Цены на стиральные машины включают существенную санкционную надбавку. Фото PhotoXPress.ru
Несмотря на весеннюю валютную истерику, рубль сейчас даже крепче, чем было в самом начале года: по отношению к доллару он вырос примерно на 20%. Только ценам это не помогло вернуться к привычным для россиян уровням. Некоторые виды бытовой техники сейчас, по Росстату, на 20–30% дороже, чем в начале года. Кроме того, цены на бытовую технику в России такие, будто валютный курс составляет 90, а не 60 руб. за доллар. Одна и та же стиральная машина или пылесос в крупных сетях РФ может стоить в полтора раза дороже, чем в Казахстане или Польше.
Россияне пока не могут в полной мере ощутить выгоду от крепкого рубля. Сказывается так называемая санкционная премия, закладываемая в цены.
Сейчас рубль по отношению к доллару крепче почти на 20%, чем было еще до нового санкционного обострения – в начале этого года. Но цены на многие товары, и прежде всего на непродовольственные, судя по Росстату, все еще на десятки процентов выше, чем в начале года.
Это касается как бытовой химии, средств гигиены, так и техники. В частности, по Росстату, автоматическая стиральная машина в среднем по стране сейчас дороже примерно на 30%, чем в начале года, холодильник двухкамерный – примерно на 20%.
Кроме того, как показал проведенный «НГ» анализ, в ряде случаев одна и та же стиральная машина одного и того же производителя с идентичными или максимально похожими характеристиками в крупных сетях РФ сейчас может стоить с учетом текущих курсов валют примерно в полтора раза больше, чем, допустим, в Казахстане или, например, Польше. Аналогичная ситуация наблюдается с ценами на некоторые пылесосы или, допустим, телевизоры.
Можно было бы сослаться на разницу в уровне зарплат. Например, в долларовом эквиваленте зарплата в Казахстане существенно ниже российской: во втором квартале она составила около 650 долл. в месяц против примерно 1,1 тыс. долл. в России по текущему курсу.
Но одновременно с этим так называемая зарплата брутто (до уплаты налогов) в Польше в долларовом эквиваленте выше, чем в России: около 1,3 тыс. долл. (Росстат, кстати, дает среднюю по стране зарплату тоже до вычета подоходного налога).
Как пояснил «НГ» директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития, завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель, в сегменте «электротовары и другие бытовые приборы» наблюдается одна из самых высоких долей импорта в конечном потреблении: как через ввоз готовых товаров, так и из-за высокой доли импортных комплектующих во внутреннем производстве.
«В обычной ситуации укрепление рубля к доллару и евро обеспечило бы заметное снижение рублевых цен, так как международные поставки этих промышленных товаров обычно осуществляются по достаточно стабильным ценам, выраженным в резервных валютах», – говорит эксперт. Но сейчас ситуация иная.
В итоге если с учетом всех тенденций выразить цены в долларах или евро, то, по данным эксперта, выяснится, что некоторые виды бытовой техники в переводе на иностранную валюту подорожали внутри РФ с начала года на 40–50%.
«Что же могло так разогнать цены товаров с высокой долей импорта, несмотря на укрепление курса рубля? Разрыв прежних логистических цепочек, повышение рисков поставок и производства товаров, уход крупных компаний с рынка, ограничение на вывод капитала», – перечислил Кнобель.
«Товары теперь часто необходимо везти «в обход» общей границы. Более того, разработка новых маршрутов сама по себе может быть затратной и длительной, – отметил Кнобель. – Увеличение числа участвующих в поставке сторон объективно повышает издержки».
При этом, по его оценкам, разрыв логистических цепочек сильнее сказывается на производстве, использующем импортные компоненты, чем на импортерах готовых товаров. Ведь в этом случае требуется адаптация конвейера.
«Уход крупных компаний, обладавших налаженными системами сбыта, привел к снижению конкуренции на рынке, что всегда приводит к росту цен, – добавил также эксперт. – А те компании, которые решили остаться, сталкиваются с ограничениями на вывод капитала и закладывают повышенные риски ведения операционной деятельности в России, что требует увеличения маржинальности такого бизнеса».
Еще одним фактором можно назвать ажиотажный спрос на технику, имевший место в конце февраля – марте. «После нормализации спроса цены, подскочившие в момент ажиотажа, скорректировались вниз, но не целиком. Здесь следует отметить так называемую жесткость цен при снижении», – считает Кнобель.
Это выражается в том, что цены могут быстро расти, например, при ослаблении национальной валюты или ажиотаже, но затем при укреплении нацвалюты или прекращении ажиотажа они снижаются значительно медленнее.
Так что, как считает эксперт, можно отчасти согласиться с тезисом, что рублевые цены некоторых импортных товаров сейчас таковы, какими они бы были в обычной ситуации при курсе в 80–90 руб. за доллар.
В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» в ответ на вопрос о причинах столь заметной разницы в стоимости ряда товаров в России и некоторых странах сообщили «НГ», что розничная цена зависит от условий закупки, которые определяют поставщики или зарубежные партнеры, исходя из собственной экономики, в эту стоимость могут быть включены, например, локальные налоги на рынке, где происходит закупка.
«На российском рынке к этому добавляются расходы на усложненную цепочку поставок, российские налоги, пошлины, транзакционные и другие издержки», – отметили в пресс-службе.
«Ценовая разница на ряд товаров потребительского спроса по сравнению с другими странами – это последствия введенных против России санкций: на нашем рынке полностью изменились макроэкономические условия, и курс доллара на стоимость товара влияет частично. Если раньше российские ретейлеры имели дело с отпускными ценами производителей, то сейчас их определяют локальные игроки в местах закупок, при этом могут добавляться местные налоги и пошлины в рамках импорта», – пояснил также «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Кроме того, в «М.Видео-Эльдорадо» подчеркнули, что используют все доступные инструменты в рамках законодательства, чтобы сохранить привлекательный уровень цен и при этом широкий ассортимент для россиян.
Сравнение цен на разных рынках нерелевантно, считает, в свою очередь, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев: влияют локальная экономическая ситуация, налоги, спрос и пр. «Российские компании, импортирующие товары официально и в рамках закона, платят пошлины и наши налоги на каждую единицу любого ввозимого товара, что отражается на розничной цене, – пояснил собеседник издания. – Стоит учитывать и дефицит на отдельные категории товаров в соседних государствах, емкость этого рынка не рассчитана на российский спрос, что также отражается на высоких закупочных ценах. То есть цена на рынке, где происходит закупка, для местных продаж и для продаж на экспорт может существенно отличаться».
При этом и Караваев, и Соколов особо обратили внимание на то, что российские ретейлеры в столь сложной экономической ситуации берут на себя повышенные обязательства: обеспечивают привычный для россиян ассортимент, рабочие места, сдерживают розничные цены, развивают логистику.
Это, видимо, должно оправдать высокие цены. Хотя, как уточнил Соколов, официальная отчетность, которую публикуют многие игроки рынка, свидетельствует о том, что «маржинальность продаж за год не выросла и говорить о каких-то сверхнаценках у российского ретейла не приходится».
«На фоне роста импортных операций в третьем квартале мы видим постепенное восстановление спроса, – сообщили также в «М.Видео-Эльдорадо». – Продажи в денежном и натуральном выражении имеют сопоставимую динамику, что говорит о том, что влияние инфляционных факторов сейчас минимально на российском рынке».
В свою очередь, в пресс-службе Минпромторга напомнили, что в марте при резких колебаниях рынка и ограничении поставок некоторыми поставщиками были заморожены цены на многие модели техники во всех основных категориях, чтобы обеспечить россиян необходимыми потребительскими товарами. «Дополнительно сообщаем, что в текущих условиях продукция отечественных производителей зачастую может быть более привлекательной по сравнению с зарубежной», – обратили внимание в ведомстве.