Фото Reuters
В новом прогнозе Всемирный банк теперь ожидает для России в следующем году почти такого же спада экономики, как и в текущем. При этом российское правительство уверяет, что спад российского ВВП будет практически преодолен уже в 2023 году. В Центробанке (ЦБ) обещают в конце октября пересмотреть в сторону улучшения свой июльский макропрогноз. Государственные прогнозы из-за сложности бюрократического пути почти всегда запаздывают и в итоге оказываются неадекватными к моменту обнародования, говорят эксперты. Они также считают, что частичная мобилизация и отток населения внесут свои коррективы в ожидания по динамике ВВП.
Продолжающаяся спецоперация в Украине омрачила перспективы постпандемического восстановления экономики стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в регионе Европы и Центральной Азии, говорится в обнародованном докладе Всемирного банка (ВБ) по региону. В банке ожидают, что в течение всего следующего года экономическая активность в регионе останется «глубоко сниженной» с минимальным ростом на 0,3%.
Тем не менее, продолжают аналитики, в целом регион переносит украинский кризис лучше, чем ожидалось, в том числе из-за продления некоторыми правительствами программ стимулирования в период пандемии.
Что же касается перспектив российской экономики, то здесь западные экономисты пошли на некоторое улучшение прогнозов. Так, ВБ улучшил оценку падения российской экономики в 2022 году до 4,5% с 8,9%, прогнозировавшихся им в июне. Между тем ожидания экспертов на 2023 год ухудшены. По их оценкам, спад российской экономики в следующем году составит 3,6% против ожидавшегося ранее падения на 2%.
Менее глубокое, чем ожидалось ранее, падение экономики России в текущем году банк связывает с серьезными фискальными мерами и ростом цен на энергоносители, которые помогли увеличить бюджетные доходы.
Также сообщается, что прогноз разработан исходя из предположения, что конфликт в Украине продолжится и российская экономика по-прежнему будет находиться под давлением санкций, в том числе вступающих в силу в конце этого года (в частности, частичный запрет ЕС на поставки российской нефти и в меньшей степени ограничение цен на нефть).
Перехода российской экономики в рост экономисты ВБ ждут с 2024 года. Однако и здесь прогноз был ухудшен: с +2,2% до +1,6%. Отмечается, что умеренный рост будет наблюдаться по мере стабилизации экономики после санкционного шока и постепенного восстановления внутреннего спроса и экспорта. При этом банк отмечает, что «среднесрочный и долгосрочный рост будут очень низкими, поскольку Россия потеряла доступ к ключевым источникам производительности».
Ожидания западных экономистов идут вразрез с прогнозами Минэкономразвития (МЭР). Комментируя выводы ВБ в среду глава МЭР Максим Решетников назвал прогноз «излишне консервативным», не учитывающим принимаемые правительством РФ решения.
Ранее в сентябре, представляя новый макропрогноз министерства, Максим Решетников сообщал, что ВВП РФ по итогам этого года снизится на 2,9%, на 0,8% в 2023 году, и уже к 2024 году экономика страны перейдет в рост – на 2,6%. При этом нижняя точка спада экономики РФ будет пройдена в четвертом квартале 2022 года, обещал чиновник.
Он пояснял, что в основе такого оптимистичного прогноза «лежит сценарий продолжения такой ускоренной адаптации» экономики к новым условиям. «Спад экономики в 2023 году составит 0,8%, преимущественно из-за эффекта высокой базы первого квартала 2022 года и снижения чистого экспорта. В 2024–2025 годах ВВП будет расти средним темпом 2,6% за счет роста внутреннего потребительского и инвестиционного спроса», – заявлял Решетников.
Потребительский спрос при этом будет поддержан ростом реальных доходов населения. «До 2025 года прогнозируются низкие уровни безработицы и устойчивый рост реальных заработных плат и предпринимательских доходов. Дополнительный вклад внесет индексация социальных выплат. Вместе с оживлением кредитования все это существенно поддержит потребительский спрос», – добавил он.
Прогноз роста ВВП на 2023 год. Источник: Всемирный банк |
О вероятности пересмотра «в лучшую сторону» прогноза говорила в середине сентября и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Тогда отмечалось, что данные по ВВП РФ за второй квартал и оперативные индикаторы указывают на то, что динамика деловой активности в РФ складывается лучше, чем ЦБ предполагал в июле. Снижение ВВП в 2022 году будет ближе к 4%, сообщали в регуляторе.
При этом не вполне ясно, будет ли Центробанк основывать пересмотр прогноза на данных за второй квартал и будет ли он учитывать возможное влияние частичной мобилизации в РФ на экономику.
Эксперты «НГ» столь широкое разнообразие прогнозов по динамике ВВП РФ объясняют по-разному. Одни полагают, что более оптимистичные ожидания российских властей связаны с наличием у них более полной картины происходящего. «Возможно, в правительстве РФ ожидают более быстрого урегулирования геополитической обстановки и соответственно быстрого восстановления производственной активности, чем заложено в моделях зарубежных институтов. Потому что события во всех сферах меняются так быстро, что исходные данные для моделирования экономики, которая крайне зависима в России от текущей политики, меняются практически каждый день», – говорит завлабораторией РЭУ им. Плеханова Денис Домащенко.
Реальность получится более оптимистичной, чем прогноз ВБ, потому что меры фискальной поддержки бизнеса и ослабление денежно-кредитной политики должны немного снизить негативное влияние глобального кризиса и геополитических рисков на ВВП России, считает завлабораторией РАНХиГС Александр Абрамов. Он полагает, что ВБ запаздывает в своих корректировках.
Абрамов также рассчитывает, что в 2023 году РФ удастся избежать заметного падения реальных доходов населения. «Но это произойдет при условии, что удастся удержать стабильной финансовую систему, стабильным бюджет и избежать катаклизмов в экономике (к примеру, остановки производства крупных компаний)», – перечисляет он.
Эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер также соглашается, что международные институты постоянно запаздывают в своих оценках. Экономист полает, что на фоне очень высокой неопределенности момента многие прогнозы будут еще неоднократно пересмотрены, и вновь с опозданием.
Аналитик TeleTrade Алексей Федоров, наоборот, считает, что правительственные прогнозы в большей степени отстают от реальности, так как проходят достаточно длинный бюрократический путь. В итоге в кризисные периоды к моменту их утверждения прогнозы оказываются не адекватны новым реалиям, отмечает он.
Федоров считает, что МЭР в своих прогнозах по ВВП не учитывает развивающийся сейчас циклический спад в мировой экономике. «Иначе прогнозируемое ведомством Максима Решетникова сжатие экономики России в 2023 году оценивалось не в 0,8%, а в 4–6%. А сомнений именно в кризисном сценарии развития событий практически не остается. Мы видим подтверждения этому в официальных прогнозах США, стран Европы, Великобритании, где готовятся к началу рецессии либо в конце 2022 года, либо в начале 2023 года», – сообщает он.
Тем не менее, подчеркивает руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая, важный вывод ВБ, с которым трудно не согласиться, – это снижение потенциальных темпов роста российской экономики из-за потери доступа России к передовым технологиям, рынкам капитала, миграционного оттока и частичной мобилизации.
Аналитик Freedom Finance Global Елена Беляева считает, что частичная мобилизация внесет в прогнозы свои коррективы в сторону ухудшения – и из-за выбытия специалистов с рабочих мест, и из-за спешного отъезда мужчин призывного возраста за пределы России, и из-за ухудшения общих настроений в обществе.