Многие предприятия ЕС приостановили работу из-за роста цен на энергоресурсы. Фото с сайта www.slovalco.sk
Российские власти негативно воспринимают желание Евросоюза административно ограничить цены на российский газ. Они считают, что недальновидная политика ЕС привела регион к полномасштабному экономическому кризису. Также считают и некоторые западные аналитики. Европа столкнется с рецессией и может перейти в разряд «региона третьего мира» из-за роста «энергетической бедности», предсказывают западные эксперты.
Попытки административно ограничить цену на газ в Европе при помощи установления потолка цены приведут только к новому росту его стоимости, заявил в среду президент России Владимир Путин. «Это очередная глупость. Очередное нерыночное, не имеющее никаких перспектив решение. Все административные ограничения в области мировой торговли ведут только к диспропорциям и повышению цен.
Ведь то, что сейчас происходит на европейских рынках это результат работы европейских специалистов и Европейской комиссии», – говорит он.
Он также заверил, что РФ не будет ничего поставлять если это будет противоречить интересам страны. «Наш трубный газ всегда на несколько порядков более конкурентоспособен, чем сжиженный природный газ, перевозимый через океан. Получая природный газ из России в течение десятилетий, экономика ведущих европейских стран имела очевидные конкурентные преимущества глобального характера. Если европейские страны хотят отказаться от своих конкурентных преимуществ – это их дело. Если они считают, что им такие преимущества не нужны, нас это никак не смущает, потому что потребность в энергоресурсах в мире очень большая. Мы готовы сотрудничать с любой страной. Таких стран в мире очень много. У нас нет никаких проблем с реализацией. Будем заниматься сжижением, будем продавать по всему миру», – добавил Путин.
О переориентации поставок говорил в среду и предправления компании «Новатэк» Леонид Михельсон. «С Европой чем дальше, тем сложнее работать именно с точки зрения банковского сектора, постоянно ставят палки в колеса, и мы стремимся максимально искать покупателей на Востоке», – заявил он, отмечая, что проблемы возникают в перечислении платежей за газ.
В то же время глава государства обратил внимание на то, что последствия энергокризиса уже негативно сказываются на промышленности ЕС. «Еще весной многие иностранные корпорации наперегонки объявляли об уходе из России, считая, что именно наша страна пострадает... сильнее других. Но сейчас мы видим, как одно за другим закрываются производства и рабочие места в самой Европе, и одна из ключевых причин, это, конечно же, разрыв деловых связей с Россией. Конкурентоспособность европейских предприятий снижается, ведь сами власти ЕС фактически лишают их доступного сырья, энергоресурсов и рынка сбыта», – сказал Путин.
Ситуация в Европе, действительно, выглядит сложно. В среду крупнейший алюминиевый завод Европы Aluminium Dunkerque Industries France объявил о сокращении производства из-за роста цен на электроэнергию. Директор завода Гийом де Гойс в интервью Bloomberg сообщил, что предприятие сократит производство на 22%. Снижение выпуска начнется в понедельник, 12 сентября, и вступит в полную силу с 1 октября. Он также отметил, что сроки восстановления производства пока не ясны. Выпуск алюминия, по его словам, будет иметь экономический смысл при ценах на электроэнергию в районе 250 евро за МВт-час, тогда как сейчас цены на будущие поставки держатся около 300 евро до середины 2024 года. «Производство первичного алюминия в Европе уже сильно пострадало от энергетического кризиса. Если мы сократим производство еще сильнее, возникнет риск полного исчезновения всей отрасли», – говорит де Гойс. Bloomberg отмечает, что производство алюминия в Европе упало до минимума с 1970-х годов.
В августе о приостановке работы объявили алюминиевый завод Norsk Hydro в Словакии и завод Budel компании Nyrstar. В том же месяце крупнейший в Словакии алюминиевый завод Slovalco также объявил об остановке производства первичного алюминия с сентября из-за резко подорожания электроэнергии. При этом предприятие обещало продолжить выпуск вторичного алюминия. С начала текущего года завод Slovalco на 40% сократил производство первичного алюминия и в настоящее время использует только около 60% мощностей.
«Мы стоим на пороге реального возможного алюминиевого кризиса, когда значительная часть западного производства окажется под вопросом», – замечал глава Concord Resources Марк Хансен. Приостановка работы заводов будет иметь огромные последствия для экономики Европы, поскольку крупнейшие производства в стратегических секторах, таких как производство стали, оборонно-промышленный комплекс, производство самолетов, ракет и автомобилей, стремятся снизить свою зависимость от импорта, отмечали аналитики.
Аномальные цены на газ вынудили остановить около 70% мощностей производства удобрений в ЕС, сообщали в профильной ассоциации Fertilizers Europe.
В Британии шесть из десяти предприятий находятся на грани закрытия из-за взрывного роста цен на энергию, говорится в докладе группы Make UK, представляющей интересы промышленности. За последний год для каждого второго предприятия счета на электричество выросли более чем вдвое. При этом 13% фабрик в Британии сократили рабочий день либо перенесли его на менее загруженные для энергетики часы, а 7% приостановили выпуск продукции на длительное время.
Ряд западных экспертов прогнозируют, что в результате энергокризиса ЕС может стать подобием «региона третьего мира». Эксперт Forbes Кеннет Рапоза полагает, что основной источник проблем Европы – это ее радикальная экономическая политика, направленная на отказ от ископаемого топлива. На перспективы экономики ЕС также будет влиять замедление китайской экономики, продолжает он. «Кризис в Европе – это результат политической ошибки. Он рассчитан на то, чтобы навязать европейцам постуглеводородную экономику и подтолкнуть их к новой промышленной революции – революции, в которой, по всей видимости, они вряд ли сумеют поучаствовать, поскольку цены на энергоносители в Азии и Латинской Америке с европейскими даже близко не стоят», – пишет эксперт. Рапоза не сомневается, что Европа погрузится в рецессию и будет покупать меньше сырья у своих крупнейших поставщиков, таких как Бразилия, Аргентина или Соединенные Штаты. «Есть также вероятность, что ей все равно придется импортировать больше продуктов питания из-за ее нелепой продовольственной и энергетической политики», – считает эксперт.
Он также задается вопросом, может ли ослабление экономики повлечь за собой снижение спроса, особенно если инфляция будет расти, а европейские компании начнут разоряться или сокращать число работников.
Европейские пакеты государственной помощи могут и не иметь значимого влияния на экономику региона, считают некоторые аналитики. «Если цены на электроэнергию продолжат расти, Германия скоро погрузится в рецессию. Им стоило бы начать тратить средства на нефть, газ и ядерную энергию, чтобы продемонстрировать рынкам, что Европа не отказывается от горючих ископаемых. Однако от пакетов мер по борьбе с последствиями пандемии COVID-19 они перешли к пакетам мер по борьбе с последствиями инфляции», – пишет Рапоза. «Третий пакет мер никак не меняет тот факт, что осенью Германия, вероятнее всего, погрузится в рецессию», – соглашается главный экономист Commerzbank Йорг Крэмер. «Пакет скорее всего не поможет предотвратить рецессию в экономике в целом», – заявляет агентству Reuters главный экономист ING Карстен Бжески.
Западные экономисты прогнозируют дальнейшее замедление экономики ЕС. Economist Intelligence Unit (EIU) понизил прогнозы роста мировой экономики. Эксперты ожидают, что ВВП ЕС в 2023 году увеличится всего на 0,3%. При этом в Германии экономика сократится на 1%, в Италии на 1,3%, в Нидерландах на 0,9%, в Великобритании на 0,6%. ВВП Франции за тот же период увеличится на 0,3%. Для сравнения: экономика Китая и Индии, как ожидается, увеличится более чем на 5%.
Независимые аналитики полагают, что Европе все больше грозит печальная участь «региона третьего мира»: «Вместо того чтобы быть сильной, стабильной и растущей экономикой с будущим, Европа выглядит скорее как регион, пришедший в упадок. Высокие цены на электричество означают, что производителям выгоднее выпускать свою продукцию за границей. Высокие цены на электричество означают, что малый бизнес не сможет позволить себе работать дальше».
Эксперты «НГ» не исключают, что ЕС испытывает на себе не столько последствия кризиса, сколько санкционного давления. «Европа фактически остановила экспорт в Россию, и в первую очередь это касается экспорта технологий и оборудования. Если отделить санкционные запреты от кризисных, то европейские проблемы на России в целом никак не отразятся. Причем все понимают, что эти проблемы Европа придумала себе сама, политически перекрыв почти весь экспорт в Россию и с чего-то решив, что ответные меры предприниматься не будут», – говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн.
При этом он сомневается, что следует ожидать какого-либо масштабного переноса европейских производств в другие регионы. «Для создания заводов в других государствах нужны крупные инвестиции, а денег у европейских компаний сейчас становится все меньше и меньше. Поэтому и на вложения в другие государства уйдет больше средств. И при этом у европейских холдингов может возникнуть справедливый вопрос: а где гарантия, что через несколько лет политики не вступят в конфликт с тем государством, в которое они инвестировали, и им не придется продавать свои активы значительно ниже реальной стоимости?» – задается вопросом он.
С ним согласен исполнительный директор департамента компании «Ива Партнерс» Артем Тузов. «Промышленные мощности из ЕС переводиться уже не будут. Все, что было рентабельно релоцировать, уже давно перенесено в Азию. Сейчас большинство производств, которые закрываются в ЕС, закрываются навсегда. Через два-три года, когда цены на ресурсы упадут, рынок будет уже перераспределен», – полагает он.