Глава Минфина Антон Силуанов рассказывает сенаторам о преимуществах бюджета-2023. Фото с сайта Совета Федерации РФ
Расходы федерального правительства будут сокращаться в течение всего периода финансового планирования. В текущем году бюджетные расходы составляют почти 20% ВВП, а через три года они снизятся до 17% ВВП. Общее сокращение расходов Российского государства достигнет около 15%. Правительство попытается удерживать номинальный уровень бюджетных расходов в 29 трлн руб., но из-за инфляции он будет снижаться.
В понедельник состоялось первое открытое обсуждение правительственного проекта бюджета на ближайшие три года. На парламентских слушаниях председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в проект бюджета заложены гарантии выполнения социальных обязательств государства перед гражданами. Действительно, при общем сокращении госрасходов в проекте запланирована индексация пенсий, пособий, социальных выплат, различных мер поддержки семей с детьми. А основными «жертвами» урезания госрасходов станут многочисленные госпрограммы и часть национальных проектов.
Пострадают и доходы части регионов, которые ранее получали сверхдоходы за счет введения 10 лет назад «института консолидированных групп налогоплательщиков». Среди потенциальных пострадавших – Санкт-Петербург и другие города, которые ранее пользовались привилегиями от размещения у себя офисов таких крупных компаний, как, например, «Газпром», ЛУКОЙЛ или «Северсталь». Со следующего года «институт консолидированных групп налогоплательщиков» прекращает действие. В изложении ответственного за бюджетное планирование министра финансов Антона Силуанова правительственный план на бумаге выглядит вполне логичным. Потерю доходов государства от санкций и экономического спада правительство собирается компенсировать повышением налогов на сырьевые и химические компании, а также за счет увеличения внутренних заимствований.
Однако, с точки зрения представителей самих «налогооблагаемых», процесс бюджетного планирования выглядит не столь безупречно, как считают в Минфине. «Нынешний проект бюджета действительно готовился в экстремальных условиях. Но дальше ситуация вряд ли станет лучше. И нам не хотелось бы отказываться от базовых стандартов публичности при подготовке подобных проектов», – заявил на парламентских слушаниях глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. По его словам, публичное обсуждение основных параметров бюджета продолжает быть актуальным. Оказался нарушенным и принцип формирования бюджета на основе уже принятых норм законодательства. Многие налоговые новации, заложенные в проекте бюджета-2023, еще даже не рассматривались на заседаниях правительства, указал глава РСПП. В связи с этим у российских предприятий нет ясности, как вырастет у них налоговая нагрузка в связи с запланированным переходом от балансовой к кадастровой стоимости объектов недвижимости. Вызывает беспокойство предпринимателей и рост страховых платежей в связи с увеличением базы расчетов для них. Многие предприятия столкнутся с увеличением платежей в объеме 3–5% от всего фонда оплаты труда, предупредил Шохин.
Не учтены в бюджете, по его мнению, и последствия подорожания энергоносителей в связи с запланированным повышением налогов на добычу ископаемых. Бюджетные потребители могут столкнуться с неожиданным и незапланированным ростом издержек из-за увеличения цен, считает глава РСПП. Недоволен он и снижением финансирования нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», а также проблемами с некомпенсированными потерями региональных бюджетов из-за предоставления инвестиционного налогового вычета.
Губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов пожаловался на падение доходов города из-за отмены «института консолидированных групп налогоплательщиков». Потери бюджета могут достигать 20 млрд руб. в год. Беглов сообщил, что городские чиновники подготовили предложения в Совет Федерации по проблеме падения доходов.
И попросил рассмотреть их и включить соответствующие поручения в протокол парламентских слушаний.
Губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов пожаловался на падение доходов города в 2023 году. Фото со страницы Совета Федерации РФ в Flickr |
Аудитор Счетной палаты Галина Изотова представила лишь предварительную оценку проекта бюджета, пообещав прислать официальное заключение палаты к 14 октября. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на парламентских слушаниях по бюджету не появился. Хотя его присутствие было анонсировано информационными агентствами. Аудитор Изотова отметила нереалистичные надежды правительства на рост потребительских расходов в следующем году на 2,6%, что было заложено в официальные макроэкономические расчеты. Увеличение госзаимствований и общего госдолга с 16 до 17,5% ВВП Изотова считает допустимым и безопасным.
Традиционно самые большие бюджетные расходы планируются в разделе «Социальная политика» – 7,3 трлн руб., или 25,3% от общего объема бюджетных затрат. На втором месте – «Национальная оборона» с расходами 4,98 трлн руб. в 2023 году. На третьем – «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность»: 4,417 трлн руб. «Экономика» оказалась на четвертом месте – 3,514 трлн руб., и замыкают пятерку направлений по тратам «Общегосударственные вопросы» – 1,994 трлн руб. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов, напоминает ТАСС.
Финансирование национальных проектов составит 2,8 трлн руб. в 2023 году и 2,9 трлн руб. в 2024-м. При этом ожидается сокращение финансирования многих из них. Так, финансирование национальной программы «Цифровая экономика» в 2023 году запланировано в размере 129,3 млрд руб., что на 35,6% меньше, чем в 2022 году, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.
Представляя планы бюджетных трансфертов регионам глава Минфина Антон Силуанов отметил, что профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ за девять месяцев 2022 года превысил 1 трлн руб. При этом общий долг регионов превышает на сегодня 2,6 трлн руб.