В ведомстве Дмитрия Патрушева ожидают рекордов по урожаю пшеницы. Фото с сайта Министерства сельского хозяйства РФ
Власти отчитываются о рекордных урожаях зерновых. В Росстате сообщают, что собрано свыше 140 млн т зерна при прогнозе Минсельхоза в 150 млн т. Это может стать абсолютным рекордом. При этом успехи по экспорту переработанного сельхозсырья куда скромнее. Экспорт муки из России более чем в 120 раз ниже вывоза пшеницы. И перспектив увеличить хотя бы экспорт муки – не много. Логистика контейнерного морского экспорта из РФ дорогая и неразвитая, отмечают эксперты, а сроки хранения продукции переработки куда меньше, чем сырья. Преодолеть сельскохозяйственное «сырьевое проклятье» Россия может только за счет наращивания внутреннего производства, считают аналитики.
Сбор зерна в РФ достиг 140,2 млн т, сообщил в четверг Росстат. В свою очередь, сбор семян подсолнечника составил 3 млн т, сахарной свеклы – 13,408 млн т, картофеля – 15 млн т. Сбор овощей закрытого грунта составил 9,539 млн т.
Превышение сбора над внутренними потребностями планируется экспортировать. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев объявил, что его ведомство собирается увеличить размер квоты на экспорт зерна. Ожидается, что ее размер составит 25 млн т без разбивки на отдельные культуры.
Напомним, экспортная квота вводится ежегодно во второй половине агросезона – с 15 февраля по 30 июня. В прошлом сельхозгоду объем квоты составлял 11 млн т, в том числе 8 млн т пшеницы и 3 млн т ячменя и кукурузы. Мера призвана обеспечить продовольственную безопасность РФ, ограничить рост внутренних цен на зерно, что может привести к увеличению себестоимости и потребительских цен на муку, хлеб, мясо, молоко. Однако в текущем году РФ собирает рекордный урожай зерновых, и в первую очередь пшеницы.
Россия в части развития сельского хозяйства по-прежнему остается глубоко сырьевой страной, предпочитая поставлять продукцию неглубокой переработки. Так, если по итогам 2021 года из РФ было вывезено 38 млн т зерна, то муки – в сотни раз меньше.
По итогам 2021 года на экспорт было поставлено около 260 тыс. т пшеничной и пшенично-ржаной муки, что на 3,3% больше, чем годом ранее. Экспортная выручка составила 86,8 млн долл. При этом 97% выручки пришлось на пшеничную муку. Произвела страна за тот же период всего около 8,2 млн т муки, что составило лишь 2% мирового производства. На фоне нынешнего производства и экспорта необработанного зерна – это довольно скромные объемы. При этом максимальный объем поставок муки был зафиксирован в 2019 году, когда РФ экспортировала 314,6 тыс. т на 103 млн долл. Потенциал увеличения экспорта муки относительно невелик. Эксперты центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе оценивали, что страна максимально может вывозить до 430 тыс. т пшеничной муки в год.
Впрочем, объемы переработки продовольственного сырья в стране постоянно увеличиваются. Глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев в начале октября отмечал, что поставки муки в этом году в натуральном выражении увеличились почти в четыре раза, не называя фактически поставленный объем. Подобная тенденция прослеживается и в других сегментах агропромышленного комплекса (АПК). Так, по итогам прошлого года Россия заработала на экспорте сельхозпродукции свыше 36 млрд долл., сообщали в «Агроэкспорте». При этом зерна было вывезено на 11 млрд долл., масложировой продукции – на 7 млрд долл., рыбы и морепродуктов – на 5,2 млрд долл. Экспорт же продукции пищевой и перерабатывающей промышленности составил 4,7 млрд долл.
Позитивная динамика наблюдается и в разрезе отдельных категорий товаров. К примеру, по итогам 2021 года Россия экспортировала кондитерских изделий на 1,6 млрд долл. Таким образом за четыре года объем поставок увеличился на 56%. На экспорт было отправлено шоколада на 872 млн долл., мучных кондитерских изделий – на 557 млн долл., сахаристых – на 210 млн, подсчитали в «Агроэкспорте». В натуральном выражении объем кондитерского экспорта составил 824 тыс. т продукции, что на 19% больше, чем годом ранее, оценивали в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности. В текущем году, согласно ожиданиям, страна поставит кондитерской продукции на 1,7 млрд долл. На начало октября страна экспортировала кондитерских изделий в натуральном выражении почти 390 тыс. т, в денежном – свыше 946 млн долл., сообщала Федеральная таможенная служба.
Высокие урожаи для России становятся своеобразной проблемой. В Российском зерновом союзе (РЗС) признавали, что аграрии ежегодно теряют до 5–7% урожая зерновых из-за нехватки мощностей для доработки и хранения. При этом потери зерна начинают формироваться еще во время уборки в поле. На этой стадии теряется до 2–3% зерна, прежде всего из-за изношенности зерноуборочной техники и более низкой по сравнению с другими странами ее численности на 1 га пашни. В союзе сообщали, что общая мощность хранения зерновых культур в РФ составляет 146,8 млн т. Более половины из них – 82 млн т – приходится на сельхозпроизводителей. Мощности комбинатов хлебопродуктов и элеваторов рассчитаны на 47,4 млн т, перерабатывающих предприятий (мельниц, крупозаводов, комбикормовых заводов, пивзаводов и спиртовых предприятий) – 17,4 млн т. «Качественное хранение – это 47,4 млн и 17,4 млн т, а все остальное – 82 млн т – это краткосрочное хранение, это в первую очередь зерносклады», – поясняли в РЗС. При этом в этом году потери зерна могут достигнуть 15% из-за роста урожайности, не исключали в союзе.
Эксперты «НГ» уверены: шансы РФ нарастить прибыль за счет поставок сельхозпродукции более глубокой переработки минимальны. «Весь вопрос в том, что готовы покупать на мировом рынке. Основные покупатели российского зерна – Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Китай, Бангладеш, Казахстан. Зерно покупается в первую очередь для питания наименее обеспеченных слоев населения, то есть не самых платежеспособных. Перерабатывающие мощности у этих стран есть свои. Если Россия сократит экспорт зерна, они не купят у нас вместо него муку – они купят зерно у других поставщиков. А у нас образуется переизбыток на внутреннем рынке, в результате фермеры просто посеют в следующем году меньше», – подчеркивает эксперт компании «Ива Партнерс» Артем Клюкин. Он подчеркивает: для мирового рынка является нормой, что преобладают на нем именно поставки «сырья».
К тому же, продолжает ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский, экспорт пшеницы не может быть полноценно замещен в мировой торговле на экспорт продуктов первичной переработки. «Зерно – более удобный для хранения и перевозки продукт. А, к примеру, мировой рынок муки составляет лишь порядка 7% в физическом и 11% в стоимостном выражении мирового рынка пшеницы», – сообщает он.
«В отличие от поставок агропродовольственного сырья, многие виды продуктов переработки их требуют особых условий и ограниченных сроков их хранения, способов упаковки, перевалки, транспортировки и т.п. Учитывая комплекс проблем, которые препятствуют получению устойчивой прибыли от деятельности, связанной с поставками продуктов переработки агропродовольственного сырья в страны, находящиеся в значительной отдаленности от российских портов, производители и экспортеры особо и не заинтересованы в подобных операциях», – уточняет профессор РЭУ им. Плеханова Ибрагим Рамазанов.
Эксперты ИКАР обращают внимание, что того же зерна Россия может экспортировать до 50–100 млн т, а муки даже в теории в пересчете на зерно лишь 5 млн т. «Сроки годности у множества продуктов переработки гораздо меньше сырья. А логистика контейнерного морского экспорта из России очень дорогая и неразвитая. И она гораздо дороже, чем у большинства стран-конкурентов – Украины, Турции, ЕС, Китая, США и т.д», – рассказывают они.
Тем не менее Россия экспортирует не только сырье. «В последние годы интенсивно рос экспорт кормов для домашних животных и комбикорма, кратно вырос экспорт мяса – а это соответственно продукты переработки зерновых», – обращает внимание Клюкин. Эксперт полагает, что России необходимо продолжать наращивать сельскохозяйственное производство. «По мере его роста цена на внутреннем рынке будет снижаться, что повысит рентабельность инвестиций в переработку внутри страны», – считает аналитик.
Для становления сильного игрока в пищевой промышленности требуются более дешевые кредитные ресурсы, доступ к передовым производственным и управленческим технологиям, считает аналитик TeleTrade Алексей Федоров.