Иллюстрация Pixabay.com
По данным департамента координации программ и проектов Минцифры, нехватка кадров в отечественной IT-индустрии достигла 1 млн человек — в том числе и специалистов в сфере кибербезопасности. Государство уже ввело целый ряд мер поддержки российских айтишников, однако их оказалось недостаточно, говорят эксперты.
Обнаженный периметр цифровой безопасности
Дефицит квалифицированных кадров наносит серьезный удар по российскому кибербезу — особенно на фоне растущего числа хакерских атак на IТ-инфраструктуру отечественных компаний, изданий и государственных ведомств.
Тревожные цифры озвучил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным 24 октября. С начала года количество нападений на российское цифровое пространство увеличилось на 80%. И если в 2021-м основной целью хакеров были субъекты отечественного финансового сектора, то сегодня — государственные предприятия и учреждения. Речь о тысячах инцидентов.
«Понятно, что эта борьба будет продолжаться всегда — против нас воюют кибервойска всех недружественных стран», — отметил Чернышенко.
У США, например, есть целое подразделение киберкомандования, бойцы которого уже более 15 лет тренируются совершать такого рода нападения.
При этом тех, кто может противостоять серьезным хакерским атакам, в России можно пересчитать по пальцам. Самые известные борцы с киберпреступниками — Positive Technologies (крупнейший отечественный разработчик решений для информационной безопасности) и Group-IB (одна из ведущих российских компаний в области создания решений для предотвращения кибератак и борьбы с мошенничеством, принимала участие в более чем 1,3 тыс. расследований киберпреступлений в РФ и за рубежом).
Целый ряд ведущих специалистов в области информационной безопасности сегодня находится «вне зоны доступа»: по разным (и как утверждают эксперты — зачастую надуманным) обвинениям их заключили под стражу незадолго до начала Специальной военной операции (СВО). Как отмечало издание «Газета.ru», изоляция таких известных айтишников, как Илья Сачков, Константин Козловский и Павел Врублевский — часть масштабной цифровой войны, развязанной против России иностранными спецслужбами.
Основатель компании Positive Technologies Юрий Максимов выступал с просьбой освободить Сачкова из-под стражи еще в конце марта, обращаясь к парламентариям, главе Минцифры Максуту Шадаеву, заместителям руководителей Минпромторга и Минэкономиразвития в ходе расширенного заседания комитета Госдумы по развитию IT-отрасли в условиях санкций. «Слушайте, отпустите Сачкова. Прям он нам очень нужен с точки зрения компетенций», — заявил Максимов.
Цифровые кочевники
По данным Минцифры, на конец 2021 года дефицит кадров в отечественной отрасли информационных технологий оценивался приблизительно в 500 тыс. специалистов. В Российской ассоциации электротехнических компаний заявляли, что за первый месяц после начала СВО территорию РФ покинули от 50 до 70 тыс. айтишников. Еще порядка 100 тыс. представителей индустрии могли уехать в апреле, отмечали в АНО «Информационная культура».
Вторая волна оттока IT-специалистов была зафиксирована в сентябре. Издание Forbes, ссылаясь на результаты опроса HR-холдинга Ventra, опубликовало прогноз, согласно которому около четверти российских программистов (при общей численности в 1,7 млн специалистов) собираются покинуть страну в течение ближайшего года.
При этом на отрасль сегодня возлагается огромный груз стратегических задач как по импортозамещению высокотехнологичных решений, так и по защите критической инфраструктуры страны. Это приводит к растущему кадровому голоду: выбывших «техноэмигрантов» нужно замещать квалифицированными специалистами различных IT-направлений. Однако уровень образования «замены» оставляет желать лучшего, а полное отсутствие применимых на практике знаний переводит текущее положение в крайне острую фазу.
Онлайн-курсы и IT-иммигранты
На фоне массовой «утечки мозгов» за рубеж с января по август количество резюме IT-специалистов на одном из самых популярных рекрутинговых ресурсов выросло более чем в полтора раза — с 211,1 тыс. до 327 тыс.
Этот парадокс легко объясним: на рынок пришли соискатели, окончившие онлайн-курсы и другие краткосрочные образовательные IT-программы. По мнению экспертов, квалификация таких кандидатов ниже вузовской подготовки (высшее или дополнительное образование).
Но и к качеству высшего образования есть вопросы. В комментарии изданию vc.ru руководитель Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Олейник заметил: «На протяжении последних 20 лет эксперты подчеркивают проблемы кадрового голода в IТ-сфере России. Одной из важнейших причин такой ситуации отмечается плохое качество подготовки IТ-кадров в университетах и недостаточное количество профильных программ дополнительного образования в сфере IТ. Определенная доля правды есть в этих утверждениях. Университеты дают базовые знания, а для работы в бизнесе IТ-специалистам нужны более специальные знания технологий и обязательно управленческие, аналитические, командные навыки».
Крупные компании начали привлекать IТ-иммигрантов из ряда стран СНГ — Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и др. В их числе — уже сформировавшиеся специалисты с внушительным багажом компетенций. Однако за свои знания и умения такие кадры запрашивают соответствующее вознаграждение. Работодателям также нужно учитывать разницу в менталитетах, непростую процедуру оформления айтишников из других государств.
Тот же Сачков не раз говорил о необходимости инвестиций бизнеса в подготовку кадров. По его мнению, специалистов нужно взращивать смолоду, создавая условия для их становления и развития. К этому процессу должны подключиться не только государственные институты, но и компании, которым следует брать патронат над вузами.
«Специальностям, которые нам требуется, очень часто не учат в вузах. Поэтому мы либо сами обучаем сотрудников, либо они получили эти знания по книгам. Думаю, со временем состав IT-специалистов будет еще моложе (младше 26-27 лет — это средний возраст работников Group-IB, прим. ред.), потому что дети будущего начнут еще раньше понимать, чем им нравится заниматься и раньше выходить на реальную работу, не ждать окончания университета», — отмечал Сачков еще в 2019 году.
IТ-компаниям нужно инвестировать в начинающих специалистов и сосредоточиться на развитии внутренних кадровых ресурсов. Крупным игрокам рынка необходимо открывать собственные образовательные центры. Пока эта схема работает ограниченно. А в сжатые сроки найти почти 200 тысяч профессионалов — нереально, считает известный айтишник.
На восстановление кадрового ресурса в IT уйдет до 7 лет
Сегодня в России действует ряд новых мер поддержки айтишников. Так, например, они могут воспользоваться:
-
льготной ипотекой по ставке в 5% годовых с суммой займа до 18 млн рублей;
-
отсрочкой от службы в армии до 27 лет;
-
отсрочкой от частичной мобилизации.
Важные условия — IT-компания должна быть аккредитована в Минцифры, а сам специалист — иметь диплом о высшем профильном образовании. А чтобы претендовать на ипотеку по льготной ставке, айтишнику необходимо зарабатывать от 150 тыс. рублей в городах-миллионниках и от 100 тыс. — в остальных населенных пунктах.
Однако не все специалисты в области информационных технологий имеют высшее профильное образование, поэтому не попадают под критерии отсрочки: так, по данным HeadHunter, около 66% мужчин-разработчиков и программистов работают без диплома. А уровень их дохода начинается с 40 тыс. рублей (столько готовы предложить работодатели стажерам-разработчикам). Самый многочисленный (38%) сегмент айтишников — опытные разработчики или мидлы — в среднем получают около 140 тыс. рублей в месяц.
Также специалисты в области информационных технологий боятся устраиваться в российские компании, переживая о финансовых, технических и репутационных рисках. Иностранные заказчики сегодня неохотно работают с разработчиками и программистами из РФ, доступ ко многим технологиям мирового уровня сегодня закрыт, а переводы из-за рубежа в подсанкционные банки стали невозможны.
Из-за этого некоторые российские IT-компании релоцировались в другие страны (Армению, Казахстан, Турцию), где госструктуры уже пытаются заключать контракты на привлечение российских специалистов к разработке собственных национальных средств киберобороны.
Воспитание нового поколения борцов с киберпреступностью — процесс долгий и трудоемкий. В нем должны быть задействованы и государство, и бизнес, считают эксперты отрасли. Должный уровень образования — первая ступень в создании мощного кадрового резерва, способного противостоять современным вызовам.
Пока настоящих высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и охраны цифрового периметра готовят лишь в ограниченном количестве вузов (в первую очередь — математических). Уже звучат предложения о создании отдельных образовательных учреждений высшего звена для обучения по востребованным сегодня IT-направлениям. Курировать такие институты должны крупные компании отрасли.
По оценкам некоторых экспертов, новая волна айтишников может прийти только через пять-семь лет. Однако национальные интересы и обороноспособность страны требуют решений именно сегодня. Пока у России есть компании и специалисты, которые могут стать киберщитом в развязанном цифровом противостоянии с Западом, где профессиональное воспитание IT-экспертов поставлено на поток. Необходимо объединить силы отечественных компаний, чтобы создать информационно безопасное пространство.