Премьер РФ Михаил Мишустин обозначил основные «развилки» проекта бюджета-2023. Фото Sputnik/Reuters
Во вторник российское правительство объявило первые и самые общие параметры кризисного бюджета 2023 года. Публичное обсуждение проекта финансового плана начнется в октябре. Чиновники рассказывают, что поздние сроки подготовки проекта бюджета связаны с «колоссальными внешними вызовами». В проекте бюджета-2023 появится множество уникальных элементов, прогнозируют эксперты. Первое отличие от прошлогодних проектов – солидный дефицит в 2% ВВП.
Премьер РФ Михаил Мишустин во вторник сообщил, что проект бюджета на 2023 год будет рассмотрен на заседании правительства РФ 22 сентября. Ранее в этот же день глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов уточнил, что проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку будет внесен в Госдуму 28 сентября, а уже 3 октября состоятся публичные слушания по документу.
«Сегодня нам необходимо принять решение по всем оставшимся развилкам, сформировать согласованную позицию по ним», – заявил Михаил Мишустин на заседании бюджетной комиссии во вторник.
Одна из главных развилок основного финансового документа – размер бюджетного дефицита. «Доходы бюджета следующего года оцениваем в сумму около 26 трлн руб., в ней уже учтены предложения по дополнительным доходам, которые были проработаны в соответствии с поручением главы государства. Расходы около 29 трлн руб., соответственно дефицит бюджета составит 2% ВВП, или 3 трлн руб.», – сообщил глава кабмина. В дальнейшем дефицит будет постепенно сокращаться до 1,4% ВВП в 2024 году и 0,7% ВВП в 2025 году. Покрывать его власти намерены за счет заимствований.
Этот подход, отмечает он, позволит не тратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и обеспечит приемлемый уровень госдолга. «Бюджетную политику планируем в логике бюджетного правила. Это поможет защитить нашу экономику от внешних рисков. При этом в 2023 и 2024 годах предусмотрим переходный период, когда расходы будут выше на 2,9 трлн руб. и 1,6 трлн руб. соответственно», – отметил также Мишустин.
Чиновники надеются, что такой подход «позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, с одной стороны, а с другой – будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохранению доверия к проводимой государством макроэкономической политике».
Изначально в законе о бюджете на 2022–2024 годы на 2023 год был запланирован профицит в размере 299,1 млрд руб. (0,2% к ВВП), на 2024 год – дефицит в объеме 522,7 млрд руб. (0,3% к ВВП). Позже Минфин оценивал возможный дефицит в 2023 году уже в 1,591 трлн руб., в 2024 году – 1,413 трлн руб., в 2025 году – до 1,358 трлн руб. Это 1,2%, 1,1%, 0,9% и 0,8% прогнозного ВВП соответственно.
Чиновники уверены, что смогут покрыть дефицит заимствованиями. Однако ряд экспертов сомневались в том, что высокий спрос на российские бумаги у инвесторов будет сохраняться (см. «НГ» от 13.09.22).
К источникам покрытия дефицита, вероятно, будет появляться все больше вопросов. Так, глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщал, что обсуждал с главой Минфина Антоном Силуановым источники допдоходов бюджета-2023.
Проект основных параметров бюджета и прогноз социально-экономического развития учитывают основные вызовы и возможные риски для нашей экономики, рассказал во вторник Мишустин. «Средства, которые предусмотрены в проекте бюджета, призваны помочь в решении текущих и стратегических задач. Среди них – продолжение адаптации экономики к беспрецедентным внешним санкциям», – обратил внимание премьер.
Новые вызовы, внешние санкции и адаптация к ним – становится, похоже, основной линией объяснений чиновников, которой они будут придерживаться в ближайшие месяцы. Во вторник замминистра финансов Алексей Лавров на заседании комитета Совета Федерации (СФ) по бюджету и финансовым рынкам объяснял причину переноса сроков внесения основного финансового документа в Госдуму. «Это обусловлено особыми условиями формирования проекта бюджета в текущем году, необходимостью принятия решений с максимально доступным возможным объемом информации, необходимостью отслеживания экономической ситуации в непрерывном режиме и соответственно дополнительным временем для проработки всех вопросов бюджета», – пояснял он.
Ранее примерно также объяснял затягивание работы надо документов и глава Минфина Антон Силуанов. «Мы готовим трехлетний бюджет сейчас так, чтобы обеспечить финансовую устойчивость, финансовую стабильность нашей страны. На Западе все время говорят, что финансы и экономику России скоро разорвет. Устойчивый бюджет – гарантия того, что ничего не разорвет», – говорил он (см. «НГ» от 19.09.22).
Сейчас же власти фактически будут вносить законопроект о переносе сроков представления бюджета задним числом. Интерфакс, ссылаясь на повестку заседания Совета Федерации, сообщает, что на заседании СФ в среду планируется рассмотреть законопроект о переносе в этом году крайнего срока внесения бюджета РФ в Госдуму с 15 сентября на 1 октября. А во вторник комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам на своем заседании рекомендовал палате одобрить закон об изменениях в Бюджетный кодекс (БК) РФ и отдельные законодательные акты и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2022 году.
Отметим, соответствующие поправки в БК Госдума приняла еще 15 июля, и с тех пор именно 1 октября как крайний срок внесения проекта бюджета в своих публичных выступлениях упоминали все профильные чиновники. Однако СФ пока не успел рассмотреть этот законопроект, и, таким образом, формально дедлайн на данный момент остается неизменным, и он уже пропущен.
Основная же цель властей, похоже, – построение очередной «бюджетной сбалансированности». «Важно и на ближайшую трехлетку, и в дальнейшем сохранить линию на устойчивость и сбалансированность федерального бюджета, что позволит нам уверенно, последовательно решать намеченные задачи по модернизации экономики и социальной сферы, укреплению инфраструктуры и поддержке регионов, по другим важнейшим направлениям развития страны», – отметил президент России Владимир Путин в ходе совещания по экономическим вопросам 19 сентября.
В прессу стали просачиваться первые предложения властей по источникам покрытия дефицита. Минфин якобы предложил ведомствам и министерствам сократить на 10% так называемые незащищенные расходы бюджета на 2023 год. Другое возможное предложение – покрывать дефицит бюджета за счет сырьевых экспортеров – нефтегазовых компаний, а также производителей угля и удобрений. Повышение для них экспортные пошлины и ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – в 2023 году эти меры принесут бюджету около 1,4 трлн руб., а всего 2023–2025 годах дадут более 3 трлн.
При этом уже очевидно, что правительству в новой трехлетке предстоит справляться с последствиями снижения нефтегазовых доходов. Пока же зависимость казны от сырьевых поступлений увеличивается из-за роста цен на энерготовары (см. «НГ» от 19.09.22).
В проекте бюджета-2023 множество уникальных казусов, замечают эксперты «НГ». Один из них – само формирование документа. «В прошлом году по инициативе правительства срок внесения законопроекта в Госдуму был смещен на полмесяца раньше – на 15 сентября. При этом законодательное утверждение принятия отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий год было отнесено на весеннюю сессию. Попытка сдвинуть срок рассмотрения федерального бюджета на более ранний срок однажды уже предпринималась, но от этого быстро отказались. Так же произошло и сейчас, однако решение о возврате к дате внесения проекта на 1 октября было внесено в Госдуму слишком поздно», – замечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
«Ответственным исполнителям в эти дни приходится постоянно корректировать паспорта государственных программ. Вносятся иные содержательные корректировки, поскольку в целом бюджет ожидается дефицитным, и приходится урезать расходы. Кроме того, сохраняется высокая неопределенность в прогнозах макропоказателей. Например, инфляция планируется на уровне 5,5%, а в проекте бюджета многие текущие расходы (к примеру, зарплаты бюджетникам или дотации регионам) индексируются на большие величины», – рассказывает эксперт.
Нет пока публичного согласия и о формате бюджетного правила. «До последнего времени доходы от нефтегазового сектора были выше, чем в 2021 году или в другие годы. Однако какими они будут после полномасштабного введения западных санкций, предположить непросто», – замечает Климанов.
Открытым, по его мнению, также остается вопрос необходимости сохранения или снятия ряда временных норм, введенных в текущем году. «В частности, сейчас у правительства гораздо больше возможностей оперативного реагирования на возникающие финансовые потребности без внесения изменений в закон о бюджете. Нужно ли в следующем году сохранять снятыми ограничения на объем Резервного фонда правительства?» – задается вопросом экономист.
Сложность в принятии бюджета на 2023 год и совокупно на три прогнозируемых года состоит в первую очередь в определении цены на экспортные товары, говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. «Нет точного понимания, в каких объемах будет покупаться российская продукция и какие скидки придется предложить российским экспортерам. Властям нужно понимание, стоит ли расходовать средства, накопленные в ФНБ, или нет. Нет понимания пока и того объема средств, которые необходимо будет выделять на получение необходимых промышленности товаров по схеме параллельного импорта, сколько средств надо вложить в развитие импортозамещения», – перечисляет он.
Эксперт также полагает, что властям не хочется возвращаться к практике, часто применявшейся в 1990-е годы, когда из-за невозможности правильно оценить доходы и расходы приходилось проводить секвестирование государственного бюджета.
Основные развилки бюджета будут состоять в источниках наполнения его доходной части, считает исполнительный директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов. «По доходам могут быть серьезные корректировки в зависимости от внешних факторов. Например, еще недавно озвучивался планируемый дефицит бюджета в 1,1% от ВВП и доходы бюджета на уровне 24,779 трлн руб. В то время как сегодня Михаил Мишустин озвучил планируемый дефицит бюджета в 2% от ВВП – около 3 трлн руб. Вопрос в том, за счет чего увеличился планируемый дефицит бюджета, за счет новых прогнозируемых расходов или за счет корректировок в будущих доходах?» – спрашивает эксперт.
Он напоминает: потрясающая внешняя экономическая среда этого года, с высокими ценами на экспортируемые из РФ ресурсы позволила России получить больше нефтегазовых доходов. «Можно ожидать, что в 2023 году таких сверхдоходов не будет, что создает риски снижения доходов бюджета», – говорит эксперт.
При этом экономист считает, что формировать бюджет, исходя из политики экономии и снижения госрасходов, – это верный путь к дальнейшему снижению ВВП и уходу экономики РФ в штопор. «Старая бюджетная конструкция потеряла всякий смысл. После перехода к конфронтации с Западом в новый этап санкционной войны пытаться сохранить старые бюджетные конструкции нет смысла. Расходы бюджета будут расти, в то время как доходы падать, пока экономика РФ не выйдет на новый баланс доходов и расходов. Это вопрос не 2023 года, а скорее 2025-го», – резюмирует Тузов.