В Счетной палате предлагают начать реформу госзакупок. Фото Льва Исраеляна |
Закупки в интересах государства и компаний с государственным участием регулируются в РФ законами, которые были приняты 10 лет назад (нормы 44‑ФЗ и 223‑ФЗ). Декларируемыми целями этого законодательства были повышение экономической эффективности, экономия бюджетных средств, конкурентность и прозрачность закупочных процедур. Однако последний отчет Счетной палаты показывает, что ни одна из этих целей так и не была достигнута. А утекающие через систему более 27 трлн руб. используются с неясной эффективностью.
«В целом средние показатели конкуренции и экономии, которые в настоящее время принято использовать в целях оценки эффективности проведенных закупок, объективного представления об их реальной эффективности не дают», – признает аудитор СП Алексей Каульбарс.
Общий объем контрактов, заключенных в 2020 году с единственным поставщиком или исполнителем с учетом несостоявшихся закупок, за последние четыре года вырос на 17 процентных пунктов и достиг в 2020 году 74,1%. Говорить о конкуренции в таких условиях не приходится.
Между тем Минфин называет происходящее в системе закупок масштабной реформой системы управления общественными финансами на основе взаимосвязи с показателями государственных программ, обеспечения конкурентной и прозрачной системы закупок.
Кратный рост неконкурентных госзакупок случился во время пандемии, что вполне объяснимо экстренной ситуацией и потерей контроля государства над своими расходами.
Символом неэффективности госзакупок во время пандемии для общества стало сооружение временного госпиталя в Мурманской области за 1 млрд руб., который не принял ни одного пациента и обернулся уголовными делами для организаторов строительства.
По версии следствия, бывший замглавы МЧС Андрей Гурович в 2020 году организовал выделение из федерального бюджета более 969 млн руб. для строительства в Мурманской области полевого госпиталя для лечения пациентов с ковидом. Полевой госпиталь был возведен без учета климатических условий региона, по назначению не использовался и был демонтирован. Ущерб бюджету Мурманской области, по оценке следователей, составил более 323 млн руб.
Принципиально важно, что СП пытается оценивать работу контрактной системы не по полезным для общества результатам, а по скорости и объему прокачанных через систему денег.
«Счетная палата констатировала, что, несмотря на все сложности и отсутствие опыта работы в период пандемии, контрактная система функционировала достаточно успешно. Общий объем заключенных контрактов ежегодно увеличивался: в 2020 году он составил 8,9 трлн руб., что на 7,8% выше уровня 2019 года, в 2021 году – 9,4 трлн руб., то есть на 5,3% выше уровня 2020 года», – сообщают чиновники из ведомства Алексея Кудрина.
При этом общественная польза или эффективность госрасходов аудиторами не оценивается. А между тем при росте госрасходов в 2020 году страна добилась мрачного рекорда по избыточной смертности во время пандемии, которая превысила 1 млн человек.
«Самой действенной и востребованной из всех реализованных мер, по мнению Счетной палаты, стала возможность осуществлять закупки у единственного поставщика при условии их срочности и использовании на цели борьбы с пандемией. В результате ее применения количество контрактов с единственным поставщиком в 2020 году выросло в 15,6 раза по сравнению с 2019 годом, в 2021 году – в 7,8 раза», – сообщает аудитор СП Каульбарс.
При этом он признает, что система закупок нуждается в самых серьезных изменениях. «В настоящее время назрела потребность в разработке единой стратегии развития системы государственных закупок, что позволит установить четкие критерии и показатели для оценки эффективности закупок», – считает аудитор. Другими словами, он снова подтверждает, что ни четких критерий, ни показателей для оценки эффективности созданной в РФ системы закупок сегодня не имеется. А сама сфера государственных закупок или контрактов госкомпаний работает как вещь в себе не имея ясной связи с общественной полезностью, открытостью или справедливой конкуренцией.
Отмечая невозможность общей оценки эффективности системы закупок, аудиторы указывают на частные показатели. «Реальная конкуренция в определенной мере присутствует при закупках стоимостью до 10 млн руб., участниками которых преимущественно являются субъект малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Одновременно в таких закупках наблюдается и наибольшие показатели экономии, которые достигают 18%. При этом средняя экономия по итогам осуществления закупок в 2020 году составила 6,2%», – сообщают чиновники СП.
Тема непрозрачности госзакупок активно обсуждалась в обществе в начале прошлого десятилетия. Но сегодня РФ столкнулась с гораздо более серьезными вызовами и угрозами своему существованию, на фоне которых проблемы непрозрачных госзакупок кажутся просто пустяками.