Перед главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым стоит задача запустить инвестиционный цикл, несмотря на внешние и внутренние препятствия. Фото РИА Новости
Инвестиционная активность бизнеса проявляется сейчас крайне неравномерно. В октябре доля крупных компаний, которые ведут инвестиционную деятельность, выросла до двух третей. Однако каждая пятая компания сокращает вложения. Адаптация к кризису за счет урезания инвестиций может стать болезненной мерой, если речь идет, например, о моногородах. По данным Центра стратегических разработок, проблема затронула уже почти 4% градообразующих организаций. Вынуждены менять свои финансовые модели и компании, претендующие на господдержку в рамках механизма соглашений по защите и поощрению капиталовложений (СЗПК), тем более что он предполагает новые регуляторные «шлагбаумы». Пока только 20 из около 70 поданных в Минэкономразвития заявок в высокой степени готовности к подписанию. Как уточнил ВЭБ.РФ, это в основном проекты в сельском хозяйстве.
В октябре инвестиционную деятельность осуществляли примерно 66% крупных российских компаний, что заметно лучше сентября, когда показатель был около 60%. Это следует из опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), в котором ежемесячно принимают участие в основном представители крупного промышленного бизнеса. Одновременно с этим «пятой части компаний пришлось сократить объем инвестиционных вложений».
Хотя, как уточнил в конце минувшей недели глава РСПП Александр Шохин, российский бизнес не отказывается от инвестиций, но откладывает ряд проектов. Предприниматели, по его словам, на развилке – наладить импортозамещение или поставки из других стран, «дилемма серьезная».
Затухание инвестиционной активности уже дает о себе знать в некоторых моногородах, тоже вынужденных адаптироваться к кризису. Как сообщает в своем обзоре Центр стратегических разработок (ЦСР), сокращение инвестиционных программ провели 12 градообразующих организаций из 332 действующих, то есть почти 4%. Сравнительно немного, это дает надежду на то, что такая практика не становится среди моногородов массовой.
Однако авторы обзора делают уточнение: их исследование проводилось методом анализа открытых источников за период с марта по июль 2022 года. Изменения, которые могли повлечь за собой более поздние события, например сентябрьские, пока не учтены. Кроме того, части информации о сокращении инвестпрограмм в принципе может не быть в открытом доступе.
В итоге, как ожидают в ЦСР, «с ухудшением экономических показателей число таких предприятий может увеличиваться». Особенно если учесть, что идет в том числе «отказ иностранных компаний от инвестиций в активы, расположенные в России».
А сокращение инвестиционных программ несет в себе риск значительного замедления модернизации и потери конкурентоспособности на рынке в средне- и долгосрочной перспективе, уточняют авторы обзора. Что для моногорода может стать не только экономической, но и социальной проблемой.
В ЦСР добавили: есть примеры, когда сокращаются инвестиции по направлениям, не связанным напрямую с производством; допустим, в обзоре аналитиков упоминается отказ от ремонтно-строительных работ в столовых и местах отдыха для сотрудников.
Своя дилемма, судя по всему, и у регуляторов, от решений которых зависит господдержка инвестиционных проектов. Как сообщил на прошлой неделе Александр Шохин, сейчас РСПП ожидает подписания не менее 20 соглашений о защите и поощрении капиталовложений по новым заявкам в рамках обновленного законодательства.
Хотя, по его уточнению, еще весной у бизнеса было до 80 намерений заключить такие соглашения. Снижение числа заявок, по словам Шохина, «связано прежде всего с тем, что по-новому надо переформатировать эти проекты». И не все компании пока еще готовы это сделать.
Напомним, осенью, чтобы перезапустить в стране инвестиционный цикл, правительство разморозило механизм СЗПК. Он предлагает возмещение затрат на инфраструктуру и стабилизацию условий предпринимательской деятельности. Все проекты в рамках СЗПК реализуются исключительно на частные и заемные средства, задача государства – обеспечить стабильность условий ведения деятельности и возместить затраты на строительство инфраструктуры, разъяснили в Минэкономразвития (МЭР).
Хотя кое-что по сравнению с предыдущей версией в механизме изменилось. Были уточнены полномочия и ответственность ВЭБ.РФ в части анализа финансовой модели инвестиционного проекта. Органы исполнительной власти субъектов РФ были наделены полномочиями по предварительному рассмотрению паспорта инвестпроекта и подготовке заключения на предмет эффективного расходования бюджетных средств – «региональный шлагбаум».
ВЭБ.РФ сейчас проводит анализ инвестпроектов, которые могут получить государственное сопровождение в первую очередь. Фото РИА Новости |
Гендиректор Агентства защиты инвестиций Сергей Рыбаков подтверждает: принятые в июне этого года поправки в закон о СЗПК существенно изменили многие аспекты. В частности, по его словам, «несмотря на то что теперь в объеме капиталовложений для целей СЗПК можно учитывать в том числе заемные средства (раньше – только собственные средства инвестора), в целом порог необходимых капиталовложений для всех отраслей экономики был существенно повышен, и ряд проектов просто «не вписался» в новые рамки».
Кроме того, с момента заморозки механизма СЗПК прошло около полутора лет, и за это время ряд проектов перестали соответствовать иным требованиям, предусмотренным в законе о СЗПК, в частности, так называемым «критериям новизны», добавил Рыбаков.
И хоть решение о возможности и целесообразности заключения СЗПК в новых правовых и экономических реалиях принимают сами инвесторы, регионы также теперь наделены «правом вето», рассматривая инвестиционные проекты для целей СЗПК и выдавая на каждый проект заключение в контексте его бюджетной эффективности, отметил Рыбаков. «Со стороны Российской Федерации проекты рассматриваются и оцениваются Минэкономразвития России и ВЭБ.РФ», – уточнил он.
«Резко возросла роль региональных властей как первого фильтра, – соглашается гендиректор группы компаний «Альт-Инвест» Дмитрий Рябых. – Региональные бюджеты более скромные, поэтому региональные власти менее охотно соглашаются на льготы и субсидии, а также более требовательны к социально-экономическим эффектам от реализации проекта на региональном уровне». Федеральные власти, по его словам, скорее всего смогут наладить поточное рассмотрение заявок на СЗПК, а на региональном уровне каждый проект рассматривается индивидуально, а потому дольше и сложнее. Но, как говорит Рябых, это не означает, что региональные власти полностью отметают часть проектов, но их готовность к подписанию соглашений задерживается.
Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития, «инвесторы подали порядка 70 заявок на СЗПК, а 20 проектов, упомянутые РСПП, – это заявки в высокой степени готовности к подписанию». «Они сейчас рассматриваются уполномоченной организацией ВЭБа. После инвесторам может понадобиться скорректировать пакет поданных документов, вновь пройти оценку ВЭБа и лишь затем заключить СЗПК», – уточнили в ведомстве Максима Решетникова.
Причем, по данным министерства, несколько компаний (их число ограничено единицами) отозвали заявки, но это не означает закрытие проекта: некоторые из них уже завершены и не нуждаются в механизме. «Часть инвесторов корректируют финансовые модели с учетом новых экономических реалий и поправок в закон о СЗПК», – добавили в МЭР.
Также в МЭР уточнили, что если говорить о всех примерно 70 проектах, то они охватывают такие сферы, как добыча полезных ископаемых, транспорт, лесопереработка, обрабатывающие производства, электроэнергетика, сельское хозяйство, нефтегазохимия, здравоохранение. А те 20 проектов, которые находятся в наибольшей степени готовности к подписанию, – преимущественно в сфере сельского хозяйства, также в МЭР упомянули лесную промышленность, нефтехимию, транспорт, энергетику.
«В настоящее время ВЭБ.РФ проводит анализ документов, предоставленных инвесторами для заключения СЗПК. Среди заявок, имеющих высокую степень готовности, преобладают проекты в отрасли сельского хозяйства», – подтвердили «НГ» в пресс-службе ВЭБ.РФ.