Масштабное финансовое стимулирование понадобится теперь мобилизованным и их семьям. Фото Reuters
Нижние по уровню доходов 50% населения США беднее, чем в Сербии – в стране с высоким для Европы расслоением, сообщила Лаборатория мирового неравенства. По ее данным, выраженная налоговая нагрузка на богатых не гарантирует снижения неравенства, нужны условия для равномерного распределения доходов до налогообложения: равный доступ к образованию, здравоохранению, рынку труда. Правда, России, несмотря на возможности бесплатного лечения и обучения, до лучших европейских показателей тоже далеко. Но российские эксперты не исключают теперь в РФ такого парадокса, когда во время экономических перипетий неравенство даже снизится – из-за обеднения средне- и высокодоходных групп и эмиграции некоторой части состоятельных людей.
Сейчас неподходящее время для увеличения налоговой нагрузки на россиян, сообщил в понедельник глава Минфина Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Не рассматривается, судя по его заявлениям, и дальнейшее ужесточение прогрессивной шкалы налогообложения, предполагающей повышенную нагрузку на наиболее обеспеченных граждан. Напомним, с 2021 года в России действует прогрессивная шкала: люди, чей доход превышает 5 млн руб. в год, уплачивают с суммы этого превышения подоходный налог по ставке не 13, а 15%.
Силуанов напомнил, что эта мера была внедрена под конкретную задачу – поддержку детей со сложными болезнями, требующими дорогостоящего лечения. Но дальнейшее увеличение прогрессии отрицательно скажется на доверии правительству, властям, пояснил министр.
Такие заявления главы российского Минфина вписываются в контекст того исследования, которое обнародовали эксперты из Лаборатории мирового неравенства и Парижской школы экономики. Их выводы, опровергающие некоторые «привычные представления» о способах борьбы с неравенством, пересказывают авторы портала «Эконс».
Сравнение ситуации в США и Европе показало, что более выраженная налоговая нагрузка на богатых вовсе не гарантирует эффективного решения проблемы с неравенством в стране. Судя по экспертным оценкам, с учетом всех косвенных налогов и трансфертов США перераспределяют в пользу нижних по уровню доходов 50% населения больше, чем любая европейская страна.
И одновременно с этим, по экспертным оценкам, нижние 50% населения США беднее, «чем в европейской стране с наибольшим уровнем неравенства – Сербии, где на долю нижней по доходам половины населения приходится 16% национального дохода».
Главный вывод таков: меньшим неравенством Европа обязана не налоговому перераспределению доходов, а так называемому предраспределению – политике, которая направлена на создание условий для более равномерного распределения доходов еще до налогообложения.
К таким механизмам относятся регулирование рынка труда, защита прав работников, установление минимальной заработной платы, антимонопольное регулирование, инвестиции в образование и здравоохранение, которые дают равный доступ к этим услугам всем слоям населения и позволяют получить людям из низов более высокооплачиваемую работу.
По данным Всемирного банка, индекс Джини (процентное выражение коэффициента Джини, характеризующего степень расслоения в обществе) в США составлял 41,5%, а в Сербии – 34,5% (самые последние данные за 2019 год). В России, по оценкам Всемирного банка, показатель был в 2020-м 36%.
Чем выше значение, тем хуже ситуация с неравенством. Так, в списке глобальных антилидеров, например, ЮАР (более 60%), а среди лидеров – скандинавские страны (около 28–29%), Чехия (25%) или, к слову, Белоруссия (около 25%).
Росстат приводит несколько другие данные: по его оценкам, коэффициент Джини составлял в России в 2021 году 0,408. Более того, из отчетов российского статведомства следует, что, несмотря на улучшения в отдельные годы, в целом ситуация с неравенством сейчас в стране несколько хуже, чем было в начале нулевых, когда коэффициент Джини составлял 0,395.
Другой показатель, выявляющий ту же тенденцию в России, – коэффициент фондов, демонстрирующий, во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченных жителей страны превышают доходы 10% наименее обеспеченных. В 2021-м он составил 15 раз против примерно 14 раз в начале нулевых (чем выше это значение, тем больше разрыв в доходах между богатыми и бедными).
При любом расчете выясняется, что в России ситуация с неравенством далека от лучших показателей европейских стран – несмотря на существующие возможности бесплатного лечения и обучения.
Хотя, как уточняют эксперты, в России как раз остро проявляются различные виды неравенства, связанные с доступностью не просто бесплатного, а качественного образования и здравоохранения, с наличием рабочих мест, на которых гарантируется не минимальный, а достойный уровень оплаты труда, с возможностью обеспечить себя благоустроенным жильем, а не просто квадратными метрами.
«Как правило, все эти возможности сконцентрированы в крупных городах и экономически успешных регионах, тогда как жители депрессивных регионов, сельской местности и малых городов в большинстве случаев лишены ресурсов, позволяющих повысить качество жизни через доступ ко всем этим благам», – пояснила «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. По ее словам, бесплатность образования и здравоохранения декларируется, но это вовсе не отменяет существенной доли платных услуг в обеих сферах.
Исполнительный директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов при этом обратил внимание на относительно низкую оплату труда большинства врачей и учителей, что может негативно сказываться на качестве их услуг.
Между тем во время пандемии на неравенстве в стране стали сказываться относительно новые факторы. Тут стоит напомнить, что в доковидном 2019 году коэффициент Джини составлял в РФ 0,412. А коэффициент фондов достигал 15,6 раза. Другими словами, за время пандемии показатели даже улучшились.
Такая динамика объясняется тем, что в период пандемии коронавируса доходы малоимущих слоев населения власти подтягивали за счет социальных пособий и доплат, пояснила Киселева. «В то же время доходы наиболее состоятельной части населения, попадающей в поле зрения органов статистики (они ведут выборочные обследования домашних хозяйств для наблюдения за доходами), в период кризиса просели», – отметила она.
И, судя по оценкам эксперта, на фоне событий 2022 года, влекущих за собой определенные социальные и экономические последствия, эти парадоксальные тенденции могут усилиться. «Если предположить, что сейчас из России эмигрируют и не вернутся состоятельные люди, а малоимущим слоям населения будет оказываться материальная помощь через систему пособий, то это может даже несколько снизить доходное неравенство», – говорит Киселева.
Снижение неравенства – теоретически – может происходить за счет обеднения средне- и высокодоходных групп одновременно с эмиграцией некоторой части состоятельных людей, а не за счет роста благосостояния всего населения и совершенствования политики перераспределения доходов, считает эксперт. При этом малообеспеченные слои населения могут рассчитывать на пособия от государства, за счет которых их доходы дотянут до прожиточного минимума.
Тузов при этом указал на необходимость материального стимулирования в том числе военнослужащих, включая мобилизованных, чтобы гарантировать и им, и их семьям материальное благополучие. И в этом вопросе тоже можно было бы учесть опыт пандемии, во время которой в том числе финансово стимулировали медицинских специалистов.