Пожилые работники могли бы заменить часть мобилизованных молодых специалистов. Фото агентства «Москва» |
До 14 октября Госдума принимает замечания к проекту нового бюджета.
Дискуссионной темой уже стала предстоящая индексация пенсий. Свои сомнения высказали в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Так, в конце минувшей недели глава ФНПР Михаил Шмаков назвал недостаточной заложенную в бюджетные проектировки на 2023 год индексацию страховых пенсий на 4,8%. Он уверен, что «придется вносить коррективы», цитирует ТАСС.
На фоне двузначных показателей инфляции такая индексация действительно может показаться скромной. Но и сенаторы, и Минтруд разъясняют, что на самом деле пенсионерам уже компенсировали инфляцию сполна. Зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова напомнила, что индексация страховых пенсий производится с 1 января на уровень выше инфляции прошедшего года.
В начале 2022 года страховые пенсии планировалось повысить только на 5,9%, но из-за того, что инфляция оказалась выше плана, была проведена повышенная индексация – на 8,6% при официальном показателе инфляции за 2021-й 8,4%.
Однако рост цен затем ускорился еще больше. Поэтому в июне, не дожидаясь следующего года, провели вторую, внеочередную индексацию – еще на 10%. «То есть фактически та индексация, которая должна была произойти в январе 2023 года, была проведена частично с 1 июня», – уточнила Бибикова в интервью «Парламентской газете».
Те же доводы у Минтруда. «С 1 января 2023-го предлагается повысить страховые пенсии еще на 4,8%, что обеспечит прибавку в среднем в размере тысячи рублей. Таким образом, суммарное повышение страховых пенсий за год превысит 15%, что больше прогнозного уровня инфляции 2022 года – 12,4%», – сообщал глава Минтруда Антон Котяков.
На этом математические упражнения не заканчиваются. Еще одно уточнение: вторая, внеочередная индексация пенсий в этом году производилась от уже увеличенной базы. И в целом за 2022 год с учетом кумулятивного эффекта страховые пенсии увеличиваются на 19,5%. Такие данные приводятся в проекте бюджета Фонда пенсионного и социального страхования на новую трехлетку (напомним, со следующего года в стране начинает работу объединенный Соцфонд). Так что как ни считай, везде прописан рост пенсий с опережением инфляции.
Есть, однако, нюансы. О каком бы то ни было ощутимом увеличении выплат сейчас говорят применительно только к неработающим пенсионерам. В их случае власти пытаются соблюдать принцип ежегодного увеличения пенсий в среднем на тысячу в год, ведь это был один из «лозунгов» повышения пенсионного возраста в стране.
Иная ситуация с выплатами для работающих пенсионеров. Начиная с 2016 года в стране прекращена полноценная индексация страховых пенсий работающих пенсионеров. Им не индексируют с учетом инфляции текущие выплаты, но обещают все возместить при увольнении.
Одновременно с этим у работающих пенсионеров ежегодно происходит перерасчет их пенсий в соответствии с теми страховыми взносами, которые отчисляются с их заработков, если, конечно, они трудятся официально. Правда, исходя из существующей формулы, такие надбавки достигают лишь нескольких сотен рублей в год и, конечно, тоже не компенсируют инфляцию.
Как это выглядит на практике. В 2015 году, накануне отмены полноценной индексации для работающих пенсионеров, средний размер страховой пенсии по старости составлял в РФ около 12,8 тыс. руб. в месяц. Возьмем это за отправную точку. За прошедшие семь лет, к концу 2022 года, средняя пенсия по старости у неработающего пенсионера увеличилась примерно в 1,6 раза – до 20,9 тыс. руб., следует из данных Пенсионного фонда России. А средняя пенсия работающего пенсионера за это время выросла лишь на 16% – примерно до 15 тыс. руб. в месяц.
Для сравнения: накопленная инфляция за тот же период составила в РФ около 48%. То есть, судя по расчетам, у неработающих пенсионеров пенсии за прошедшие семь лет увеличились в реальном выражении (с учетом инфляции) примерно на 15%. А у работающих пенсионеров они в реальном выражении сократились почти на треть.
«В том, что касается работающих пенсионеров, их реальный пенсионный доход сокращается с каждым годом, начиная с того момента, когда им отменили привычную индексацию», – подтверждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. И эта тенденция сохранится теперь и в следующем бюджетном цикле, судя по проектировкам.
Однако теперь, в условиях частичной мобилизации и определенного оттока граждан такое финансовое «наказание» работающих пенсионеров за то, что они работают, выглядит как мера не просто сомнительная с точки зрения справедливости, но и вредная с точки зрения экономики.
Как считает депутат Госдумы от Партии роста Оксана Дмитриева, сейчас в области пенсионной политики насущной задачей становится индексация пенсий работающим пенсионерам и изменение учета страховых взносов при перерасчете им выплат. «Это необходимо сделать для обеспечения платежеспособного спроса населения», – пояснила депутат. Но не только для этого. «Такими мерами будет простимулировано возвращение пенсионеров на их рабочие места», – говорит Дмитриева. Нужно создать условия, чтобы они работали с полной отдачей. Ведь эти специалисты могут быть задействованы как в оборонной промышленности, так и в других важных для импортозамещения отраслях.
При этом объективно, исходя из текущей ситуации, приоритеты бюджетной политики должны меняться, считает депутат. «Должно обеспечиваться все, что связано с военно-промышленным комплексом, национальной обороной и обеспечением мобилизованных всем необходимым, – пояснила Дмитриева. – Это должно быть в приоритете. Но нельзя сокращать и социальные гарантии».
В бюджете, по ее уточнению, много других расходов, которые можно сократить. Так, по мнению Дмитриевой, можно было бы «уменьшить подпитку банковской системы, прекратить игры с отправкой денег в Фонд национального благосостояния, сократить все, что касается «бумажной» экономики».
Как, в свою очередь, говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, «очевидно, что сейчас и федеральный бюджет, и бюджет Соцфонда сформированы исходя из приоритета расходов, связанных с проведением специальной военной операции, с восстановлением новых территорий и осуществлением выплат мобилизованным, контрактникам, а также другим военным и силовикам».
«Другие расходы социального характера, в том числе индексацию пенсий, профинансируют так, чтобы не произошло резкого ухудшения показателей по важным направлениям, – ожидает Киселева. – Например, чтобы не вырос уровень бедности в статистике». Остальные улучшения, судя по всему, могут быть опциональны. Ведь та же индексация пенсий работающих пенсионеров вызывала в правительстве серьезные затруднения даже в относительно спокойные времена – еще до спецоперации и до пандемии.