0
6512
Газета Экономика Печатная версия

26.10.2022 19:47:00

"Бюджет стагнации и поражения" принят в первом чтении

Бизнес-сообщество недовольно увеличением налогов в 2023 году

Тэги: госдума, федеральный бюджет, критика, налоги, бизнес, сво, расходы, оборона

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

госдума, федеральный бюджет, критика, налоги, бизнес, сво, расходы, оборона Первые обсуждения бюджета-2023 в Госдуме выглядели как будто нерадостными. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Госдума утвердила в пером чтении правительственный бюджет-2023, несмотря на критику финансового плана со стороны парламентской оппозиции. В парламенте уже называют предложенный Минфином документ «бюджетом стагнации и поражения», поскольку в нем не видно существенного увеличения расходов на украинскую спецоперацию, а также не просматриваются вложения в структурную перестройку экономики. Предприниматели также не в восторге от предложенного правительством повышения налогов. Однако защитники проекта указывают, что власти не будут снижать социальные расходы и готовы сохранять расходы федеральной казны на нынешнем уровне – пусть только и в номинальном выражении.

Несмотря на существенную критику, Госдума в среду приняла в первом чтении проект федерального бюджета РФ на предстоящую трехлетку. Этот законопроект был внесен в Госдуму в конце сентября вместе с налоговыми новациями, которые увеличивают нагрузку на сырьевые компании в части налога на добычу (НДПИ), а также вместе с поправками в Бюджетный кодекс, которые устанавливают новый порядок определения базовых нефтегазовых доходов.

В документе заложены доходы бюджета на уровне 26,1 трлн руб. в 2023 году, 27,2 трлн в 2024-м и 27,9 трлн в 2025-м. Отмечается, что основную долю доходов федерального бюджета в ближайшую трехлетку будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (39,9%, 41,1% и 43,1% соответственно), налога на добычу полезных ископаемых (31,2%, 30,4% и 30% соответственно), налога на прибыль организаций (6,2%, 6,7% и 7% соответственно).

Расходы казны при этом должны составить 29 трлн руб. в 2023 году, 29,4 трлн в 2024-м и 29,2 трлн руб. в 2025-м. Таким образом, дефицит составит почти 3 трлн руб., или 2% ВВП в следующем году, 2,19 трлн в 2024-м и 1,2 трлн в 2025-м. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) составит в 2023 году 8,9 трлн руб. (6% ВВП); в 2024 году – 6,2 трлн (3,9% ВВП); в 2025 году – 5,9 трлн (3,5% ВВП).

Государственные внутренние заимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. В заключении на документ думского комитета по бюджету говорится, что в условиях внешних ограничений внутренний долговой рынок фактически остается единственным источником привлечения заемных средств в значимых объемах. Для покрытия дефицита также будут использоваться средства ФНБ: в 2023 году на эти цели запланировано выделить почти 2 трлн руб., в 2024-м – 644 млрд руб. В 2025 году, после истечения переходного периода и полного возврата к действию бюджетного правила, направлять средства ФНБ на финансирование дефицита не планируется.

Перед голосованием в первом чтении проект бюджета критиковали как парламентарии, так и экспертное сообщество. Одним из главных направлений критики стали скромные, по мнению парламентариев, траты на оборону страны (см. «НГ» от 09.10.22).

Так, глава фракции «Справедливой России» Сергей Миронов перед пленарным заседанием заявил, что в новом бюджете фактически нет ни СВО, ни беспрецедентных санкций, ни новых четырех субъектов РФ. Как будто на дворе годы 2010–2012, заявил парламентарий. «В бюджете мы ничего этого не видим. К примеру на нацоборону в 2023 году финансирование увеличивается на 300 млрд руб. – это мало, очень мало. Все криком кричат о том, чего и сколько не хватает. И что? Делают вид, что всего хватает. Более того, в 2024 году бюджет на нацоборону возвращается к показателям 2022 года. А в 2025 году вообще сокращается», – говорит Миронов.

По словам лидера фракции, сегодня необходимо решать три первоочередные задачи: безусловная победа в СВО, перестройка экономики с учетом санкций и усиление социальной поддержки населения. «Ни одна из этих задач не решается в бюджете правительства. Авторы документа как будто наблюдают за ситуацией не из окон кабинетов Минфина, а с другой планеты», – указал парламентарий. «Бюджет кабмина – это бюджет стагнации, если не поражения. А мы предлагаем бюджет победы», – резюмировал Сергей Миронов, предлагая отозвать бюджет и пересчитать его заново.

Депутат Михаил Щапов обращал внимание на слабую проработку прогноза социально-экономического развития. «Мы считаем, что он не соответствует качеству подготовки бюджета даже в этой, крайне неопределенной ситуации. Во-вторых, мы не согласны с введением нового бюджетного правила. Мы считаем, что все доходы бюджета должны работать на экономику», – заявил он.

Глава фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов отмечал, что финансовый план не содержит «представлений о том, как мы выйдем из системного кризиса». Депутат Оксана Дмитриева также отметила, что бюджет не отвечает задачам текущего момента. «Оценка доходов бюджета заниженная, в данных условиях не нужно придерживаться практики консервативной политики занижения доходов, поскольку мы всегда говорим, что тогда, когда они (доходы. – «НГ») появятся, тогда мы примем решение. Но когда они появятся, принимать решение очень тяжело, потому что уже невозможно разместить заказ, подготовить проектно-сметную документацию, нужно заранее рассчитывать на соответствующий бюджетный план», – сказала она, отметив также, что второй вопрос – принципиальное несогласие с делением нефтегазовых доходов на базовые и дополнительные. Дмитриева также была не согласна с замещением средств ФНБ заимствованиями до 1 трлн руб. «На самом деле надо делать наоборот. Заимствования замещать средствами ФНБ», – указывала она.

Перед заседанием в среду глава Минфина Антон Силуанов заверил, что будущий бюджет учитывает все необходимые траты на проведение спецоперации (СВО). «Мы с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами определили необходимый объем ресурсов для проведения СВО. Деньги идут и в этом году, и заложены на предстоящую трехлетку. С Министерством обороны вопросы отработаны», – сообщил министр. «Здесь и денежное довольствие военнослужащих и мобилизованных, здесь и обмундирование мобилизованных, которое получит финансовое обеспечение в текущем году. Во всяком случае, все эти вопросы учтены в текущем году и в трехлетнем бюджете», – уточнил он.

Силуанов также заверил, что в проекте федерального бюджета на 2023–2025 годы предусмотрены средства на обеспечение социальных гарантий жителям ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и восстановление экономик этих регионов. А средства на это берутся за счет налогообложения сверхдоходов от сырьевой отрасли, уточнил он.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин обещал учесть большинство предложений, которые поступают от депутатов. «Нашедшие поддержку фракций инициативы будут зафиксированы в постановлении при принятии бюджета, а затем найдут свое решение. Ведь закон о бюджете – не догма», – подчеркнул спикер.

Бизнес обращает внимание на рост налоговой нагрузки в новом бюджете и предупреждает, что это в итоге коснется всех секторов экономики. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в своем заключении на проект бюджета сообщает, что в документ были заложены нормы по повышению фискальной нагрузки на бизнес, которые не были приняты к моменту рассмотрения проекта бюджета правительством РФ и даже не обсуждены с заинтересованными сторонами. РСПП отмечает, что налоговая нагрузка на бизнес регулярно увеличивается, в том числе и через корректировку налоговой базы, предельных величин, изменения порядка расчета налогов и другие косвенные, полуадминистративные меры. «Полагаем, что увеличение налоговой нагрузки в текущих условиях приведет к прямо противоположному фискальному эффекту, в результате ухудшения положения компаний из-за возросшей на них нагрузки бюджетная система недополучит налоги. Тренд на хаотичное и «ползучее» повышение нагрузки нужно прекратить», – говорится в заключении РСПП.

Для делового сообщества основной тезис в том, что доходная часть федерального бюджета будет обеспечиваться в том числе за счет повышения налоговой и неналоговой нагрузки на бизнес, отмечают в пресс-службе «Деловой России». «Это затронет практически все отрасли экономики, что негативно повлияет на обеспечение деятельности предприятий. Повышение налоговой нагрузки также не создаст стимулов к инвестированию в развитие бизнеса. А в текущей ситуации развитие производств и создание рабочих мест во всех отраслях необходимо для роста национальной экономики», – отмечают в организации. «Не представляется продуктивным планируемое повышение нагрузки на бизнес, особенно в части роста неналоговых платежей, перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости, роста предельной величины базы для начисления страховых взносов, установления новых акцизов (на сладкие напитки. – «НГ»)», – заявляют в «Деловой России»

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в среду отметил, что главными особенностями документа являются его антикризисная направленность и увеличение налоговой нагрузки. «Мы видим, что прогноз, который представило Минэкономразвития, имеет реалистичный показатель. Вместе с тем есть некоторые показатели, по которым у нас есть замечания: например, оптимистичный вариант экспорта, импорта, который заложен в бюджет, ослабление курса», – рассказал он, заметив, что оптимистичные оценки доходов требуют дополнительного внимания.

При этом в заключении СП на бюджет-2023, представленный в середине октября, сообщалось, что в условиях санкций и высокой неопределенности казна рискует недополучить около 2 трлн руб. в ближайшие три года. «В 2024–2025 годах государство планирует снизить расходы на оборону и безопасность и увеличить траты на здравоохранение и обслуживание госдолга», – обращали внимание аудиторы. Также существует риск неисполнения параметров госзаимствований в условиях санкционного давления, говорили в ведомстве Кудрина.

Несмотря на опасения, пока у Минфина получается довольно успешно заимствовать на внутреннем рынке. Так, в среду министерство разместило на первом аукционе максимальный объем облигаций федерального займа (ОФЗ) за полтора года – на 123,58 млрд руб. по номиналу, перевыполнив тем самым квартальный план размещений. Всего было продано бумаг на общую сумму 123,58 млрд руб. по номиналу при спросе 218,7 млрд руб. по номиналу. Выручка от аукциона составила 120,733 млрд руб. Всего за три аукциона Минфин смог привлечь 173,58 млрд руб., перевыполнив квартальный план размещений гособлигаций. 


Читайте также


В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

Олег Никифоров

Свободные демократы требуют модернизировать курс правительства

0
1047
Право на эгоизм и прочую распущенность

Право на эгоизм и прочую распущенность

Вадим Черновецкий

Что прощают одному полу и не прощают другому

0
797
Цифровая свобода и цифровое рабство: взгляд конституционалиста

Цифровая свобода и цифровое рабство: взгляд конституционалиста

Александр Постников

Необходимо преодоление новой формы беззащитности человека

0
1029
КПРФ получила замечание за философа Ильина

КПРФ получила замечание за философа Ильина

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Володин предостерег левых от борьбы с идеологом правых националистов

0
2116

Другие новости