Новости об успехах сельского хозяйства и рекордных урожаях для многих жителей страны выглядят слишком абстрактно. Фото Reuters
Новости о рекордных урожаях, хороших надоях и уловах для многих российских семей выглядят чересчур абстрактно. Потому что их рацион становится менее разнообразным: часть продуктов приходится заменять дешевыми аналогами. Так, в этом году спрос сместился с отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции на более доступное питьевое молоко. Причем и до кризиса-2022 население РФ в принципе недобирало до норм Минздрава по потреблению молока и молочной продукции. Есть проблемы с доступностью рыбы, которую нередко дешевле заменить свининой. Ретейлеры фиксируют снижение продаж рыбы. Молочная и рыбная продукция – источники относительно дорогих животных белков, и при финансовых проблемах от них начинают отказываться в первую очередь. Хуже всего ситуация с потреблением рыбы и молока оказалась в семьях с тремя и более детьми.
Увеличение в стране производства молока не привело к росту доступности для россиян разнообразной молочной продукции.
В России сократилось потребление кисломолочной продукции: за январь–июль падение в годовом сопоставлении составило около 8%. При этом за указанный период наиболее существенно просело потребление йогурта (почти на 15%), кефира и сметаны – примерно на 5%. Такие данные приводит Аналитический центр Milknews. Падение спроса сопровождалось и сокращением производства кисломолочной продукции.
«Как отмечают аналитики, падение обусловлено тем, что в 2022 году наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции (в том числе йогурта и сметаны), а также творога более доступным питьевым молоком», – отмечается на портале центра. Также сказалась ситуация с отдельными элементами упаковки.
В сегменте молочной продукции наблюдается снижение натуральных продаж, особенно в части высокомаржинальных продуктов, таких как творожные сырки, йогурты, творожные десерты: их натуральные продажи сократились в этом году по сравнению с прошлым на 12–16%. Такие данные привел «НГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.
«Устойчивый спрос сохраняется на пастеризованное молоко, сливочное масло и сметану – традиционно более популярные категории у населения», – уточнил он. Ускорение инфляции в текущем году затронуло и молочный сегмент, хотя, по словам Караваева, в крупных торговых сетях рост цен все же менее заметен, «поскольку ретейлеры удерживают минимальные наценки на самые востребованные молочные продукты».
«Сегмент молочной продукции, как и любая другая социально значимая категория, остро реагирует на изменения доходов населения», – пояснили «НГ» в пресс-службе Национального союза производителей молока («Союзмолоко»).
«Если говорить о ценах, то в этом году темпы их роста ускорились, – продолжили в организации. – Это связано с тем, что цены на сырое молоко в последние годы интенсивно увеличивались, наблюдался серьезный рост себестоимости в перерабатывающем секторе, но на цене на полке это не отражалось столь сильно».
Как уточнили в «Союзмолоке», долгое время молочники за счет собственной доходности сдерживали цены: «За 2021 год потребительские цены на молочную продукцию выросли в среднем на 5,1%, в целом по продовольственной категории – на 9,2%, однако в этом году предел сдерживания был достигнут». И с начала 2022 года рост цен на молочную продукцию составил 14,3%. Хотя к середине года можно говорить уже о некоторой стабилизации цен.
При этом из года в год российское население стабильно недобирает до норм Минздрава по потреблению молока и молочной продукции. Как сообщал Росстат по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2021-м потребление молока и молочной продукции составило в среднем на потребителя в год почти 265 кг, для сравнения: в 2020-м оно было примерно 272 кг. При рекомендуемой норме Минздрава – 325 кг на человека в год (см., например, «НГ» от 18.07.21).
Другой продукт, на потреблении которого столь же остро сказывается ситуация с доходами населения и потребительскими ценами, – это рыба.
Продажи морепродуктов в стране заметно сократились. Фото агентства «Москва» |
«По оценкам торговых сетей, продажи рыбы снизились в среднем на 18% по сравнению с прошлым годом, особенно заметно сократились продажи лососевых, – сообщил «НГ» Караваев. – Потребление рыбы снижается на протяжении последних семи лет: за этот период оно сократилось почти на треть на фоне роста цен (почти на 90%) из-за мировой конъюнктуры и увеличения экспорта».
По данным Росстата (итоги выборочного обследования), при прошлогодних уловах население стало потреблять рыбы меньше, чем раньше. Так, в 2021-м потребление рыбы и рыбопродуктов составило в среднем на потребителя в год 21,7 кг, для сравнения: в 2020-м показатель был 22,2 кг. Норма Минздрава: 22 кг на человека в год.
«По нашим данным, сокращение потребления рыбы составляет около 20% по сравнению с 2021-м. Если проанализировать девять месяцев текущего года и прошлого, то мы увидим, что при примерно схожей динамике вылова импорт сократился на 35%, а экспорт увеличился на 20%», – сообщил «НГ» председатель «Рыбного союза» Александр Панин.
«Несмотря на снижение цен на отдельные виды рыб (минтай, сельдь, иваси), нельзя сказать, что в целом рыба становится для россиян доступнее. В течение года мы наблюдали ценовые скачки на потребительском рынке из-за санкционного давления, подорожания международной логистики и прочих субъективных и объективных причин», – говорит Панин. По его данным, «в среднем рост цен составил около 20% к началу года». По данным Росстата, в сентябре рыба и морепродукты были дороже, чем в начале текущего года, на 12,4%.
«Потребление и рыбы, и молочной продукции в 2022 году сократится, – прогнозирует эксперт Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Юлия Никулина. – И рыба, и молочные продукты – это источники относительно дорогих животных белков в рационе. При снижении доходов населения товаром-субститутом в этом случае выступают более дешевые мясо птицы и свинина (в расчете на 1 грамм белка). А в группах населения с крайне низкими доходами стоит ожидать перехода вовсе на «углеводную диету», то есть увеличения в рационе доли хлебобулочных и макаронных изделий, растительного масла, картофеля».
По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, в сентябре в среднем по стране свинина (кроме бескостного мяса) стоила около 310 руб. за кг, а бескостная свинина – чуть больше 400 руб. за кг. Куры охлажденные и мороженые стоили около 182 руб. за кг. А рыба живая и охлажденная стоила 270 руб. за кг в среднем по РФ. Впрочем, цены на филе рыбное превышают уже 475 руб. за кг, а если говорить о рыбе лососевых пород охлажденной и мороженой, то ее стоимость за килограмм достигает почти 1,1 тыс. руб.
Еще одна проблема, по словам Никулиной, – дифференциация потребления по группам населения с различными доходами: «Так, в структуре затрат на продукты питания молоко на первый взгляд занимает не так много – около 7% в среднем по России. Тем не менее потребление молока не однородно по категориям потребителей, а именно по группам населения с разным уровнем доходов».
«Потребление молока в первой децильной группе (с наименьшими доходами) почти в два раза ниже относительно десятой децильной группы (с наивысшими доходами): 178 кг и 348 кг на члена домохозяйства соответственно, по данным за 2020 год, – говорит Никулина. – При этом в первые децильные группы часто попадают семьи с детьми и пенсионеры, а ведь молоко и молочные продукты – это социально значимый продукт».
Добавим к этому, что, по Росстату, хуже всего ситуация с потреблением и молочной продукции, и рыбы оказалась в семьях с детьми, и особенно – с тремя и более детьми. В 2021-м в таких семьях потребление молока и молочной продукции составило около 195 кг на потребителя, а рыбы и рыбных продуктов – примерно 14 кг на потребителя. По сравнению с 2020-м объемы потребления в прошлом году снизились.
«Меняется структура потребления в сторону приобретения более доступных инфериорных (это в том числе менее качественные варианты. – «НГ») товарных категорий на фоне роста цен», – отмечает также доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. При сохранении спроса на традиционные товары спрос на товары премиум-класса, да и не только на них, будет падать.
«В целом продовольствие стало менее доступным по цене. Происходит перетекание спроса в те сегменты рынка, в которых представлена наиболее дешевая продукция», – соглашается гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин. Ключевой аспект – сокращение реальных располагаемых доходов населения. При этом истинные значения этого сокращения, как полагает эксперт, существенно превышают то, что показывает статистика, так как часть доходов россиян оставалась в тени.
В то же время, как уточнил Шахурин, относительно высокий курс рубля сдерживает рост экспорта продовольствия, и это частично перераспределяет продукцию как раз на внутренний рынок.