Анатолий Чубайс посещал карбоновые полигоны и предсказывал триллионные потери российской экономике от экологических платежей. Фото фонда «Росконгресс»
Аргументация российской «зеленой повестки» в пользу низкоуглеродной экономики оказалась под вопросом. Угроза введения европейского углеродного налога теперь не выглядит столь ужасной, поскольку ЕС и так уже отказался от покупки почти всех российских товаров. Перспективы продажи развитым странам российских квот на парниковую эмиссию выглядят так же сомнительно, как и планы поставок в Германию российского экологичного водорода. Да и Анатолий Чубайс, который заботился о создании в России карбоновых полигонов, нашел себе сегодня другие занятия.
Необходимость противодействия климатическим изменениям все еще актуальна, в России продолжается развитие климатической политики, отмечают в Центре стратегических разработок (ЦСР), где провели опрос 15 карбоновых полигонов РФ.
Так называют территории с определенными природно-климатическими условиями, на которых проводятся эксперименты по измерению объемов выбросов ПГ и их поглощения. Полигоны действуют в рамках запущенного в феврале 2021 года Министерством науки и высшего образования двухлетнего пилотного проекта для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса в семи регионах – Чечне, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях.
Полигоны создаются на базе университетов и научных организаций с участием индустриальных и технологических партнеров и получают бюджетную поддержку. Пока в РФ полигоны занимают в общей сложности 39,2 тыс. га, их размеры варьируются от 2 га до 10,7 га. На них приходится более трети российских экосистем. Но, как ожидается, полигоны должны будут охватить все репрезентативные экосистемы страны, их количество должно возрасти до 80. Вырастут и площади: в Чувашии планируют открыть полигон в 200 тыс. га.
На каждом из этих полигонов создаются карбоновые фермы, где отрабатываются специальные технологии поглощения атмосферного углекислого газа – технологии почвозащитного и ресурсосберегающего земледелия, передовые методы лесоразведения, агролесомелиорации и агролесоводства, восстановления и усиления поглощающих функций водно-болотных и морских экосистем и другие, сообщили «НГ» в пресс-службе Министерства науки и высшего образования РФ.
«В рамках реализации программы карбоновых полигонов успешно осуществляется переход на отечественные методы и технологии наземного и дистанционного климатического мониторинга, - заявили в ведомстве. - Создаются отечественные образцы измерительного оборудования для мониторинга потоков парниковых газов и аппаратов дистанционного зондирования Земли, осуществляющих климатический мониторинг и соответствующих и/или превосходящих зарубежные аналоги. Это, например, многоканальный лазерный гетеродинный спектрометр ближнего инфракрасного диапазона сверхвысокого разрешения, дистанционный лазерный газоанализатор лидарного типа, разработанные в МФТИ, портативный газовый хроматограф для анализа парниковых газов Самарского университета, установка для определения содержания углерода в почве с помощью метода меченых нейтронов, разрабатываемая в ОИЯИ, и др».
Поглощение уже компенсирует почти 30% выбросов ПГ в России (оно оценивается по методике Минприроды, составленной с учетом рекомендаций Межправительственной группы экспертов по изменению климата), но дискуссии о подходах к его оценке продолжаются, и здесь данные ученых и специалистов с полигонов трудно переоценить.
Сформулированные в 2021 году климатическая цель и международные обязательства России предполагают обеспечить к 2030 году сокращение объема выбросов ПГ до 70% по сравнению с 1990 годом. Принятый в 2021 году закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» ввел в России обязательную отчетность о выбросах ПГ для крупнейших компаний-эмитентов и создал возможности для реализации климатических проектов.
Россия ответственно относится к своим международным обязательствам по климату, заявлял в сентябре министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, внедрение современных технологий, низкоуглеродная трансформация экономики и создание условий для конкурентной борьбы российских компаний на мировых рынках – по-прежнему приоритетные задачи страны, несмотря на текущую ситуацию в мире. По словам министра, климатическая повестка отвечает интересам России, в том числе в связи с технологической модернизацией экономики, с ее структурной перестройкой. Напомним также, что у РФ есть фора в 10 лет: если Евросоюз поставил себе целью достичь углеродной нейтральности в 2050 году, то РФ (как, впрочем, и Китай) – в 2060-м.
Впрочем, геополитическая ситуация вносит некоторые коррективы. По словам опрошенных ЦСР, они испытывают проблемы с оборудованием, которое в основном зарубежное, причем многое – из США. А по словам Решетникова, власти решили не торопиться с расширением на другие регионы эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов, который стартовал в начале сентября на Сахалине. Вернуться к этому вопросу министр предлагает в конце следующего года по итогам распределения квот. По оценкам министра, углеродный рынок в РФ полноценно заработает к концу 2024 года, когда сформируется спрос на углеродные единицы, а участники эксперимента на Сахалине начнут сдавать отчеты о выполнении квот на выбросы.
Пока в стране создается единая национальная система мониторинга климатически активных веществ. «Поставили задачу создать собственную климатическую модель, чтобы оценивать последствия климатической политики разных стран мира и отдельные аспекты этой политики с тем, чтобы понимать, как они реально влияют на климат», – сказал Решетников на Каспийском форуме в начале октября.
Второе направление – это создание для бизнеса возможности добровольного сокращения выбросов парниковых газов. С начала сентября в России запущен реестр углеродных единиц, зарегистрирован первый климатический проект. «Мы рассчитываем на их дальнейшее международное признание», – отметил министр.
26 сентября на Национальной товарной бирже (входит в Московскую биржу) заключены первые сделки с углеродными единицами. Тогда были заключены две сделки общим объемом 20 углеродных единиц, а с средневзвешенная цена продажи составила 1 тыс. руб. Развивается и зеленое кредитование. «В России уже (проведено. – «НГ») 11 выпусков зеленых облигаций на 394 млрд руб. Суммарный годовой эффект сокращения СО2–10,6 млн т, то есть 1% от выбросов РФ», – отмечал зампред правления ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.
В Европе бушует беспрецедентный энергетический кризис, причем даже на Западе его связывают не только с российской специальной военной операцией в Украине. Как писала Wall Street Journal, в Брюсселе не хотят признавать, что его политика по борьбе с климатическими изменениями, которая также не претерпевает изменений, усугубляет положение вещей, ведь система торговли квотами на выброс углекислого газа подстегивает рост цен на электричество.
Издание отмечает, что вслед за ценами на ископаемое топливо квоты на выбросы СО2 в ЕС резко подорожали. Если в конце 2019 года сертификат на выброс одной метрической тонны СО2 стоил 25 евро, то сейчас – около 80 евро. В свою очередь, рост цен на выбросы ведет к увеличению стоимости электричества для потребителей. Напомним здесь, что по подсчетам бывшего специального представителя президента РФ по устойчивому развитию Анатолия Чубайса, плата за углерод при цене за тонну парникового газа в 10 долл. обошлась бы российской экономике в 1,5 трлн долл. То есть при нынешней их цене около 80 евро платежи могли бы составить астрономические 12 трлн.
«Пока вся активность находится на паузе, особенно это касается межгосударственных программ и направлений, связанных с развитием экспорта сектора зеленой экономики России, – отмечает менеджер по управлению проектами компании «Лесной эталон» Михаил Карпачевский. – Вместе с тем актуальность реализации зеленых проектов для крупного российского бизнеса, особенно горнодобывающих, нефтегазовых компаний, крупных госкорпораций, остается высокой. Это важно для демонстрации социально-экологической ответственности, снижения репутационных рисков на экспортных рынках, а также в связи с усилением экологических настроений российских потребителей (снижение количества мусора, его вторичная переработка, снижение экологического следа и т.д.)».
По словам эксперта, в условиях гибридного конфликта с Западом безусловно нужна переоценка «зеленых проектов». «Надо развивать направления и проекты, которые будут помогать оптимизации использования источников энергии внутри страны, решению внутренних задач экологических проблем России, – говорит он. – Например, последние годы в России очень бурно развивался сектор производства древесных пеллет (гранул) из-за высокого спроса на них со стороны крупных европейских энергокомпаний. При этом спрос на дрова и древесные пеллеты на внутреннем рынке оставался низким из-за отсутствия внятной государственной политики, хотя перевод котельных с ископаемых источников топлива на древесину – чрезвычайно актуален, особенно в лесных регионах с развитой лесной промышленностью. Теперь эти направления экспорта закрылись и необходима помощь в развитии региональной инфраструктуры, программа перевода котельных с мазута на дрова и пеллеты и т. д».
Россия не успела сделать больших инвестиций в зеленые проекты, поэтому ее «потери» в этом направлении минимальны. «По настоящему серьезных инвестиций было не так много, – говорит Карпачевский. – Инвестиции, ориентированные на энергосбережение, развитие альтернативных источников энергии – все это по-прежнему актуально».
Вместе с тем, такие вопросы как экспорт зеленого водорода и квот на эмиссию в ближайшее время будут не очень актуальны, размышляет эксперт. «Однако при появлении возможности придется решать большой круг задач. Например, для экспорта квот на эмиссию необходимы точные и заслуживающие доверия системы учета и верификации запасов углерода и динамики его накопления в лесах, а не только заявления чиновников. Создать такую систему быстро не получится, поэтому готовиться к этому нужно уже сейчас», – сказал «НГ» Карпачевский.