Урезание госрасходов через «бюджетное правило» глава Минфина Антон Силуанов объясняет теперь созданием «предсказуемости правительства», а не «подушки безопасности», которая была арестована на Западе. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru |
Конструкция бюджета-2023 будет существенно отличаться от исходных проектировок. Судя по текущим поступлениям, федеральная казна лишится значительной части несырьевых доходов. Поступления от экспорта нефти, газа, угля и металлов также сократятся, хотя процент этого сокращения будет существенно меньше, чем по другим статьям доходов.
По последним данным Минфина, нефтегазовые доходы бюджета в августе снизились на 3,4%, ненефтегазовые – на 14%, то есть почти в 4 раза больше. При этом доля нефтегазовых доходов в январе–августе превысила 44% в общих доходах. Хотя в прошлом году доля нефтегазовых доходов составляла меньше 36%.
Доминирующим добывающий сектор становится не только для бюджета, но и для экономики в целом. Выручка российских крупных и средних предприятий с марта по июнь 2022 года увеличилась в годовом выражении на 19%. Однако без учета нефтегазового сектора рост составил только 10,6% – нефтянка обеспечила почти 60% всего денежного прироста, посчитали в компании «Финэкспертиза». В результате финансовые показатели несырьевого бизнеса не смогли обогнать инфляцию. Номинальный рост рублевой выручки показали почти все отрасли, за исключением гостинично-ресторанного бизнеса и сферы культуры, спорта и развлечений. Однако в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию, выручка упала везде, кроме нефтегаза.
Судя по данным Минфина за август, номинальные доходы будущего года окажутся в лучшем случае около 90% от прошлогодних. А в реальном выражении бюджетное сжатие окажется куда больше. Восполнять нехватку денег в будущем году правительство собирается за счет наращивания внутреннего госдолга при поддержке Центробанка, а также прямой эмиссии, которая сегодня называется «расходованием средств Фонда национального благосостояния».
До предельного срока внесения проекта бюджета-2023 осталось меньше двух недель, а в Минфине нет конкретных планов налоговых изменений или хотя бы представления о необходимых госрасходах.
Не приносят полной ясности о конструкции бюджета и закрытые бюджетные совещания правительства с президентом, последнее из которых состоялось в понедельник.
Российская нефть отправляется на экспорт из порта Находка. Фото Reuters |
Открывая совещание, он напомнил, что текущая ситуация в российской экономике, а также макроэкономический прогноз, лежащий в основе проекта федерального бюджета на ближайшие годы, уже обсуждались неделю назад на аналогичном совещании. Путин уточнил, что тогда были расставлены основные акценты и приоритеты, которые необходимо учитывать при подготовке главного финансового документа страны. «По итогам той встречи правительство провело действительно очень большую работу», – сообщил глава государства.
Он также рассказал, что в понедельник, 19 сентября, с утра уже провел дополнительные консультации со многими участниками совещания. «Фактически до последней секунды все это в индивидуальном порядке обсуждали со многими коллегами, в том числе работали над мерами по обеспечению бюджетной сбалансированности», – заключил президент.
«Мы готовим трехлетний бюджет сейчас так, чтобы обеспечить финансовую устойчивость, финансовую стабильность нашей страны. На Западе все время говорят, что финансы и экономику России скоро разорвет. Устойчивый бюджет – гарантия того, что ничего не разорвет», – сказал глава Минфина Антон Силуанов, слова которого приводятся в сообщении министерства. Глава Минфина снова подчеркивал важность «бюджетных правил».
До начала украинского кризиса эти «бюджетные правила» служили исключительно для откачки денег из российской экономики в пользу экономик США, Великобритании и Евросоюза. Такую откачку денег из нашей страны прозападные финансисты в РФ объясняли «созданием подушки безопасности». Что явно не соответствовало реальности. Сегодня глава Минфина заменил свои рассказы о «подушке безопасности» не менее убедительными доводами о некоей «предсказуемости» действий российского правительства. «Без этой предсказуемости бизнес не будет инвестировать и вкладываться в развитие», – разъясняет сегодня Антон Силуанов.
«Сегодня нам нужно мобилизовать все возможные собственные источники для развития экономики – бюджет, финансовый рынок, частные ресурсы, – чтобы они работали в нужных и приоритетных для страны сферах», – указывает нынешний глава российского Министерства финансов.
Уже после Силуанова о «бюджетном правиле» высказался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Работа будет продолжена», – сказал он в ответ на вопрос, согласованы ли на прошедшем в понедельник совещании новые параметры «бюджетного правила». На этой встрече президент РФ Владимир Путин предложил обсудить бюджетный процесс и упомянул, что надеется уже сегодня выйти на конкретные решения.
«Ухудшение экономического положения в стране, уход западных компаний из страны, потеря доступа к технологиям – все эти факторы привели к тому, что Россия была вынуждена в непростое время с начала 2022 года продолжить использовать проверенную десятилетиями модель наполнения бюджета – получение налоговых поступлений от нефтегазовых компаний. Но нужно думать, что если 59% обеспечили доходы от реализации углеводородов, то оставшиеся 41% приходятся на продукцию машиностроения, легкой промышленности или высокотехнологическую продукцию», – говорит Валентина Милашевская, специалист по товарно-сырьевым рынкам маркетплейса «Финмир».
В предстоящие десятилетия Россия скорее всего продолжит использовать модель получения доходов за счет нефтегазовой отрасли и других отраслей по добыче и реализации природных богатств. Происходить это будет до того момента, пока либо не снизятся цены мирового рынка, либо не получат развитие другие несырьевые отрасли, прогнозирует эксперт. Доходы от продажи нефти и газа позволят выполнять социальные обязательства и закупать оборудование, технику, а также привлекать необходимых специалистов и налаживать работу предприятий в России. «Нахождение России на «нефтегазовой игле» негативно сказывается на ее способности адаптироваться к мировым изменениям», – предупреждает Милашевская.
«Пока наша экономика в основном сырьевая. Это факт. И это, кстати, поддержало экономику в кризис, так как ресурсы - товар ликвидный», - напоминает Антон Свириденко руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей. По его словам, восстановлению несырьевого сектора экономики может помочь разумная политика стимулирования вместе с индикативным планированием в отдельных отраслях. Например, в металлургии это субсидии на создание новых экспортных продуктов, стимулирование выпуска облигаций. «Сырьевая зависимость экономики и бюджета РФ будет усиливаться, если не будет запущена анонсированная программа стимулирования спроса, инвестиций и предложения. Помимо всех остальных проблем надо помнить, что конкурировать с производителями других стран, китайскими, да и даже европейскими нашему несырьевому сектору подчас сложно. Много инициатив прозвучало от правительства, дело сейчас в их реализации», - считает Свириденко.