0
7701
Газета Экономика Печатная версия

24.10.2022 20:38:00

Иран становится промышленным донором России

РФ сохранила критическую зависимость от импорта современных газовых турбин

Тэги: иран, экспорт, технологическая продукция, газовые турбины, рф, импортозамещение

Все статьи по теме "Санкционные войны"

иран, экспорт, технологическая продукция, газовые турбины, рф, импортозамещение Управляющий директор Иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компании Реза Ношади рассказал, что Иран поделится с РФ технологичной продукцией. Фото с сайта www.shana.ir

Иран становится промышленным донором для РФ. Тегеран берет на себя часть импорта технологичной продукции из недружественных стран. Но если сотрудничество по беспилотным аппаратам Москва и Тегеран не подтверждают, то поставки газовых турбин из Ирана в Россию не скрываются.

Иран поставит в РФ 40 газовых турбин, сообщил управляющий директор Иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компании Реза Ношади. Большинство оборудования для своей газовой промышленности Иран производит сам, и теперь он готов поделиться с РФ. «85% оборудования и объектов, необходимых для функционирования газовой отрасли, производятся на территории Ирана, – заявил он. – Поэтому Иран заключил с Россией соглашение о поставке 40 газовых турбин иранского производства».

О том, что Иран будет поставлять России турбины и автозапчасти в обмен на сталь и другие металлы, иранские медиа писали еще в мае. Правда, тогда говорилось о том, что соглашения о поставках турбин с Исламской Республикой подписали некоторые российские электростанции. Теперь упор делается на то, что речь скорее о турбинах для газоперекачки.

В любом случае новое оборудование необходимо России, ведь свое производство турбин сильно зависит от импорта запчастей. А скандал с несогласованными поставками газового оборудования немецкой Siemens на электростанции в Крыму не облегчил ситуацию.

Согласно отчету Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Высшей школы экономики, более 75% импорта газовых турбин и компонентов для них шло в 2019–2020 годы из стран, наложивших санкции на Россию. На Чехию в 2020 году приходилась треть от общего объема импорта газовых турбин малой мощности (до 5 мегаватт), на Канаду 30%, на США – 22%, Францию – 8% и на Украину – 4%. Еще хуже картина по более мощным турбинам: США обеспечивали свыше 40% импортных поставок, Великобритания – 25%, Швеция – 20%, Япония – 5%.

Ссылаясь на данные Минпромторга, эксперты ЦКЕМИ пишут, что самая острая ситуация сложилась именно в производстве газовых турбин, которое является одной из наиболее высокотехнологичных подотраслей энергетического машиностроения. Там доля импорта в 2014 году составляла от 80 до 100%, и, как утверждается, с тех пор ситуация сильно не изменилась.

«Иран давно производит турбины для своих нужд, и сообщений о каких-то авариях с ними не было, информации мало, но можно предположить, что это надежная техника, – сказал «НГ» председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – У нас в стране налажено производство своих турбин, действуют несколько заводов, однако сейчас РФ готовится строить сразу несколько крупных газопроводов – в Китай и Турцию, – и своих турбин может элементарно не хватать. Поэтому и прибегают к помощи Ирана, ведь в данном случае речь именно о турбинах для перекачки газа по трубопроводам. У нас традиционно на крупных проектах использовалась импортная техника, в том числе компании Siemens. Так что в данном случае речь идет о замещении недружественного импорта дружественным. Импортная составляющая в такой технике традиционно была очень высокая, особенно по запчастям, например турбинным лопаткам и подшипникам. Что важно в случае с иранской техникой – речь идет о поставках и самих турбин и запчастей к ним, и сервиса по обслуживанию.

Во время визита в Иран в мае вице-премьер Александр Новак призывал Тегеран к большему сотрудничеству с Москвой в сфере торговли. Он также передал иранской стороне список продукции, необходимой в России в автомобильной, судостроительной и фармацевтической промышленности. В январе–июле этого года двусторонний товарооборот увеличился на 44,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого и составил 2,8 млрд долл. А в 2021 году объем взаимной торговли вырос на рекордные 81,4% – с 2,2 млрд до 4 млрд долл.

В начале октября министр нефти Ирана Джавад Оуджи заявлял, что Россия и Иран заключили сделки в нефтегазовой отрасли на сумму, превышающую 40 млрд долл. Национальная иранская нефтяная компания (ИННК) и «Газпром» в июле подписали меморандум, который предполагает сотрудничество в разработке газовых месторождений «Киш» и «Северный Парс», шести нефтяных месторождений, а также в поддержании давления на месторождении «Южный Парс». Документ охватывает обменные операции с природным газом и нефтепродуктами, реализацию СПГ-проектов, строительство экспортных газопроводов.

Россия и Иран работают над своповыми поставками нефти и газа, уже прорабатывают для этого маршруты и механизмы реализации, подтверждал Александр Новак. Он также сообщил, что специалисты из России в течение месяца посетят иранские порты Чабахар и Бендер-Аббас для оценки их пропускной способности. Кроме того, Россия и Иран ведут переговоры о строительстве двух новых блоков на АЭС в Бушере, сказал представитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камалванди. А посол Ирана в России Казем Джалали объявил недавно, что Исламская Республика планирует увеличить импорт российского зерна и стать по закупкам «номером один» в 2023 году.

По данным Минэнерго, в России работают около 250 импортных газовых турбин, это более 60% от их общего количества. Для модернизации отрасли, по оценкам, требуется около 300 новых машин, а к 2035 году – вдвое больше. Российские заводы, вероятно, просто не справятся с таким валом заказов. Получить комментарии по сделке по импорту турбин из Ирана «НГ» не удалось ни в Минэнерго, ни в Минпромторге.

«Типов турбин очень много: есть для самолетов, есть для ГЭС, для автотранспорта. Даже для перекачки газов турбины отличаются, если, например, газ инертный. Поэтому говорить о том, что РФ импортозаместит все разновидности такой техники – абсурдно, – заявил «НГ» вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев. В данном случае, по его мнению, речь идет о том, что у иранцев есть свободные мощности для производства необходимого нам оборудования, при этом они сделали приемлемое ценовое предложение. «Мы сильно недооценивали потенциал этой замечательной страны, которая готова закупать многие наши товары – от энергоресурсов и продукции агропрома. Брать ее технику и адаптировать ее к нашим стандартам – это сейчас более оптимальный вариант, чем ждать годы и десятилетия, необходимые для подготовки кадров и создания широкой номенклатуры турбинного оборудования», – говорит эксперт. 


Читайте также


Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
3431
Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
5074
Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
5413
Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева

Правительственная комиссия облегчит экспортерам невозврат валютной выручки

0
6381

Другие новости