Строители чаще других ищут подработку. Фото агентства «Москва»
Более половины работающих американцев заняты поиском второй работы из-за проблем с оплатой необходимых расходов. И это не «российская пропаганда», а сентябрьское исследование рынка труда, о котором сообщает Bloomberg. В России нынешний «кризис стоимости жизни» проявляется в рекордно низкой безработице и расширении дополнительной занятости. Однако найти дополнительную работу в РФ может далеко не каждый желающий. Быстрее других дополнительные трудовые доходы могут получить врачи, педагоги, айтишники, а также обладатели некоторых строительных специальностей.
Поиск второй работы оказывается новой тенденцией последнего времени. В ряде стран из-за рекордно высокой инфляции люди начинают искать дополнительную занятость.
В частности, как сообщает агентство Bloomberg, более половины работающих американцев рассматривают для себя возможность работы в нескольких местах для оплаты своих расходов на проживание из-за растущей инфляции и снижения размера реальных заработков.
Как показывал опрос технологической компании Qualtrics International, около 38% работников искали вторую работу, в то время как еще 14% намеревались начать искать ее. Около 18% опрошенных работников заявили, что переехали в район с более низкой стоимостью жизни, чтобы сократить свои расходы. Еще 13% планируют сделать это в ближайшее время. В целом около 70% работающих американцев говорят, что их зарплата не поспевает за растущими расходами. «В условиях ужесточения бюджетов работники ищут способы справиться с растущей стоимостью жизни, в том числе находят новые рабочие места», – отмечают в Qualtrics.
В особенно трудном положении, как и везде, оказываются работающие родители. Такие американцы в два раза чаще переезжают в более дешевые города, чем работники без детей. А недавнее исследование Института Брукингса показало, что из-за роста цен суммарные расходы на ребенка до 17 лет выросли за последний год на 26 тыс. долл. и преодолели отметку в 300 тыс. долл.
Расширение вынужденной вторичной занятости происходит и в России. При этом власти рапортуют о рекордно низкой безработице в стране. Как отметил в конце недели президент РФ Владимир Путин, уровень безработицы сегодня даже ниже, чем в допандемийный период и составляет 3,8%.
Как сообщили «НГ» в Министерстве труда, по итогам первого полугодия численность россиян, имеющих официальную дополнительную работу, увеличилась на 12%, составив свыше 1,44 млн человек. Но значительная часть работников трудится на второй работе без полноценного оформления и уплаты налогов. Поэтому официальная статистика в целом существенно занижает степень распространения вынужденной дополнительной занятости.
Рассуждения чиновников о дополнительных заработках ограничены только теми сферами, где происходит официальное оформление временной занятости. «В первую очередь это связано с сезонными сельскохозяйственными работами. Так, количество занятых на дополнительной работе выросло в фермерских хозяйствах. Кроме того, в летний сезон открываются смены в детских летних лагерях, где набирают сотрудников на дополнительную работу. В связи с отпускным сезоном больше дополнительных рабочих мест появляется в гостиничном бизнесе, туризме, общепите», – объясняют в ведомстве Антона Котякова.
А с учетом неофициальных подработок можно заключить, что вторичная занятость распространена почти повсеместно. «Преподаватели, научные работники, врачи, медсестры, IT-специалисты обычно подрабатывают по своей основной специальности. Подработки популярны среди бухгалтеров», – рассказывают в Министерстве труда. При этом вторичная занятость, естественно, более характерна для предприятий с гибким графиком работы.
«Если сравнить с предыдущими годами, то численность занятых на дополнительной работе была выше во всех сферах деятельности. Так, согласно данным Росстата, в прошлом году каждый 48-й среди занятого населения имел подработку, годом ранее – каждый 47-й, а в 2018 году – каждый 50-й», – рассказывают специалисты ВНИИ.
В России как минимум треть работающих имеют дополнительный заработок, утверждается в исследовании Института общественных наук РАНХиГС. Чаще других подрабатывают молодые люди до 30 лет и городские жители, которые трудятся удаленно по основному месту работы. Наиболее распространена дополнительная занятость в строительстве, ремонте автомобилей и бытовой техники, недвижимости, здравоохранении, образовании и науке.
За последний год доля работающих на нескольких работах увеличилась на 3,5%, считают в РАНХиГС. И расширение вторичной занятости продолжится из-за снижения реальных доходов населения.
«Наибольшая доля соискателей, рассматривающих поиск подработки помимо основной работы в течение ближайших трех месяцев, была зафиксирована во втором квартале текущего года (32%). В первом и третьем кварталах доля таких соискателей была чуть ниже и составила 29 и 30% соответственно», – рассказывает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.
Вторичная занятость в России – распространенное явление, однако назвать ее точный масштаб сложно из-за распространенности серой занятости. «Есть несколько видов вторичной занятости: совместительство, подработка в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятого, по договору услуг, агентским договорам и т. д», – объясняет управляющий партнер Ventra и Ventra Go Екатерина Карабанова. «Сегодня появляется много способов зарабатывать легально и вне штата. Отчисления в пенсионные фонды перестали играть важную роль. Трудовые книжки фрилансеров тоже не имеют большого смысла, потому что никак не отражают реальный опыт. Работодатели это понимают», – добавляет она.
Совмещают основную работу и подработку люди и ручного, и интеллектуального труда. В последнее время растет запрос на подработку среди неквалифицированных специалистов, которые получают подработку на онлайн-платформах, указывает Карабанова. По ее мнению, за последний год поиски подработок в России в целом существенно расширились по тем же причинам, что и в Европе и Америке: инфляция, общая нестабильность, риск потери дохода.
Доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец полагает, что сегодняшний рост вторичной занятости связан не только с низким уровнем дохода, но и с возможностью развития профессиональных навыков, чтобы впоследствии сменить работу. Тем не менее есть сферы, где вторичная занятость – традиционное явление. «Это – образование, ремонт, бытовые услуги, творческие профессии. Распространена вторичная занятость среди IT-специалистов, дизайнеров, журналистов, маркетологов, водителей», – говорит она.
Однако массовый интерес к подработке связан не с переквалификацией, а с планами относительно быстрого заработка. «Подработка – это то, что можно получить быстро и без дополнительных инвестиций времени или денег. В идеале так, чтобы деньги можно было получить уже на следующий день после выполнения того или иного заказа», – рассуждает Кабанова.
По мнению управляющего директора кадровой компании Unity Феликса Кугела, вторая работа распространена во многих сферах и чаще всего дублирует основную работу. «Так, врачи подрабатывают в коммерческих поликлиниках, а учителя занимаются репетиторством. Подработку, не связанную с профессией, могут выбирать начинающие специалисты – как студенты, так и взрослые сотрудники, проходящие переобучение и ищущие возможность получить опыт на небольших проектах», – указывает он.
Сохраняется также потребность в пеших курьерах и автокурьерах со своим автомобилем, однако работа в доставке как вариант дополнительного заработка была особенно популярной в 2020 и 2021 годах, когда сегмент e-commerce значительно вырос, подчеркивает эксперт.
«В условиях нынешней неопределенности специалисты активно ищут дополнительные источники дохода, а не готовые расширять штат работодатели интересуются услугами фрилансеров. Распространение удаленной занятости позволило некоторым специалистам найти время на совместительство, работу на нескольких заказчиков. Важную роль играет рост популярности режима самозанятости и развитие онлайн-платформ, на которых исполнители могут найти проверенных заказчиков почти без рисков», – перечисляет Кугел.