Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев убедил сенаторов в полной продовольственной безопасности. Фото с сайта www.council.gov.ru
Самой острой темой отчета главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева в Совете Федерации (СФ) стал будущий передел рыбных квот под обещания строительства рыболовецких судов. Этот передел мог бы начаться в случае принятия нового законопроекта Минсельхоза, против которого выступили все рыболовецкие регионы страны. Спикер СФ Валентина Матвиенко предупредила Дмитрия Патрушева, что палата не поддержит законопроект из-за его неочевидной эффективности и возражений региональных властей. «Переделили квоты на вылов краба под обещания инвестиций, но краболовные суда так и не построены», – описала претензии к Минсельхозу Валентина Матвиенко. В целом сенаторы положительно оценили успехи российского сельского хозяйства и деятельность Минсельхоза РФ.
Если бы не скандал вокруг спорной госпрограммы передела рыбных и крабовых квот под обещания будущих инвестиций, доклад главы Минсельхоза в Совете Федерации можно было считать примером успешного отчета министра на «правительственном часе».
Формально доклад главы Минсельхоза в СФ был посвящен реализации новой Доктрины продовольственной безопасности, которая была утверждена президентом РФ Владимиром Путиным в 2020 году. Первая подобная доктрина была принята в РФ в 2010 году, а в 2019 году тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил цели продовольственной безопасности практически достигнутыми.
«В России полностью обеспечена продовольственная самодостаточность. Текущие объемы позволяют нам насытить собственный рынок, при этом оставаясь в числе крупнейших экспортеров», – сообщил Дмитрий Патрушев.
Продовольственная безопасность и независимость определяется уровнем самообеспечения по разным видам сельхозпродукции. По данным Минсельхоза, в настоящее время выполняются пороговые значения по ключевым ориентирам – зерну (95%), мясу (85%), рыбе (85%), растительному маслу (90%), сахару (90%). Не достигнут уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам (90%), по картофелю (95%), по овощам (90%), фруктам и ягодам (60%), семенам отечественной селекции (75%).
Министр сообщил, что в РФ осуществляется постоянная господдержка предприятий, которая затрагивает весь цикл сельхозпроизводства.
«За последние три года объемы производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении выросли в 1,3 раза», – сообщил аудитор Счетной палаты (СП) Сергей Мамедов. По его словам, пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности «превышены в несколько раз» по такой продукции, как мясо, мясопродукты, растительное масло, сахар, рыба и рыбопродукты. В 2022 году на реализацию мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства предусмотрено 376 млрд руб. Это на 15,3% больше финансирования 2021 года.
Заметим, что индикаторы производства и безопасности не имеют отношения к потреблению тех или иных продуктов, а также его соответствию медицинским рекомендациям. Так, например, душевое потребление рыбы в России существенно отстает от медицинских рекомендаций. Большая часть российской рыбы немедленно отправляется на экспорт и никак не влияет на рацион граждан РФ.
Аудитор Мамедов обратил внимание, что устойчивость российского сельского хозяйства зависит от обеспеченности отрасли техникой и оборудованием. В том числе и импортным. «За последние три года в сельхозорганизациях, которые являются основными производителями продукции, произошло снижение количества тракторов и комбайнов на 4%, свеклоуборочных машин – на 9,5%», – пояснил Сергей Мамедов. Важная задача – снижение импортозависимости агропрома, особенно по таким чувствительным позициям, как селекция, семеноводство и генетика, считают в СП.
В настоящее время самообеспеченность семенным материалом составляет 65% при плане – 75%. Высокая импортозависимость отмечается по семенам сахарной свеклы и картофеля – в диапазоне от 50 до 90%. Отдельное внимание аудитор уделил вопросам рыбохозяйственного комплекса. В частности, он указал на необходимость разработки программы производства отечественных кормов для рыб. «Однако реальных подвижек в этом вопросе пока не произошло. Так, корма для таких видов рыб, как форель и семга, мы по-прежнему закупаем за границей, так же как и рыбопосадочный материал», – напомнил Мамедов.
Не менее важно, по мнению аудитора, провести модернизацию отечественного рыбопромыслового флота и перерабатывающих мощностей. Для решения этой задачи в 2018 году был запущен первый этап программы инвестиционных квот, который предусматривает строительство 27 рыбоперерабатывающих заводов и 105 судов рыбопромыслового флота. Общий объем инвестиций был запланирован в объеме 300 млрд руб. Первый этап этой программы, которая получила название «квота под киль», оказался провальным, поскольку строительства новых судов практически не было.
Но Минсельхоз уже подготовил законопроект о втором этапе передела рыбных квот также под обещания строительства судов.
«Вместо обещанных 64 новых судов было построено только 6. И строить новые суда из-за дефицита двигателей будет практически невозможно», – заявил представитель в СФ Заксобрания Камчатского края Валерий Пономарев. Если мы не смогли реализовать заявленные инвестиции в благополучные годы, то зачем продолжать эти нереализуемые обещания, спрашивает сенатор. По его мнению, лоббисты нового передела рыбных квот вводят законодателей в заблуждение.
«Переделили квоты на вылов краба под обещания инвестиций, но краболовные суда так и не построены», – напомнила главе Минсельхоза Валентина Матвиенко. Она предупредила Дмитрия Патрушева, что палата не поддержит законопроект из-за того, что все рыболовецкие регионы страны прислали отрицательные отзывы на законопроект о втором этапе передела рыбных квот.