносить «чувствительные к санкциям производства в «дружественные и нейтральные юрисдикции». Следующий этап предполагает «выращивание технологических чемпионов» и их участие в «гонке цифровых промышленных платформ для национального и мирового рынков». 

Ученые предлагают России становиться этаким «сублидером» технологического развития для развивающихся стран и стран-партнеров. И также продвигают идею «технологического антиколониализма». «Раз все люди равны – то и права на узурпацию технологической и институциональной ренты ни у кого нет», – резюмируют в ЦМАКП.
Эксперты «НГ» отмечают, что вопросы технологического суверенитета ставятся на уровне заявлений уже не первый год. «Определенная работа в этом направлении была сделана. И к новым санкциям в начале 2022 года Россия подготовилась. Но технологический суверенитет тут был неотделим от финансового. Отечественная продукция была просто дороже. Пока страна жила в режиме максимизации прибыли, шансов возродить эти отрасли просто не было», – замечает исполнительный директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов. Он также считает, что Россия, возможно, сохраняет лидерство в некоторых областях, однако у страны нет ресурсов для того, чтобы стать передовой во всех отраслях. Эксперт считает, что западные санкции открыли возможность российским компаниям для широкого использования обратного инжиниринга и копирования.


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1230
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1009
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
1109
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
858

Другие новости