0
5761
Газета Экономика Печатная версия

19.09.2022 20:13:00

Россия стала более зависима от вывоза сырья

Доля нефтегазовых доходов казны увеличилась с 36 до 44 процентов

Тэги: экспорт, сырье, санкции, нефть, газ, бюджет, доходы, минфин


204-1-1480.jpg
Урезание госрасходов через «бюджетное
правило» глава Минфина Антон Силуанов
объясняет теперь созданием
«предсказуемости правительства»,
а не «подушки безопасности», которая была
арестована на Западе. 
Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru
После начала украинского кризиса зависимость нашей страны от экспорта сырья значительно выросла. Падение доходов населения и антироссийские санкции вызвали сокращение выручки в реальном выражении почти во всех несырьевых секторах экономики. В доходах федерального бюджета нефтегазовые поступления снижаются пока гораздо медленнее остальных. Что усиливает зависимость российской казны от нефтегазовых цен и объемов вывоза этих ресурсов. На сегодня доля прямых нефтегазовых доходов поднялась с прошлогодних 36 до 44%, что явно не повышает устойчивость бюджетной конструкции. Президент Владимир Путин призвал в понедельник учитывать в проекте бюджета-2023 изменения его доходной части. А пресс-секретарь президента заявил, что окончательного решения о возврате так называемого «бюджетного правила», чего добивается Минфин и ЦБ, пока еще нет.

Конструкция бюджета-2023 будет существенно отличаться от исходных проектировок. Судя по текущим поступлениям, федеральная казна лишится значительной части несырьевых доходов. Поступления от экспорта нефти, газа, угля и металлов также сократятся, хотя процент этого сокращения будет существенно меньше, чем по другим статьям доходов.

По последним данным Минфина, нефтегазовые доходы бюджета в августе снизились на 3,4%, ненефтегазовые – на 14%, то есть почти в 4 раза больше. При этом доля нефтегазовых доходов в январе–августе превысила 44% в общих доходах. Хотя в прошлом году доля нефтегазовых доходов составляла меньше 36%.

Доминирующим добывающий сектор становится не только для бюджета, но и для экономики в целом. Выручка российских крупных и средних предприятий с марта по июнь 2022 года увеличилась в годовом выражении на 19%. Однако без учета нефтегазового сектора рост составил только 10,6% – нефтянка обеспечила почти 60% всего денежного прироста, посчитали в компании «Финэкспертиза». В результате финансовые показатели несырьевого бизнеса не смогли обогнать инфляцию. Номинальный рост рублевой выручки показали почти все отрасли, за исключением гостинично-ресторанного бизнеса и сферы культуры, спорта и развлечений. Однако в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию, выручка упала везде, кроме нефтегаза.

Судя по данным Минфина за август, номинальные доходы будущего года окажутся в лучшем случае около 90% от прошлогодних. А в реальном выражении бюджетное сжатие окажется куда больше. Восполнять нехватку денег в будущем году правительство собирается за счет наращивания внутреннего госдолга при поддержке Центробанка, а также прямой эмиссии, которая сегодня называется «расходованием средств Фонда национального благосостояния».

До предельного срока внесения проекта бюджета-2023 осталось меньше двух недель, а в Минфине нет конкретных планов налоговых изменений или хотя бы представления о необходимых госрасходах.

Не приносят полной ясности о конструкции бюджета и закрытые бюджетные совещания правительства с президентом, последнее из которых состоялось в понедельник.

204-4-1480.jpg
Российская нефть отправляется на экспорт
из порта Находка.  Фото Reuters
Президент Путин призвал правительство при подготовке бюджета учитывать факторы, влияющие на его доходную часть. И подчеркнул, что изменения и тенденции в этой сфере носят долгосрочный характер. «Здесь мы должны предложить системные механизмы, дать эффективные ответы на вызовы для всей сферы государственных финансов», – указал президент.

Открывая совещание, он напомнил, что текущая ситуация в российской экономике, а также макроэкономический прогноз, лежащий в основе проекта федерального бюджета на ближайшие годы, уже обсуждались неделю назад на аналогичном совещании. Путин уточнил, что тогда были расставлены основные акценты и приоритеты, которые необходимо учитывать при подготовке главного финансового документа страны. «По итогам той встречи правительство провело действительно очень большую работу», – сообщил глава государства.

Он также рассказал, что в понедельник, 19 сентября, с утра уже провел дополнительные консультации со многими участниками совещания. «Фактически до последней секунды все это в индивидуальном порядке обсуждали со многими коллегами, в том числе работали над мерами по обеспечению бюджетной сбалансированности», – заключил президент.

«Мы готовим трехлетний бюджет сейчас так, чтобы обеспечить финансовую устойчивость, финансовую стабильность нашей страны. На Западе все время говорят, что финансы и экономику России скоро разорвет. Устойчивый бюджет – гарантия того, что ничего не разорвет», – сказал глава Минфина Антон Силуанов, слова которого приводятся в сообщении министерства. Глава Минфина снова подчеркивал важность «бюджетных правил».

До начала украинского кризиса эти «бюджетные правила» служили исключительно для откачки денег из российской экономики в пользу экономик США, Великобритании и Евросоюза. Такую откачку денег из нашей страны прозападные финансисты в РФ объясняли «созданием подушки безопасности». Что явно не соответствовало реальности. Сегодня глава Минфина заменил свои рассказы о «подушке безопасности» не менее убедительными доводами о некоей «предсказуемости» действий российского правительства. «Без этой предсказуемости бизнес не будет инвестировать и вкладываться в развитие», – разъясняет сегодня Антон Силуанов.

«Сегодня нам нужно мобилизовать все возможные собственные источники для развития экономики – бюджет, финансовый рынок, частные ресурсы, – чтобы они работали в нужных и приоритетных для страны сферах», – указывает нынешний глава российского Министерства финансов.

Уже после Силуанова о «бюджетном правиле» высказался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Работа будет продолжена», – сказал он в ответ на вопрос, согласованы ли на прошедшем в понедельник совещании новые параметры «бюджетного правила». На этой встрече президент РФ Владимир Путин предложил обсудить бюджетный процесс и упомянул, что надеется уже сегодня выйти на конкретные решения.

«Ухудшение экономического положения в стране, уход западных компаний из страны, потеря доступа к технологиям – все эти факторы привели к тому, что Россия была вынуждена в непростое время с начала 2022 года продолжить использовать проверенную десятилетиями модель наполнения бюджета – получение налоговых поступлений от нефтегазовых компаний. Но нужно думать, что если 59% обеспечили доходы от реализации углеводородов, то оставшиеся 41% приходятся на продукцию машиностроения, легкой промышленности или высокотехнологическую продукцию», – говорит Валентина Милашевская, специалист по товарно-сырьевым рынкам маркетплейса «Финмир».

В предстоящие десятилетия Россия скорее всего продолжит использовать модель получения доходов за счет нефтегазовой отрасли и других отраслей по добыче и реализации природных богатств. Происходить это будет до того момента, пока либо не снизятся цены мирового рынка, либо не получат развитие другие несырьевые отрасли, прогнозирует эксперт. Доходы от продажи нефти и газа позволят выполнять социальные обязательства и закупать оборудование, технику, а также привлекать необходимых специалистов и налаживать работу предприятий в России. «Нахождение России на «нефтегазовой игле» негативно сказывается на ее способности адаптироваться к мировым изменениям», – предупреждает Милашевская.

«Пока наша экономика в основном сырьевая. Это факт. И это, кстати, поддержало экономику в кризис, так как ресурсы - товар ликвидный», - напоминает Антон Свириденко руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей. По его словам, восстановлению несырьевого сектора экономики может помочь разумная политика стимулирования вместе с индикативным планированием в отдельных отраслях. Например, в металлургии это субсидии на создание новых экспортных продуктов, стимулирование выпуска облигаций. «Сырьевая зависимость экономики и бюджета РФ будет усиливаться, если не будет запущена анонсированная программа стимулирования спроса, инвестиций и предложения. Помимо всех остальных проблем надо помнить, что конкурировать с производителями других стран, китайскими, да и даже европейскими нашему несырьевому сектору подчас сложно. Много инициатив прозвучало от правительства, дело сейчас в их реализации», - считает Свириденко.


Читайте также


Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
426
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
463
Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Игорь Субботин

Саудовская Аравия хотела бы добиться прекращения активных наступательных действий со стороны Израиля

0
1871
В официальный дискурс вошло слово "мечта"

В официальный дискурс вошло слово "мечта"

Анастасия Башкатова

Создавая будущее, правительству предстоит опираться на твердую почву настоящего

0
1391

Другие новости