Глава Минфина Антон Силуанов надеется восстановить жесткие ограничения госрасходов, несмотря на профицит федерального бюджета. Фото Reuters
Главная экономическая интрига – отказ от бюджетного правила и форма хранения госрезервов – так и не разрешилась на президентском совещании о финансовом плане на ближайшие три года. Президент РФ Владимир Путин о сохранении бюджетного правила не упоминал – по крайней мере в открытой части совещания. Глава государства сделал акцент на сохранении макроэкономической стабильности. Но можно ли ее обеспечить старыми методами в принципиально новых условиях? Многие экономисты уверены, что возврат откачки денег из российской экономики для скупки иностранных валют уже не поможет сохранять экономическую стабильность государства.
Глава государства подчеркнул, что знает о спорах в правительстве и среди экономистов о ключевых приоритетах будущей бюджетной политики.
«Чему больше уделить внимания, куда больше направить средств или больше сэкономить и создать «подушку безопасности». Как ее создавать в новых условиях. И что такое «подушка безопасности» в современных условиях, когда у нас идет неизбежный процесс дедолларизации», – перечислил некоторые пункты споров Владимир Путин.
Действительно, события последних месяцев показали, что многолетняя откачка сотен миллиардов долларов из российской экономики не создала никакой «подушки безопасности». А лишь усилила технологическую уязвимость России из-за хронического недофинансирования технологического развития страны. Продолжать старую бюджетную политику, которая потерпела фиаско в условиях санкционного давления Запада, кажется сегодня абсурдом. Но чиновники Минфина и Центробанка добиваются возврата старого бюджетного правила, которое многие депутаты и политики уже назвали инструментом сдерживания развития страны.
Возврат бюджетного правила ради искусственного ослабления рубля не поддерживают многие в правительстве и в администрации Кремля.
«Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которая заключается в том, что мы сокращаем расходы и с этими деньгами выходим на валютный рынок, предъявляем спрос на валюту и тем самым повышаем курс. С нашей точки мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации, потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, с тем чтобы стабилизировать этим дополнительным спросом курс», – говорил глава Минэкономразвития Максим Решетников (см. «НГ» от 03.08.22).
Бюджетное правило стало экономическим оружием против России, оно сдерживало развитие нашей страны и было каналом инвестирования денег российского госбюджета в экономики недружественных стран, утверждает депутат Оксана Дмитриева. «Хранить резервы в рублях – бессмысленно. Переводить резервы в валюты дружественных стран также рискованно, поскольку эти страны могут вдруг оказаться недружественными», – полагает депутат. Наилучшим способом применения резервов Дмитриева считает инвестиции в развитие и в производство реальных ценностей (см. «НГ» от 20.06.22).
Предлагаемое Минфином использование дружественных валют в операциях бюджетного правила несет в себе большие риски вторичных санкций и угрозу повторного изъятия аккумулированных средств, считает глава думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. По его словам, властям сегодня необходимо «пересмотреть объемы госрезервов по масштабу и номенклатуре». А также «перенаправить собираемые в рамках бюджетного правила ресурсы на формирование резервов в виде реальных активов, строительство инфраструктуры, развитие промышленности, в том числе и оборонно-промышленного комплекса» (см. «НГ» от 15.08.22).
Сохранение макроэкономической стабильности и реализация нацпроектов являются приоритетами при подготовке проекта федерального бюджета на 2023–2025 годы, заявил в понедельник президент РФ Владимир Путин.
Правда, сохранять макроэкономическую стабильность можно не только путем удушения экономической активности. Свой рецепт для стабильности и развития России предложил министр ЕАЭС Сергей Глазьев.
«В условиях экономической войны против России важно добиться не только перевода экспорта наших товаров на российский рубль, но и ускорить «отвязку» воспроизводства российской экономики от западного ценообразования на отечественные биржевые товары, установив твердые внутренние цены на них и заморозив тарифы на электроэнергию и транспортные перевозки на текущий год. Для этого ввести экспортные пошлины на вывоз биржевых товаров, что одновременно позволит изымать в доход федерального бюджета природную ренту в объеме до 25 трлн руб. и устранить конъюнктурную зависимость от колебания цен на глобальных рынках. Необходим переход к системе долгосрочных собственных цен и оценок, «отвязка» от западных бирж, рейтингов, аудита и проч., что по факту уже произошло, но не закреплено в системе регулирования и кадровом составе органов экономического управления. Такая политика приведет к замещению импорта и развитию собственной промышленности, росту доходов граждан, суверенизации единого экономического пространства ЕАЭС», – уверен Глазьев. Предлагаемый комплекс мер позволит перевести российскую экономику в режим форсированного роста и обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность, считает он.
Минфин собирается восстановить бюджетное правило, по которому в валютные резервы за рубеж выводилось до 10% ВВП нефтегазовых доходов бюджета, которые сегодня арестованы противником. И одновременно Минфин предлагает секвестировать расходы на НИОКР и модернизацию промышленности. «Иными словами, предлагается сократить жизненно важные для обороны и развития страны расходы, чтобы снова вывести и заморозить нефтегазовые доходы», – предупреждает Глазьев.
Между тем даже в условиях санкций и экономического кризиса Минфин РФ фиксирует превышение текущих доходов над расходами. В январе–августе, по данным Минфина, федеральный бюджет исполнен с профицитом более 137 млрд руб.
Доходы бюджета составили за восемь месяцев 17,6 трлн руб., а расходы – 17,5 трлн руб. Нефтегазовые доходы бюджета в январе–августе составили 7,8 трлн руб. (81,9% к показателям на год), не нефтегазовые – 9788,5 млрд руб. (63,2%).
Первичный профицит бюджета за этот период превысил 1 трлн руб. Но процентные расходы перевалили за 890 млрд руб.
Минфин РФ с июня прекратил публикацию ряда данных по исполнению бюджета, объяснив это минимизацией рисков введения дополнительных санкций. Теперь в отчетности нет данных о расходах по конкретным направлениям, а также сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита.
«Россия уверенно справляется с внешним давлением», – считает президент РФ. Это давление он назвал «финансово-технологической агрессией» против нашей страны.
России необходимо не просто реагировать на недружественные шаги, но и последовательно решать свои задачи развития, в том числе в экономике и подготовке проекта федерального бюджета, который в ближайшую трехлетку должен отвечать приоритетам страны и актуальным вызовам, сказал Владимир Путин.