Очереди больных и перегрузка медперсонала наблюдается не только в России, но и в развитых странах. Фото Reuters
Оптимизация и коммерциализация медицины нанесла ущерб не только России, но и остальным странам. Ведущие эксперты Всемирного экономического форума (WEF) и компании Deloitte признают неудовлетворительное состояние здравоохранения в мире, которое нуждается в серьезных реформах. Доступность медпомощи снижалась и до пандемии. А ковидный кризис создал угрозу для многих стран, где большие слои общества были фактически отключены от здравоохранения, что создало угрозу местным правительствам. Волна реформ уже начинается в Италии, Бразилии, Великобритании и Новой Зеландии. Цель этих реформ – вернуть всему населению доступ к медицине путем ее объединения с социальными службами и на основе тотальной цифровизации.
Организация «Всемирный экономический форум» (возглавляемая профессором Клаусом Швабом) представила беспрецедентную критику состояния здравоохранения во всем мире. «Глобальная система здравоохранения ухудшается уже в течение нескольких десятилетий. С нехваткой коек, длинными списками ожидания, растущими расходами и влиянием пандемии состояние глобальной системы здравоохранения еще никогда не было столь сложным – причем для всех ее участников – от пациентов до врачей и других – для поставщиков медицинских услуг», – отмечается в материале WEF. Организация Шваба считает нынешний момент самым подходящим для сплошной медицинской цифровизации всего населения с использованием технологии блокчейна.
Согласно выводам консалтинговой компании Deloitte, здравоохранение по всему миру находится сегодня на переломном этапе. Противоречия и необходимость изменений в здравоохранении копились многие годы, но пандемия COVID-19 уже превращает этот снежный ком в настоящую лавину изменений по всему миру.
Сегодняшнее состояние аналитики Deloitte описывают как столкновение мощных факторов в условиях глобальной пандемии исторических масштабов. К этим факторам они относят «экспоненциальный прогресс в медицинской науке, взрыв цифровых технологий доступа к данным, а также наличие слоя «информированных и наделенных полномочиями потребителей, которые заинтересованы в «переходе от лечения заболеваний к профилактике и благополучию».
Так что в тех странах, где власти зависят от населения, сами правительства понимают необходимость перестройки своих систем здравоохранения. Ведь даже в развитых странах нарастают проблемы с доступом к медпомощи.
Работники здравоохранения испытывают сегодня эмоциональный, физический и профессиональный стресс в связи с реакцией правительств на эпидемию COVID-19. В США около 55% медицинских работников сообщают о выгорании, причем самый высокий показатель (69%) – среди самого молодого персонала, напоминает Deloitte. Пандемия также привела к сокращению доступа к медицинской помощи, не связанной с COVID-19. Пациенты откладывают или отказываются от широкого спектра услуг, включая экстренное лечение острых состояний, плановые осмотры и рекомендованные скрининги на рак. Долгосрочные последствия для здоровья от неспособности вмешаться на ранней стадии, от отсутствия лечения хронических заболеваний и недиагностированных состояний будут значительными, предупреждают западные эксперты.
«НГ» уже не раз писала о проблемах отечественного здравоохранения, вызванных недофинансированием, оптимизацией, концентрацией и непродуманными сокращениями (см. «НГ» от 15.09.22). Но последние выводы западных экспертов показывают, что аналогичные российским проблемы испытывают и другие страны.
«Пандемия усугубила состояние и без того разрушенной отрасли здравоохранения, чему способствовали десятилетия неэффективности, сокращения финансирования, неудачная реформация и чрезмерная централизация», – отмечают эксперты WEF. Описываемая глобальная тенденция ухудшения состояния дел в здравоохранении известна в России как правительственная политика «оптимизации».
«Доступность медицинской помощи для населения России наряду с коммерциализацией здравоохранения снизилась в результате резкого сокращения сети медицинских, в первую очередь стационарных (больничных) организаций. Сокращение сети было обусловлено как масштабным снижением финансирования в 1990-е годы, так и заявленной реформаторами реструктуризацией медицинской помощи в пользу ее первичного, амбулаторного звена как основного направления модернизации российского здравоохранения», – отмечают экономисты Владимир Иванов и Анатолий Суворов из Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
Свертывание больничной сети проводилось в основном за счет закрытия стационаров в сельских поселениях и небольших городах. При этом никакой реструктуризации медицинской помощи населению сельских и небольших городских поселений не произошло: число амбулаторно-поликлинических организаций и организаций первичной медико-санитарной помощи – фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) также значительно сократилось. В результате, согласно отчету Счетной палаты, 17,5 тыс. населенных пунктов с численностью населения менее 1,5 тыс. жителей не имеет подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Более 11,5 тыс. населенных пунктов расположено на расстоянии более 20 км от ближайшей медицинской организации.
Сложившаяся ситуация объясняется тем, что при переходе к модели обязательного медстрахования оценка социальной эффективности здравоохранения (обеспечение всеобщей доступности медицинской помощи) была принесена в жертву оценке экономической эффективности (сумма расходов в расчете на одного пациента), отмечают эксперты ИНП РАН. В этом случае небольшие медицинские учреждения стали рассматриваться как аналог мелкотоварного производства, которое, безусловно, уступает по рентабельности крупнотоварному. Произошел, по сути, бездумный переход к чисто рыночным механизмам управления здравоохранением. Такой переход происходил и в отношении медицинских организаций в больших городах – укрупнение больниц и поликлиник с ухудшением их территориальной доступности для населения, уверены ученые РАН.
Между тем в развитых странах сейчас наблюдается движение в прямо противоположном направлении, чем российская «оптимизация». Так, в Новой Зеландии критерием планирования бюджета и госрасходов установлены не краткосрочные показатели производительности, а оценка долгосрочного влияния политики на качество жизни людей, сообщается в отчете Deloitte. Этот же принцип долгосрочного влияния политики на благополучие станет основой для планирования расходов на систему здравоохранения.
Начавшаяся в Великобритании реформа здравоохранения предполагает сокращение медицинского неравенства через территориальную интеграцию медицины, здравоохранения и социальной помощи, считают в Deloitte.
В России продолжает действовать утвержденная еще до начала пандемии «Стратегия развития здравоохранения на период до 2025 года». Целями развития здравоохранения в РФ официально названы «увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий». Судя по официальной статистике, в продвижении к целям стратегии здравоохранения наблюдается не прогресс,а регресс.