В Госдуме обсуждают проект бюджета-2023. Фото с сайта www.duma.gov.ru
По мере знакомства с деталями финансового плана правительства на 2023 год усиливается критика этого проекта. Самые частые претензии – сокращение бюджетного финансирования по ряду направлений при сохранении старой консервативной конструкции в условиях меняющейся реальности. Депутаты не понимают, почему бюджет-2023 предполагает снижение затрат на оборону страны в условиях проведения спецоперации. А представители бизнеса и вовсе называют новый документ этаким «планом благих намерений, необязательных для исполнения».
Номинальный уровень федеральных расходов планируется сохранять на уровне 29 трлн руб. в течение ближайших трех лет. При этом в реальном выражении бюджетное финансирование будет, естественно, сокращаться. При этом по многим направлениям федеральные расходы будут сокращаться больше, чем ожидаемый уровень роста цен. На сокращение бюджетных трат в области культуры, в частности, обратила внимание в среду министр культуры Ольга Любимова. «Формирование федерального бюджета на 2023–2025 годы осуществлялось с учетом сокращения на 10% бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета, за исключением нормативно-обусловленных расходов», – сообщила она на заседании думского комитета по культуре. Так, сокращается объем ассигнований на федеральные проекты «Сохранение культурного и исторического наследия», «Развитие культурного диалога», «Пушкинская карта», «Творческие люди», «Цифровая культура» и комплексные мероприятия по обеспечению деятельности системы управления в сфере культуры, перечисляет министр.
Тем не менее, продолжает глава Минкульта, объемы финансирования на культуру в проекте федерального бюджета увеличены в 2023 году на 6,5 млрд руб., в 2024-м – на 6,1 млрд руб. по сравнению с заложенными ранее средствами. Однако в 2025 году расходы будут уменьшены на 2,2 млрд руб.
Всего же на реализацию госпрограммы «Развитие культуры» проектом бюджета предусмотрены траты в объеме 509,5 млрд руб. На финансирование федеральной программы «Пушкинская карта» в бюджете РФ на 2023 год заложено 16 млрд руб., таким образом финансирование оставлено на уровне 2022 года. Вместе с тем финансирование федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» в бюджете уменьшено на 19,3% в связи с переносом расходов капитального характера из федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» в федеральный проект «Развитие инфраструктуры в сфере культуры» в общей сумме 2,1 млрд руб.
Ранее проект бюджета-2023 обсудили на заседании думского комитета по физической культуре и спорту. Участники заседания рекомендовали принять документ в первом чтении, но ко второму – «внести изменения и дополнительное финансирование».
Пока что основной финдокумент предполагает сокращение трат на физкультуру и спорт. Так, В 2024 году бюджет госпрограммы по развитию физкультуры и спорта сократится и составит 57 млрд руб., в 2025-м – 48,719 млрд. Расходы на федеральный проект «Развитие спорта высших достижений» сократятся с запланированного ранее значения в 9,9 млрд руб. до 5,8 млрд в 2023 году, 3,1 млрд – в 2024 году (сократятся на 96,4 млн в сравнении с плановым значением) и 3,387 млрд – в 2025-м (сократятся на 96,4 млн). В целом расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт в 2023 году уменьшатся на 21,6 млрд руб. и составят 67,9 млрд руб. В плановый период 2024 и 2025 годов расходы должны составить 62,2 млрд руб. и 53,8 млрд руб. соответственно.
«Мы понимаем, что бюджет Минспорта секвестируется. Наша задача, как депутатов Госдумы, – понять причину проблемной ситуации. Мы хотим четко понять, как выполнять задачи, которые ставятся руководством страны», – заявлял глава комитета по физкультуре и спорту Дмитрий Свищев. «Физкультура и спорт в процентном отношении потеряли больше всех других отраслей. И сегодня доля нашей отрасли составляет всего 0,05% от ВВП. Эта доля имеет тенденцию к уменьшению к 2025 году», – добавил он.
Члены думского комитета по энергетике обращали внимание на запланированное уменьшение финансирования по федеральному проекту «Развитие рынка природного газа как моторного топлива» и по федеральному проекту «Электроавтомобиль и водородный транспорт». Тем не менее комитет также рекомендовал Госдуме принять документ в первом чтении.
В то же время отмечается сохраняющаяся социальная направленность нового бюджета. В частности, директор департамента бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина Курбан Курбанов в среду на заседании думского комитета отметил, что рост расходов на поддержку семей с детьми в рамках так называемого «детского бюджета» в 2023 году по сравнению с прошлым годом составит 55% – 955 млрд руб. Впервые его сформировали в 2016 году, тогда он достиг 556 млрд. В этом году бюджет составил 1,7 трлн руб. Кроме того, 300 млрд руб.й за три года пойдет на программу улучшения жилищных условий семей с детьми. Всего в 2023 году увеличение расходов на социальную политику составит 1,58 трлн руб.
Также в 2023 году будет проиндексирован маткапитал на первого ребенка, он составит почти 590 тыс. руб. А если семья не получала материнский капитал на первого ребенка, то на второго он составит 780 тыс. руб., рассказал Курбанов. Индексация пособия, по его словам, произойдет с 1 января 2023 года. Чиновники также указывают, что с января будущего года начнется выплата универсальных пособий, и за три года на такую поддержку нуждающихся семей с детьми будет израсходовано свыше 3,5 трлн руб.
В думском комитете по обороне посчитали траты по разделу «Национальная оборона» достаточными и отвечающими в полной мере запросам Минобороны, включая потребности специальной военной операции (СВО). «Выделяемые объемы бюджетных ассигнований позволят обеспечить реализацию основных стратегических целей для развития Вооруженных сил РФ и отвечают в полном объеме всем запросам Минобороны, включая потребности СВО», – подчеркивал глава комитета Андрей Картаполов. Председатель думского комитета по обороне сообщил, что проектом бюджета по разделу «Нацоборона» в 2023 году предусмотрено выделение 4,98 трлн руб., в 2024-м – 4,46 трлн, в 2025-м – 4,2 трлн.
Ранее председатель комитета по безопасности Василий Пискарев заявлял, что проект бюджета «полностью учитывает предполагаемые затраты и, что очень важно, предусматривает возможность индексации денежного довольствия, пенсий и пособий, а также иные меры поддержки сотрудников правоохранительных органов». Как отмечается в заключении комитета, доля расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в общем объеме бюджетных трат в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличится с 10,1 до 15,2%, а в 2024 и 2025 годах составит 15,1% и 15,6% соответственно. Всего по этому разделу в 2023 году планируется потратить 4,42 трлн руб., в 2024-м – 4,33 трлн, в 2025-м – 4,34 трлн. По мнению комитета, эти изменения «соответствуют общим подходам и принципам бюджетной политики, адекватны сложившейся в соответствующих сферах деятельности ситуации».
В целом, констатировал глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «бюджет формировался в ситуации политической и экономической нестабильности, поэтому основными направлениями расходных обязательств государства стали социальная поддержка населения, национальная оборона, национальная безопасность и национальная экономика».
По мере обсуждения основного финдокумента ширится и его критика. Так, депутат Госдумы Михаил Делягин обращал внимание на сокращение расходов на Вооруженные силы России в следующем году почти на 30%. «Читаю бюджет РФ на 2023 год и чувствую себя в параллельном измерении. Общие расходы на национальную оборону чуть-чуть растут. А вот расходы на Вооруженные силы РФ сокращаются с 3,6 трлн руб. в текущем году до 2,5 трлн руб. в следующем. Страна ведет боевые действия, а расходы на армию сокращаются почти на треть», – отмечал он. При этом статья «Прочие расходы» в бюджете, наоборот, существенно возросла – с 0,5 трлн руб. до 1,9 трлн. Делягин считает, что в бюджет повторяет то, что было раньше, только «в новых для господина Силуанова условиях, мало знакомых и плохо понятных».
Проект основного финансового документа страны реальности не отражает, добавляет депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «Такое впечатление, что он готовился не во время проведения СВО, а в спокойные времена. Расходы на оборону в нем запланированы такие же, как и в текущем годы, увеличены только расходы по разделу «Национальная безопасность». Расходы на содержание вооруженных сил вообще меньше, чем в текущем году. Совсем нет увеличения расходов на мобилизационную подготовку людей и мобилизацию экономики», – отмечает она.
«Такое впечатление, что финансовый блок правительства не знает о том, что происходит в стране. О том, что проходит частичная мобилизация, а военкоматы с их устаревшими компьютерами требуют нового оснащения. Не знают о том, что армии нужны дополнительные бронежилеты, форма, теплые вещи, медикаменты и коптеры. Создается впечатление, что авторы бюджета живут в какой-то другой реальности», – продолжает Дмитриева. По ее мнению, бюджет-2023 остается инерционным. «Они считают, что нефтегазовые доходы надо складировать, и это их единственная идея и больше никаких не появилось», – резюмирует депутат.
На несовершенства бюджета-2023 обращают внимание и эксперты Общественной палаты в ходе своих нулевых слушаний документа. В первую очередь общественников не устраивает «чрезмерно консервативный» прогноз Минфина по нефтегазовым доходам. Они считают его заниженным и требующим пересмотра. В «Деловой России» также отмечают, что документе Минфина «традиционно занижаются доходы», что впоследствии позволяет исполнительной власти «практически неконтролируемо их расходовать». Член генерального совета «Деловой России» Кирилл Никитин в ходе своего выступления в среду на нулевых слушаниях бюджета в ОП отметил, что из года в год не меняются подходы к налоговой политике. К примеру, указал он, из документа об основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики ничего не указывало на дефошоризацию, тем не менее она была объявлена. По его мнению, отсутствие в основном финансовом документе внятной налоговой политики делает проект бюджета этаким «планом благих намерений», которые необязательны для исполнения. Кроме того, Никитин обратил внимание на рост налоговой нагрузки для бизнеса в проекте финдокумента.Об «инерционности расходования средств» говорит и профессор Финансового университета Светлана Солянникова. Она указывает, что в новом бюджете возрастает доля нераспределенных налоговых доходов. «Почти 1 трлн руб. налоговых расходов не распределен по госпрограммам. То есть принцип расходования средств не меняется», – отметила она на слушаниях в ОП. По ее мнению, это может привести к консервации стабильных, но низких темпов экономического роста и невозможности решения задач стратегического развития нашего общества и экономики в долгосрочной перспективе.