Правительство РФ в среду утвердило стратегию развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года. Одновременно об успехах строителей в Совете Федерации отчитывался вице-премьер Марат Хуснуллин. За 10 лет должен быть введен 1 млрд кв. м жилья, что позволит обновить до 20% жилищного фонда страны. Эксперты «НГ» отмечают, что стратегии не хватает комплексного подхода. При этом многие важные новеллы, которые фигурировали в предыдущих стратегиях, просто исчезли, хотя проблемы так и остались нерешенными.
Судя по новой стратегии, правительство несколько подкорректировало одну из национальных целей, которая была обозначена президентом Владимиром Путиным. Речь о планах ввода жилья не менее чем 120 млн кв. м жилья в год. Изначальный срок достижения таких объемов был определен на 2024 год, а потом перенесен до 2030 года. Теперь стратегия определяет, что к концу 2030 года суммарный 10-летний объем ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв. м.
Пока дела идут вроде бы неплохо. За 10 месяцев 2022 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья вырос на 17% – до 84,4 млн, а по итогам года он может составить 95 млн «квадратов», сообщил Хуснуллин. Это станет очередным рекордом, в прошлом году построили 92,6 млн, что также было рекордом за всю историю страны. При этом вице-премьер признал, что без поддержки государством ипотеки рынок строительства начнет падать в 2024 году.
Правительство продлило в октябре действие семейной ипотеки до конца следующего года, но большинство из тех, кто хотел и мог воспользоваться этим инструментом, похоже, уже сделали это. По оценке «ДОМ.РФ», на конец сентября 400 тыс. семей были вовлечены в программу, а в следующие два года льготные кредиты по ней возьмут еще около 240 тыс. семей. В России идет падение спроса и остаются нераспроданными около 70 млн кв. м жилья – есть почти годовой объем ввода, заявил на днях вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз. Причем речь идет как о многоквартирных домах, так и индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС).
В стратегии планируется добиться вала по жилым площадям с помощью развития льготных ипотечных программ. В частности, в стране должна получить широкое распространение ипотека для строительства индивидуальных жилых домов – таких кредитов к 2030 году должно выдаваться не менее 500 тыс. А в целом к этому сроку различные ипотечные кредиты должны стать доступны для 60% российских семей.
Хуснуллин в Совфеде рассказал, что правительство планирует найти решение по поддержке ипотеки на вторичное жилье. «Мы всеми силами поддерживаем сейчас первичную ипотеку. Но ипотека на вторичный рынок сегодня никак не поддерживается, а если на вторичном рынке ипотека никак не развивается, то хуже продается ипотека на первичном», – сообщил вице-премьер. По словам чиновника, «в ближайшее время по ипотеке планируем просить на уровне председателя правительства, возможно, президента, собираться и находить решения, потому что без этого жилищное строительство развиваться не будет».
Жилой фонд России должен быть обновлен более чем на 20% к 2030 году, а уровень обеспеченности жильем должен вырасти с 27,8 кв. м на человека до 33,3 кв. м, отмечается в новой стратегии.
Многие системные проблемы остались не учтены новой стратегией, сказала «НГ» зампред комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Светлана Разворотнева. «Документ приняли в тот момент, когда у страны в целом и отрасли в частности появились новые вызовы, а средств, наоборот, стало меньше, – говорит она. – На решение проблемы аварийного жилья выделено в проекте бюджета на ближайшую трехлетку 50 млрд руб., а необходимо на порядок больше. Для детей-сирот, десятилетиями ожидающих положенного им жилья, нужно 100 млрд руб., но выделены опять по 10 млрд ежегодно и при этом даже без индексации».
«Мы оказались абсолютно не готовы к решению проблемы переселенцев с новых территорий, сейчас применяются точечные решения по выдаче жилищных сертификатов жителям Херсонской области. На мой взгляд, весь комплекс вопросов нужно решать через массовое строительство социального жилья, которое у нас пока так и остается на уровне трех экспериментальных домов в Воронежской области. Такая массовая застройка помогла бы решить сейчас вопрос переселенцев, а после их отъезда это жилье стало бы работать на решение проблемы детей-сирот и бывших жителей аварийного и ветхого жилья», – полагает Разворотнева.
Кроме того, отмечает она, из текста новой стратегии просто выпали новеллы о проблемах, который обсуждаются десятилетиями и которые хотя бы упоминались в предыдущих аналогичных документах. «В новой стратегии вообще ничего не осталось про то, как управлять многоквартирными домами, как поддерживать жилье высокой степени износа, которое пока не признано аварийным и т.п.», – сказала эксперт.
Стратегия не включает пока развитие новых регионов РФ, то есть их перспективы до 2030 года пока обрисовать сложно, хотя краткосрочный план будет готов через два месяца, обещают чиновники. Трехлетний план развития новых российских регионов будет утвержден до конца года, сообщил в среду Хуснуллин. «Это не только стройка, это планы по развитию экономики, медицины, банковского сектора», – сказал вице-премьер, отметив, что в дальнейшем планируется включить новые регионы в стратегию развития строительной отрасли до 2030 года.
До конца 2022 года планируется утвердить и программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства в регионах России, сообщил сенаторам вице-премьер. Он отметил, что на ее реализацию предусмотрено около 30 млрд. руб. на 2023 год, еще 100 млрд. – на 2024 год и 150 млрд. – на 2025 год. К бюджетным 280 млрд. планируется привлечь дополнительно такую же сумму. В итоге 500-600 млрд. планируется потратить на замену ветхих коммунальных сетей, которых в общей сложности 40%.
Отличие новой стратегии как раз в объединении двух проблем, собственно строительства и ЖКХ. В правительстве подчеркивают, что в сфере ЖКХ особое внимание уделено развитию инфраструктуры: к 2030 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников, должна увеличиться с нынешних 86,5% до 99%. Такого результата надеются достичь за счет строительства новых водопроводных сетей в сельской местности. Надо не забывать и про города, призвали сенаторы. По словам председателя Совфеда Валентины Матвиенко, чиновники любят ездить на рыбалку в Астрахань, обещают там ускорить модернизацию очистных сооружений, но нацпроект по очистке Волги остается незавершенным.
Еще одна инициатива от Матвиенко – решать вопрос с недостроем, передав Минстрою функции госзастройщика от Минкульта, Минспорта, Минздрава, чтобы, в частности, было меньше недостроенных санаториев и других объектов в регионах. Однако правительство склонно больше ответственности передавать на уровень регионов. Новая программа расселения аварийного жилья в России на 40% будет финансироваться из бюджетов регионов, сообщил в среду Марат Хуснуллин. Хотя в последние годы региональные программы такого расселения на 89% финансировались за счет федеральных средств и только на 11% – из бюджета субъектов. Теперь вернулись к практике, которая существовала с 2013 по 2017 год, которая, по словам Хуснуллина была самой эффективной. «Когда изменилось соотношение на 89 на 11 количество аварийного жилья выросло на 4 млн. кв.м.», – пояснил он. Кроме того он посетовал, что на программу Минфин согласовал «всего» 45 млрд руб. Речь идет о примерно 2 млн. кв.м. жилья, признанного аварийного с начала 2018 года по 1 января 2022.
Стройкомплекс в России, на мой взгляд, исчерпывает прежнюю модель массового строительства жилья, при которой строящееся жилье в многоквартирных домах выбрасывалось на рынок, а спрос стимулировался субсидированием государством ставок ипотечных кредитов, - сказал «НГ» завлабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Кирилл Янков. - В условиях экономического спада спрос на жилье падает, и уже с 2020 года меняется структура спроса: во многом под влиянием «самоизоляции» в пандемию и роста масштабов удаленной занятости растет спрос на малоэтажное, особенно индивидуальное жилье. Практически не строится арендное жилье. При этом сложившийся стройкомплекс, особенно в крупных агломерациях, «заточен» под многоквартирные дома, со снижающейся из года в год средней площадью квартиры и проблемами с качеством новостроек».
В этих условиях, считает эксперт, надо не завораживать круглыми цифрами, а разрабатывать новую финансово-экономическую модель жилищного строительства, отвечающую и сложной экономической ситуации, и возможностям бюджета, и прогнозируемому спросу населения.