Покупателям предстоит экспериментировать с другими брендами бытовой техники и электроники. Фото РИА Новости
Более двух третей российских потребителей зафиксировали сужение ассортимента в магазинах за последние три месяца, особенно это касается непродовольственных товаров, бытовой техники и электроники, сообщил холдинг «Ромир». Как пояснили в Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ), лояльность россиян к отечественным непродовольственным товарам в принципе ниже, чем к продуктам питания. Есть, конечно, поставщики из дружественных стран. В Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) рассказали о замещении брендов новыми игроками, предлагающими аналогичные по характеристикам товары. Но каждый второй потребитель пока все равно хотел бы возвращения тех марок, к которым привык, будь то средства гигиены или техника.
За последние три месяца ассортимент в российских магазинах сократился – такое мнение высказали 68% участников исследования, проведенного в сентябре холдингом «Ромир». В его основе Единая панель данных, охватывающая 40 тыс. жителей российских городов.
Наиболее ощутимое изменение ассортимента потребители заметили в секторе непродовольственных товаров – это прежде всего бытовая химия и средства личной гигиены: 45% упоминаний. На втором месте бытовая техника и электроника – 32%. Далее следуют автомобили, а также одежда и обувь, набравшие примерно по 30% голосов.
Сильнее всего потребители хотели бы возвращения привычных им марок в бытовой технике и электронике (57% респондентов), автомобилях (53%), непродовольственных товарах (50%), одежде и обуви – 50%.
Как пояснила «НГ» директор М-Ромир Ксения Пайзанская, в исследовании делается акцент не на рыночном изменении ассортимента, а на том, что именно в этих изменениях оказалось наиболее чувствительным для покупателей.
«И если мы говорим про восприятие людей, то предметы личной гигиены, бытовая химия – это то, чем люди пользуются каждый день, к чему привыкают и выбирают своих фаворитов. Поэтому здесь намного заметнее, если любимый продукт пропал с полки, да и перестроиться не так легко», – уточнила Пайзанская.
Эксперты НАФИ, в свою очередь, пояснили «НГ», что если говорить не про реальный дефицит товаров, а потенциальный, то наибольший страх у наших сограждан вызывает недостаток лекарств и медицинского оборудования (об этом говорят 42% участников соответствующего опроса), продуктов питания (30%), запчастей для автомобилей (30%), электроники (27%), материалов для строительства и ремонта – 26%.
Причем в НАФИ отметили, что «лояльность россиян отечественным непродовольственным товарам ниже, чем к продуктам питания». По данным агентства, российские потребители в меньшей степени готовы покупать отечественные электронику (27% опрошенных), бытовую технику (31%), автозапчасти (21%), автомобили (27%) и лекарства – 46%.
«По двум категориям – автомобили и электроника (смартфоны, компьютеры) – каждый десятый говорит, что вовсе откажется от покупки, если не будет модели, произведенной за рубежом», – добавили в НАФИ.
Как сообщила «НГ» аналитик Центра экономики рынков Екатерина Павлова, с точки зрения отечественного производства неоднозначна ситуация, в частности, в сегменте бытовой химии. «Российские производители, чей производственный процесс сильно зависит от импортного сырья и материалов, в целом сократили объемы выпуска отечественной бытовой химии», – пояснила она.
Это касается шампуней и других средств для волос, дезодорантов, средств для бритья – судя по приведенным экспертом данным, речь идет о падении выпуска в первом полугодии на 20–30% в годовом сопоставлении.
Одновременно с этим в отдельных категориях непродовольственных товаров мы видим значительный рост объемов отечественного производства в первом полугодии 2022 года, говорит Павлова. Это касается прежде всего детской одежды, а также обуви, включая спортивную, мебели, стройматериалов, да и даже компьютеров – в их случае рост выпуска, по приведенным данным, составил 59% в годовом сопоставлении.
Мнения же о ситуации с альтернативными поставщиками в сфере бытовой техники и электроники разделились. Как сказал «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, «самая непростая история на рынке сейчас с электроникой, в частности со смартфонами, которые никогда не делали в нашей стране».
Также он упомянул ситуацию с бытовой техникой. «Да, локальные производства большей части брендов были у нас и в странах Евразийского экономического союза, однако сейчас они перестали производить достаточные объемы и соответственно отгружать товары», – утверждает Соколов. «Именно в этих двух категориях сейчас наблюдается товарная яма, но это было ожидаемым, – продолжил он. – Исходя из сегодняшних реалий, мы считаем, что это явление носит временный характер и через месяц-полтора ассортимент восстановится». Эксперт сообщил о начале поставок параллельного импорта.
Директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов сказал «НГ», что в целом сейчас вопрос сужения ассортимента, который наблюдался весной-летом, удалось решить путем замещения «привычных» брендов новыми игроками из Азии (Турции, Китая, стран Средней Азии), а также начавшимися поставками по каналам параллельного импорта.
«Практически в каждой категории сегодня на рынке представлены аналогичные привычным для пользователей по потребительским характеристикам товары», – говорит Гуськов.
В пресс-службе М.Видео-Эльдорадо сообщили «НГ», что в большинстве категорий ассортимент соответствует тому, который был на начало года: «У пользователей есть выбор по функционалу, брендам, ценовым сегментам». И речь идет как об уже известных потребителям брендах, так и о новых – будь то китайских, турецких или российских.
«Если говорить об ассортименте, например, в такой востребованной категории, как смартфоны, то только в среднем ценовом сегменте он вырос примерно на 30–40 новых моделей», – добавили в компании. И по альтернативным опросам, на которые сослались в пресс-службе, большинство респондентов как раз готовы покупать новые или малоизвестные бренды электроники.
Потребительский рынок трансформировался, но вопрос дефицита электробытовой и компьютерной техники в принципе не стоит, продолжил Гуськов. При этом он отметил, что сейчас наблюдается падение спроса, нетипичное для осени – обычно высокого сезона, и это тревожная тенденция. Хотя нетипичной была и ситуация весны, когда вместо затишья случился бум продаж.
О том, что вопрос сужения ассортимента бытовой техники и электроники уже удалось решить, сообщает и Минпромторг. Указали в ведомстве на рост собственного производства: «Например, объем производства телевизоров в РФ вырос на четверть, планшетов в 2,5 раза, принтеров в 5 раз по сравнению с началом года».
«В сегментах парфюмерии, косметики и бытовой химии сегодня проблем с обеспечением также не наблюдается. Не все бренды, которые заявили о своем выходе с рынка, в действительности его покинули, – продолжили в Минпромторге. – А те, кто действительно ушел, уже сегодня ввозятся в страну через параллельный импорт». Вместе с этим наблюдается увеличение объема отечественных продуктов на полках.
Однако можно отметить и рост цен на продукцию, особенно на зарубежные бренды, добавили в министерстве. «Очевидно, что введенные санкции со стороны недружественных стран прямо влияют на ценообразование продукта и его логистику. Поэтому сегодня Минпромторг прикладывает все усилия для поддержки отечественных производителей, чтобы они могли обеспечить приемлемый уровень цен для потребителя», – уточнили в ведомстве.
Помимо этого министерство сообщило об увеличении отгруженных товаров собственного производства легкой промышленности. В России есть ряд представителей масс-маркета с российским производством, которые могут предложить актуальные модели одежды на будущий сезон с хорошим соотношением цены и качества. Минпромторгом проводится актуализация начатого в предыдущем году исследования российских брендов одежды, обуви и т.д.: «По предварительной оценке, уже можно сказать, что именно брендов, которые производятся на территории РФ, в настоящее время насчитывается порядка 2 тыс.». В декабре Минпромторг опубликует актуальный перечень всех брендов.