Глава Минтруда Антон Котяков технически готов к своевременной выплате пенсий россиянам в следующем году. Фото РИА Новости
Госдума приняла в первом чтении проект бюджета Социального фонда, в котором усугубляется несколько хронических проблем российской пенсионной системы. Во-первых, это избирательный подход к индексации: работающие пенсионеры оказались за рамками обещанного президентом увеличения выплат на тысячу рублей в год. Во-вторых, в целом формируемые у граждан пенсионные права существенно сокращаются. Судя по выводам Счетной палаты (СП), в пенсионных формулах заложены специальные ограничения, которые усложняют для россиян получение баллов, необходимых для назначения им пенсий достойного размера. Такая ежегодная экономия на выплатах чревата неприятным «сюрпризом» – необходимостью заплатить из бюджета дважды. В будущем понадобится проводить новую валоризацию пенсий, считают отдельные депутаты.
В следующем году в стране начнет работу новый Социальный фонд, который появится в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. В Минтруде уверили: несмотря на объединение фондов, выплата пенсий и социальных пособий будет произведена в те сроки, которые предусмотрены законодательством. Технически к этому все готово.
О чем не было сказано – о том, что, несмотря на появление нового фонда, все ключевые проблемы пенсионной системы РФ останутся старыми. Более того, они усугубятся. Об этом можно судить по проекту бюджета нового Соцфонда, который Госдума приняла в первом чтении в четверг.
Работающим пенсионерам до сих пор не стоит рассчитывать на возврат к полноценной индексации пенсий. В проекте бюджета обещан рост выплат только неработающим. Как поясняется в заключении Счетной палаты на проект бюджета Соцфонда, с учетом индексации среднегодовой размер страховой пенсии неработающего пенсионера увеличится к 2026 году до 23,7 тыс. руб. Работающие пенсионеры пока таким ростом похвалиться не могут и не смогут. Как уже писала «НГ», за прошедшие семь лет средняя пенсия по старости у неработающего пенсионера увеличилась примерно в 1,6 раза – до 20,9 тыс. руб., а у работающего – лишь на 16%, примерно до 15 тыс. руб. в месяц (см. номер от 09.10.22).
Однако даже у неработающих пенсионеров соотношение между среднегодовым размером их пенсий и среднемесячной зарплатой в стране продолжит сокращаться. В 2023 году это соотношение составит 31,4%, в 2024-м – 30,3%, а в 2025-м – уже 29,6%, сообщила СП, проанализировав проектировки.
Тут стоит уточнить, что соотношение средней пенсии и среднемесячной зарплаты – это, как ранее поясняли в Минтруде, вовсе не тот коэффициент замещения пенсией утраченного заработка, о котором говорят в Международной организации труда, указывая, что он должен быть не менее 40%. Методика расчета такого коэффициента сложнее, чем простое сравнение средних показателей, уточняли в ведомстве Антона Котякова (см. «НГ» от 15.08.21). Но, не отрицая этого, отметим, что и простое сравнение пенсий и зарплат тоже очень наглядно: оно дает четкое представление о том, как сильно увеличивается разрыв между пенсиями и зарплатами, несмотря даже на президентскую индексацию.
Но и это не единственная проблема. Судя по заключению СП на проект бюджета Соцфонда, в пенсионные расчеты заложены такие ограничения, которые приводят к «фактическому уменьшению формируемых пенсионных прав граждан на 11,3% с 2023 года». Речь идет о специально рассчитываемой предельной величине базы для страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования, она определяется исходя из прогнозного уровня зарплат и особого повышающего коэффициента.
В 2023 году эта предельная база составит около 1,9 млн руб. (прогноз по зарплате – около 69,5 тыс. руб. в месяц, коэффициент составляет 2,3). Тем самым база увеличивается по сравнению с той, которая была утверждена на 2022 год, более чем на 20%.
«При предельной величине базы, рассчитанной с учетом действующего законодательства, для формирования в 2023 году пенсионных прав в максимальном размере 10 пенсионных баллов, необходимо иметь зарплату 141,75 тыс. руб. Эта же зарплата, но при предельной величине базы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента 2,3, позволит сформировать только 8,87 пенсионного балла», – обратили внимание аудиторы.
Другими словами, как можно судить, зарабатывать баллы на достойную по размеру пенсию становится все сложнее, потому что их начисление зажимается специальной формулой.
И это касается не только работников с высокой зарплатой. «Пенсионные права граждан, получающих заработную плату в размере среднемесячной в 2023–2025 годах, с учетом предельной величины базы без применения повышающего коэффициента составят 4,9 пенсионных балла, а с учетом повышающего коэффициента – 4,35 пенсионных балла», – отметили в СП. То есть и для менее высоких зарплат тоже включаются ограничения.
Как пояснила депутат Оксана Дмитриева, «следует обратить внимание на проблему обесценивания уплаченных взносов, нарастающую с 2015 года, когда был осуществлен переход к пенсионным баллам».
«С 2015 года началось обесценивание взносов в связи с опережающим ростом предела по заработной плате для начисления страховых взносов по сравнению с ростом средней заработной платы. Это означает, что взносы обесцениваются, поскольку индивидуальный пенсионный коэффициент индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы», – пояснила депутат.
Уже в саму формулу расчета пенсии закладывается отставание этой пенсии от зарплаты, следует из экспертных пояснений.
Как считает Дмитриева, «для исправления ситуации в будущем потребуется очередная валоризация». Другими словами, может потребоваться переоценка пенсии граждан с учетом экономических потерь последних лет. А очередная валоризация – это вопрос для бюджета очень дорогой, потому что та валоризация пенсий, которая уже была проведена в 2010-м, предполагает сейчас трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему в размере примерно 700 млрд руб. в год.
Опрошенные эксперты поясняют, как это происходит. Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые может заработать человек и от которых зависит будущий размер его пенсии, определяется исходя из его зарплаты и того максимального лимита, который используется при начислении взносов в фонд, говорит профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.
Причем этот максимальный лимит, или предельная база, в формуле попадает в знаменатель, и чем больше его значение (оно из года в год больше), тем меньше баллов начисляется гражданину.
И, как сообщает Финогенова, «если посмотреть на динамику средней зарплаты по стране, то за последние восемь лет ее рост отставал от увеличения максимального лимита для начисления страховых взносов».
«В особенности сильный разрыв произойдет в 2022–2023 годах, когда лимит начисления страховых взносов увеличится примерно с 1,6 млн до 1,9 млн руб.», – говорит Финогенова. И для тех предпенсионеров, у которых зарплата не росла на протяжении нескольких лет, рост знаменателя в формуле может привести к снижению их пенсионных прав.
«Действительно, после перехода с 2015 года к пенсионным баллам началось обесценивание взносов в связи с опережающим ростом предела по заработной плате для начисления страховых взносов по сравнению с ростом средней заработной платы, – соглашается научный руководитель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве Любовь Гончаренко. – В результате в недалеком будущем для граждан, которые работают в настоящее время и на чью зарплату так или иначе влияет инфляция, при начислении пенсии также потребуется валоризация».
Когда это случится – во многом зависит от инфляции и, безусловно, от воли государства и состояния бюджета, уточнила эксперт. По словам Гончаренко, «предыдущая валоризация была связана как с политикой оплаты труда в советские времена, так и с денежными потрясениями 90-х годов».
«Валоризация «советского стажа» была проведена в ответ на общественное недовольство, которое сформировалось из-за обесценения старых заработков. Высокооплачиваемые специалисты, имеющие десятки лет профессионального стажа, в бывшем СССР по результатам многочисленных индексаций стали получать минимальные пенсии», – напомнил ведущий эксперт Центра комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Евгений Якушев.
Эксперт добавил, что решение о валоризации принималось в условиях экономического роста и профицита, и все равно оно привело к разбалансировке бюджета ПФР и его зависимости от трансфертов из федерального бюджета.
Балльная же система, которая была внедрена с 2015-го, – это, как пояснил Якушев, «механизм солидарности, ограничивающий рост пенсионных прав граждан с высокими заработками и перераспределяющий их в пользу лиц с низкими доходами». Постепенно средний размер пенсий сдвигается в сторону минимальных.
Хотя часть экспертов уточняет, что, возможно, вместо валоризации целесообразнее было бы рассмотреть иные меры поддержки. Как считает Финогенова, в сложившейся ситуации имеет смысл компенсировать разрыв, возникающий между пенсиями и зарплатами, через индексацию стоимости пенсионного балла на уровень роста зарплат, а не на уровень инфляции (если первый окажется выше).
Между тем, говоря именно про индексацию пенсий, в пресс-службе Минфина пояснили: «Никакого обесценивания взносов не происходит. Наоборот, пенсионные права ежегодно растут темпами, существенно опережающими уровень инфляции. В том числе это коснется и 2022 года, когда при планируемой инфляции 12,4% страховые пенсии суммарно будут проиндексированы на 15,3% (10% – с июня 2022 года и 4,8% – с января 2023 года). Все средства для этого в проекте бюджета предусмотрены».