Курьерам, как и другим платформенным занятым, могут предоставить в будущем дополнительные социальные гарантии. Фото агентства «Москва»
Работникам, задействованным в гиг-экономике (gig economy), или в экономике подработок, нужны социальные гарантии, но это повлечет для компаний серьезные издержки. Бурные дискуссии об этом сейчас развернулись в США. Вопрос соцгарантий для платформенных занятых актуален и у нас. По оценкам Высшей школы экономики (ВШЭ), в России до 15,5 млн человек трудятся сейчас как платформенные занятые. Минтруд РФ уже больше года готовит законодательную базу для нового типа занятости. Представители российских платформ рассказали «НГ» о диалоге с ведомством по поводу таких принципов, как саморегулирование, добровольность страхования и отчислений в соцфонды.
Минтруд США предложил считать доставщиков и таксистов сотрудниками компаний, а не независимыми подрядчиками. Цель – защита прав десятков миллионов американцев, подрабатывающих в секторе так называемой гиг-экономики, предоставление им социальных гарантий.
Дополнительные льготы, сверхурочные, правовая защита, гарантия минимальной оплаты труда – все это издержки, на которые, как выяснилось, готовы пойти не все. Полноценный сотрудник обходится компаниям на 30% дороже, чем независимый временный подрядчик, следует из данных Reuters.
Вопрос социальных гарантий для работников, которые временно привлекаются под проект или заказ, например, через специальные платформы, актуален и в России.
По оценкам ВШЭ, общая численность занятых в российской платформенной экономике может достигать 15,5 млн человек, при этом число тех, для кого выполнение заказов через платформы становится основной работой, может составлять около 1,7 млн человек. Такие цифры приводятся в докладе «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия».
Между тем, по данным Центра стратегических разработок (ЦСР), для 86% платформенных занятых такой тип подработок стал основным источником дохода. Об этом сообщается в докладе «Платформенная занятость: вызовы и возможные решения».
«Если говорить о профессиях, то в основном речь идет о менее квалифицированной работе: о рабочих позициях, персонале торговых сетей, сфере бытовых услуг и т.д., – пояснил «НГ» вице-президент по операционному управлению компании ANCOR Алексей Миронов. – Это кассиры, мерчендайзеры, сотрудники торгового зала, продавцы, складские работники, грузчики, курьеры, комплектовщики заказов, линейный офисный персонал и т.д.» Еще деталь: среди платформенных работников 32% – иностранные граждане, следует из доклада ЦСР.
Хотя, как уточнила «НГ» гендиректор платформы «Рокет Ворк», резидент экспертного клуба ЦСР Анастасия Ускова, на самом деле спектр профессиональных компетенций фрилансеров и самозанятых обширный: «С укреплением тренда на аренду кадров, платформы, маркетплейсы, фриланс-биржи становятся поставщиком заказов как для синих воротничков, так и для белых».
ВШЭ обращает внимание на то, что «самозанятые и платформенные работники – пересекающиеся, но не тождественные множества, и зону их пересечения еще только предстоит оценить». ЦСР же отмечает, что 46% платформенных работников оформлены как самозанятые по договору гражданско-правового характера.
Минтруд РФ еще год назад заявлял, что он готовит законодательные новации, касающиеся «платформенной занятости», чтобы обеспечить таких работников социальными гарантиями.
Окончательного результата, правда, пока нет. Как сообщила в конце сентября на Всероссийской неделе охраны труда замминистра труда Елена Мухтиярова, проект новой редакции закона о занятости, в котором будет урегулирован вопрос платформенной занятости, сейчас разрабатывается в тесном сотрудничестве с экспертами.
«Мы уже отработали часть глав нового закона с социальными партнерами, после обсуждения всего документа и его доработки с учетом интересов всех сторон надеемся внести его на рассмотрение в Госдуму», – уточнила она.
«Мы участвуем в рабочей группе Минтруда вместе с ЦСР по вопросам платформенной занятости, – рассказала «НГ» Ускова. – Дело двигается, однако некоторые сложности замедляют процесс. Так, неточным остается само определение платформ. Что считать платформой? Какие признаки и отличия? Для стандартизации и детерминации требуется кропотливое исследование».
Также Ускова пояснила, что оценить объем сделок в рамках платформенной занятости проблематично. Какие-то сервисы предоставляют прозрачную отчетность по объемам сделок, так как они обеспечивают не только связь заказчика и исполнителя, но и контрактование и расчет. Какие-то платформы работают только как информационные прослойки, а платежи выведены за пределы сервиса.
Но, по мнению эксперта, можно ориентироваться на те цифры, которые связаны с рынком не напрямую: «Так, общий рынок фриланса в стране оценивается в 47 млрд долл. Только самозанятые за время действия режима задекларировали больше 700 млрд руб. Порядок цифр представить можно – сотни миллиардов рублей».
Возвращаясь к процессу проработки законодательной базы, Ускова, уточнила, что, возможно, «у ведомства сейчас есть более глобальные вызовы, связанные с текущей экономической и геополитической ситуацией, и это отодвигает подобные инициативы на второй план».
«Мы видим, как Минтруд и другие регуляторы в России ищут сбалансированный подход и готовы учитывать интересы всех участников новой экономики», – пояснила «НГ» руководитель группы корпоративных коммуникаций Яндекс Go Ася Паноян. По ее словам, основные идеи, заложенные в эти подходы, – «принцип саморегулирования и добровольное страхование различных рисков и отчислений в соцфонды». «Мы находимся в диалоге с Минтрудом по вопросу будущего регулирования платформенной занятости», – добавила она.
«Потребность регулировать данный тип занятости есть, поскольку государство старается разделять трудовые и все прочие отношения, в том числе гражданско-правовые и отношения с самозанятыми. Со стороны госструктур есть попытки предоставить самозанятым возможность пользоваться связанными с фактом работы социальными льготами, и мы это всячески приветствуем», – говорит Алексей Миронов.
Как пояснил ранее главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, есть, конечно, соблазн приравнять агрегаторы к работодателям, обязав их, в частности, платить социальные взносы, но это, по его мнению, грозит вывести их в серую зону. «Не надо натягивать статус работодателя на платформу. Но если перечисление денег идет через платформу, она может выполнить агентскую функцию по оплате социальных взносов», – считает он.При этом движение в сторону социальных гарантий уже происходит, продолжила Ускова. «Так, буквально на днях правительство утвердило добровольные взносы в соцстрах для самозанятых, которые теперь смогут претендовать на оплачиваемые больничные. Многие из них либо как раз активные пользователи платформ для поиска заказчиков, либо сотрудничают с крупными уберизированными сервисами», – пояснила она.
Платформы преподносятся и как способ обелить рынок труда. «Проводя через себя услуги и расчеты, они не только становятся источником данных о спросе и предложении, но и могут выступать налоговым агентом. Правда, для этого требуется доработка налогового законодательства», – сообщал ранее директор юридического департамента и акционер маркетплейса услуг YouDo Игорь Зазвонов.
Наконец, еще одно веяние времени. Не исключено, что формат платформенной занятости может использоваться в том числе IT-специалистами. Причем не только когда российские IT-специалисты пытаются найти себе проекты на зарубежных платформах, но и когда, уехав из России, они продолжают трудиться как раз на российских заказчиков.
«Практика, когда российские IT-специалисты уезжают из страны, но продолжают выполнять задачи для заказчиков из РФ, не нова. Сейчас эта тенденция будет только расти», – считает член генсовета «Деловой России», гендиректор INPRO.digital Виталий Арбузов.
Станет ли это поводом для какого-то еще регулирования со стороны российских властей – вопрос. «Понятно, что и те, кто работает через платформы внутри страны, и те, кто уехал, но продолжает сотрудничать с заказчиками из РФ, играют по одним налоговым правилам в случае сохранения налогового резидентства. Если какие-то дополнительные меры регулирования и нужны, они будут касаться только этого аспекта, – говорит Ускова. – Но не стоит забывать, что налоговое законодательство такие кейсы уже регулирует, и не совсем понятно, стоит ли его менять под категорию именно платформенных занятых».
Как затем пояснили «НГ» в пресс-службе Минтруда, проектом нового закона о занятости вводится понятие «платформенная занятость», которое позволяет описывать отношения, возникающие между заказчиком, платформой и исполнителем при взаимодействии через платформы. В нем устанавливаются права и обязанности как для платформ, так и для исполнителей услуг – граждан, которые заняты посредством платформ.
«Большинство платформенно занятых – самозанятые граждане. С учетом этого одновременно введется работа по развитию инструментов для обеспечения социальных гарантий для самозанятых, – уточнили в министерстве. – Так, уже действует возможность добровольного пенсионного страхования. Вступить в такие правоотношения для формирования страховой пенсии можно через приложение, самозанятый сам может установить размер желаемой пенсии, и исходя из этого будут рассчитаны взносы. Или же можно выбрать приемлемый размер взноса, и в соответствии с этим формировать свои пенсионные права».
«В сентябре была представлена модель добровольного социального страхования (выплата больничных) для самозанятых граждан», – добавили в ведомстве. Размер компенсации по больничным и взносов установлены с учетом пожеланий самозанятых.