Фото сайта duma.gov.ru
Надежды российского правительства на быстрое восстановление экономики благодаря инвестициям, внешней торговле и росту потребления, мягко говоря, слишком оптимистичны. Бюджет не получит в следующем году запланированных экспортных доходов и столкнется с незапланированным ростом дефицита, считают в Счетной палате. Завышенный правительством прирост инвестиций в 4% не обещает никакой структурной перестройки экономики РФ. Мобилизация – это изменение условий для рядовых граждан, а не для промышленности и экономики в целом. Такой вывод можно сделать по результатам отчета главы Минэкономразвития Максима Решетникова в Госдуме в среду.
Министр экономического развития Решетников рассказал депутатам о планах восстановления экономики, которые были написаны еще до объявления мобилизации, до референдумов на освобожденных территориях и до новой эскалации конфликта на территории Украины. Главное достоинство этих правительственных планов – их официальный статус. А главный недостаток – неактуальность и нереалистичность.
Надежды министров на трехпроцентный рост розничного товарооборота в следующем году на фоне двухпроцентного увеличения реальных доходов граждан многими воспринимаются как благие пожелания. Так же как и запланированный прирост инвестиций в основной капитал на уровне 4% уже в 2024–2025 годах. Именно увеличение инвестиций и потребительского спроса министр Решетников называет главными драйверами восстановления российской экономики в ближайшие годы.
Однако в Счетной палате считают такие представления «излишне оптимистичными». «Это касается показателей конечного потребления населения, инвестиций и показателей внешней торговли. В условиях высокой неопределенности можно ожидать более осторожного поведения как со стороны населения при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, так и со стороны бизнеса при принятии инвестиционных решений. Одновременно нельзя исключать риски недополучения доходов федерального бюджета от внешнеторговых операций в случае недостижения запланированных объемов экспорта российских товаров, в первую очередь энергоносителей. А также если курс рубля окажется крепче, чем заложено в прогнозе. В результате дефицит федерального бюджета может оказаться даже выше заложенных в проекте бюджета цифр», – предупредил в среду аудитор СП Дмитрий Зайцев.
Представленный правительством план антикризисных мер глава думского комитета по контролю Олег Морозов назвал «тактическим эскизом». И сообщил, что парламентарии ждут от исполнительной власти настоящего стратегического плана действий.
На необходимость пересмотра всех государственных программ указывают и в Счетной палате. «В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры и дальнейшего ужесточения санкций считаем необходимым помимо принятия срочных антикризисных мер сконцентрироваться также на разработке качественных среднесрочных программ развития», – заявил аудитор Зайцев. Как показала проверка Счетной палатой, 75% действующих госпрограмм сформированы с качеством «средним» или «ниже среднего».
Основные параметры прогноза экономического развития РФ. Источник: Минэкономразвития РФ |
Прогнозируемый правительством рост инвестиций в 3,7–3,9% в год после 2024 года говорит о том, что власти не планируют менять инерционный сценарий в экономике, отметил аудитор СП. Так что разговоры об импортозамещении или о структурной перестройке экономики пока никак не подкреплены инвестиционными планами правительства или планами стимулирования инвестиций частного сектора. Не собирается правительство и менять старую политику в области науки и образования. Так, в плане первоочередных действий правительства по направлениям «наука и образование» предусмотрен минимальный объем финансирования. «Объем бюджетных ассигнований в плане первоочередных действий в этих сферах составил 11,4 млрд руб. Однако в непростых условиях, в которых сейчас находится экономика страны, среднесрочные задачи развития науки и образования – это залог технологического суверенитета России. Поэтому они требуют повышенного внимания», – заявил аудитор СП Дмитрий Зайцев.
Ответы министра Решетникова показали, что в правительстве нет и планов введения каких-либо мобилизационных мер в экономике. Слово «мобилизация» вообще не упоминалось ни министром Решетниковым, ни большинством депутатов.
На прямой вопрос депутата Оксаны Дмитриевой, собирается ли правительство менять обременительные нормы закона о госзакупках (так называемый ФЗ-44) или вводить распределение ресурсов в натуральных показателях – в штуках, тоннах и литрах, министр Решетников ответил, что власти не собираются делать ни того, ни другого.
Между тем сложно представить мобилизацию военной части экономики без введения нормативов производства в штуках снарядов, в тоннах брони или в тысячах комплектов обмундирования для солдат. Точно так же сложно представить и многомесячные процедуры тендеров и конкурсов по закупкам остро необходимого оборудования, материалов и снаряжения.
«Никакой мобилизационной экономики с 44-м ФЗ не будет», – уверена Дмитриева. По ее словам, «был навязан» и «во многом подавил отечественное производство». По мнению экономиста, правительство должно задуматься о том, чтобы в корне пересмотреть все законодательство о госзакупках. В качестве разумной политики закупок во время кризисов она приводит пример Израиля, который во время критического недостатка аппаратов ИВЛ обеспечил их импорт силами спецслужбы Моссад, которая доставляла эти аппараты в страну на вертолетах. По какой цене и в каких странах Моссад закупал эту медтехнику, никому не сообщалось, потому что первым приоритетом для властей была срочная ликвидация дефицита, рассказывает депутат.
Санкции в отношении РФ будут долгосрочными, правительство сохранит антикризисную повестку, сконцентрируется на среднесрочных задачах адаптации экономики, пообещал в среду депутатам глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. По его словам, «нижняя точка спада экономики РФ будет пройдена в четвертом квартале этого года».