Министр экономического развития Максим Решетников обещает сохранять прежние объемы вывоза нефти, несмотря на аномальный торговый профицит. Фото с сайта министерства экономического развития РФ
В этом году Россия установит собственный исторический и мировой рекорд по чистому вывозу товаров и ценностей из страны. При суммарном импорте около 200 млрд долл. из нашей страны будет вывезено товаров больше, чем на 500 млрд. Все эти «лишние» деньги останутся в виде записей на банковских счетах в самых недружественных, а также частично дружественных странах. Особой практической пользы нашей стране от гигантского некомпенсированного экспорта и создаваемого им валютного навеса пока не наблюдается. Однако эти 300 млрд долл. могут быть легко арестованы или заблокированы за рубежом. После начала конфликта в Украине российские экономисты предлагали задуматься о сокращении сырьевого экспорта из страны. Однако российские министры обещают, что по крайней мере вывоз нефти из страны останется на уровне прошлого года.
Даже в случае новых санкций Россия сохранит объемы поставок нефти, заявил в Госдуме в понедельник глава Минэкономразвития Максим Решетников. «На нас приходится 14% мировой добычи нефти и 11% мирового экспорта», – сообщил министр.
По итогу 2022 года из нашей страны будет вывезено товаров за рубеж почти на 570 млрд долл. А ввезено только на 270 млрд долл., подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. И это значит, что вывоз все больших и больших объемов российского сырья становится практически бессмысленным с точки зрения простых граждан в условиях запрета на поставки товаров в Россию.
Кардинальное изменение условий внешней торговли экономисты оценили практически сразу после введения запретов на импорт в Россию важнейших товаров. «Гигантский внешнеторговый профицит в нынешних условиях – это чемодан без ручки. Деньги огромные, а что с ними делать – не ясно», – объяснял еще в начале мая директор ИНП Александр Широв (см. «НГ» от 10.05.22).
В условиях ограничения импорта и невозможности накопления валютных резервов России уже не нужно продавать такой же объем сырьевых товаров, как раньше, утверждал Широв. В связи с этим, по его словам, встает задача консервации производств экспортной продукции. России нужно сегодня сократить добычу нефти примерно на 100 млн т в год. (В прошлом году РФ добывала более 520 млн т нефти в год.)
По словам Широва, внешнеэкономическая деятельность РФ должна быть полностью перестроена. От логики «деньги–товар–деньги» внешнеэкономическая деятельность в РФ должна перейти на логику «товар–деньги–товар».
Но российские власти, по каким-то причинам, продолжают стимулировать вывоз российских ресурсов за рубеж в обмен на нарисованные единицы и нолики в иностранных банках.
«Большая часть валютной выручки, которая и формирует профицит нашего торгового баланса, концентрируется у компаний-экспортеров, которые в рамках выполнения внешнеторговых контрактов, получая иностранную валюту, могут оставить ее на счетах уполномоченных российских банков, конвертировать в рубли либо зачислить на зарубежные валютные счета», – объясняет Алексей Федоров, аналитик компании TeleTrade.
«Если валютная выручка остается в российских банках, то без достаточно развитой инфраструктуры для размещения этих средств и значительных санкционных ограничений для банков выручка экспортеров в долларах, евро и других валютах недружественных стран, это скорее обременение, которое не приносит дохода, к тому же создает очень высокие риски финансовой устойчивости в случае их блокировки», – отмечает эксперт. «Если валютная выручка будет конвертирована в национальную валюту, то мы получаем избыточное укрепление курса рубля. И динамика рубля в период с марта по июнь 2022 года – яркое тому подтверждение», – комментирует Федоров.
«Если большая часть валютной выручки останется на счетах в зарубежных банках, то российская банковская система снижает свои санкционные риски от хранения валюты, плюс избегает избыточного укрепления курса рубля», – объясняет эксперт.
Ситуацию с хранением валютной выручки в иностранной валюте уточняет финансовый аналитик Александр Лежава. «Все безналичные доллары фактически находятся в США.
РФ продолжает экспортировать нефть с расчетами в долларах и евро. Фото с сайта www.gazprom.ru |
Таким образом, большая часть вывезенных из России ресурсов фактически используется в интересах тех стран, которые ведут горячую гибридную войну против нашей страны.
«Размещение валютной выручки российских экспортеров в долларовых или евро – активах не исключает, возможности блокировки этих средств, однако минимизирует разрушительные последствия», – считает Федоров.
При этом он затрудняется объяснить, какую пользу нашей стране приносит аномальный избыточный экспорт. «Однозначно сказать невозможно. Но пока экспорт все-таки есть, есть и валютная выручка. Есть и предприятия, которые платят налоги, работники, которые получают заработную плату и обеспечивают внутренний спрос. С другой стороны, пока висит дамоклов меч в виде возможной блокировки средств российских экспортеров в иностранных банках, нельзя сказать, что их деятельность с контрагентами из недружественных стран экономически целесообразна», – признает аналитик. Для получения хоть какой-то пользы от торгового профицита Федоров предлагает использовать «схемы по закупке на экспортную выручку в долларах и евро иностранного оборудования, а также финансирования внутренних инвестпроектов».
В свою очередь министр ЕАЭС Сергей Глазьев предлагает «ввести централизованные механизмы финансирования критического импорта». Кроме того, он предлагает «ввести экспортные пошлины на вывоз биржевых товаров, что одновременно позволит изымать в доход федерального бюджета природную ренту в объеме до 25 трлн. рублей и устранить конъюнктурную зависимость от колебания цен на глобальных рынках».
Справедливость прогнозов аномально высокого торгового дисбаланса подтверждают текущие данные ведомства Эльвиры Набиуллиной. Профицит платежного баланса РФ в январе-сентябре 2022 года вырост до 198,4 млрд долларов, сообщил российский Центробанк.