Владимир Путин обсудил с молодежью экотуризм и последствия отказа Европы от газа из РФ. Фото с сайта www.kremlin.ru
Власти проводят ревизию экологической повестки теперь с учетом санкционной реальности, а не только глобального энергоперехода. Ставка, конечно, делается на молодежь. Президент Владимир Путин в понедельник встретился с участниками Всероссийского молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край» на Камчатке и обсудил утилизацию отходов, экотуризм, недальновидные решения Европы относительно газа. Одними из главных тем форума стали поиск баланса между экологической и экономической целесообразностью при оценке бизнес- и госпроектов, а также мотивы оценивающих организаций.
Насыщенную поездку на Дальний Восток, предполагающую выступление на Восточном экономическом форуме, президент начал с Камчатки.
Так, в понедельник он встретился с участниками второго этапа Всероссийского молодежного форума «Экосистема», который проходил на Камчатке с 29 августа по 5 сентября (первый этап, посвященный устойчивому развитию, состоялся в мае в Вологодской области).
Владимир Путин затронул многие темы, которые активно обсуждались участниками форума на протяжении всей недели в формате лекций, мастер-классов, практикумов и дискуссий. Например, это отходы. Как сообщил президент, в России в два раза перевыполнили план по утилизации отходов. Хотя с учетом масштабов нашей страны даже этого, судя по всему, недостаточно, следовало из его пояснений.
«Во всем мире приняты решения, связанные с ответственностью производителей… упаковки. Принцип простой: все, что произвел, должен уничтожить или за это заплатить. В России такой принцип введен, просто требуется время для того, чтобы это начало широко применяться», – пояснил Владимир Путин.
Другая тема – экологический туризм: его надо развивать, но важно, чтобы «погоня за получением финансовых выгод не была поставлена во главу угла».
Как рассказала на форуме зампредседателя правительства Камчатского края Юлия Морозова, задача и экономистов, и экологов – правильно рассчитать антропогенную нагрузку. При этом Морозова сообщила о «колоссальном потенциале развития экологического туризма» на Камчатке. «В прошлом году к нам приехало рекордное количество туристов – 250 тыс. человек. В этом году ожидаем еще больше. За первое полугодие 2022-го турпоток вырос на 20%, а ведь первое полугодие непоказательно, основная масса едет во втором», – сказала она. «В этом году ожидаем значительный прирост турпотока – как минимум на 50%», – продолжила Морозова.
О стремлении подружить бизнес и природные территории рассказала и директор природного парка «Вулканы Камчатки» Любовь Тимофеева. Особое внимание она уделила не только экологии, но и проблемам «серого туризма», порождающего серьезные риски для жизни и здоровья путешественников, неразвитости инфраструктуры, из-за которой не получается в полной мере удовлетворять туристический спрос, экономической ситуации в населенных пунктах, которые хоть и соседствуют с уникальными природными территориями, но сами сталкиваются с оттоком местного населения, затухают.
Да и в целом, если обобщать, одной из ключевых тем всех сессий форума можно назвать поиск баланса между экономической и экологической целесообразностью. Так, о смелых решениях рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
По его словам, инициируя те или иные проекты, необходимо думать в первую очередь о том, что мы передадим будущим поколениям, а значит, от каких-то проектов придется отказываться.
«Мы, например, отказались от проектов рассыпной добычи золота, хотя это высокомаржинальный, экономически выгодный проект», – сообщил Солодов. В том же списке строительство гидроэлектростанции вблизи заповедника, разработка новых рыбоводных каналов, которые могли нанести непросчитываемый ущерб озерам и рекам края.
Но природные богатства Камчатки дают возможность обеспечить благополучие каждого, не нанося при этом ущерба, добавил Солодов. Он упомянул «уникальный ресурс в виде рыбы, которая сама воспроизводится», рассказал о перспективах туризма, Северного морского пути, возобновляемых источников энергии, в частности, геотермальных.
Хотя не всякий отказ от проекта можно считать дальновидным, следовало из общения президента с юными участниками форума. Антипримером стала Европа, решившая ограничить закупку российского газа, не подготовив к этому предприятия. «Получать дешевый российский газ, а потом самим обрезать поставки этого газа и включать тут же все, что предавалось анафеме, включая угольную генерацию, – это, конечно, не самый лучший вариант», – сказал Путин.
В ходе форума проявилась еще одна ключевая тема – критерии и мотивы, которыми руководствуются организации и эксперты, оценивающие экологические последствия реализации проектов. Несколько раз некоторыми спикерами, приглашенными на форум, проводилась мысль о том, что на экспертизу могут влиять как коммерческие интересы лоббистов, так и политические установки заказчика. Конкретные названия организаций не упоминались всуе, но этого и не требовалось, их главной общей характеристикой было то, что они зарубежные.
Стало очевидным стремление российских властей на разных уровнях создать и развить собственную альтернативу таким международным организациям. Инициатива для объединения неравнодушных к природе граждан уже и так идет снизу, государству же остается этот процесс поддержать, систематизировать, проконтролировать.
Допустим, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступая на форуме, предложила создать межведомственные комиссии по экологии во всех регионах страны. «Задача межведомственной комиссии в том, чтобы каждое ведомство было ответственно перед главой субъекта за мониторинг, за предвидение, за упреждение и за решение», – пояснила она.
Помимо этого Яровая предложила повысить требования к сотрудникам, проводящим экологическую экспертизу. «Сегодня нет никаких требований к экологам-экспертам. Странно, ведь это так ответственно и влечет очень серьезные правовые последствия, а требований к экспертизе и экспертам нет, – сказала она. – Поэтому, несомненно, это должны быть высокие профессионалы. Они должны иметь аккредитацию, и мы как общество заинтересованы в том, чтобы эти эксперты никому не подыгрывали, ни в какую сторону».
Другая инициатива касается общественных экологических инспекций. На площадке форума запустили федеральный проект Народного фронта «Экологическая инспекция». Зампред комитета Госдумы по экологии Александр Коган рассказал о доработанном вместе с Минприроды законопроекте, дающем общественным экологическим инспекторам определенные преференции; принятие законопроекта ожидается в осеннюю сессию.
«Общественным экологическим инспекторам очень нужна поддержка уже после получения статуса. Это и методическая поддержка, и обмен опытом... У Народного фронта есть региональные отделения, и они станут основой для создания общественных экологических инспекций», – сообщила также руководитель проекта «Экологическая инспекция» Янина Букреева.
На первом этапе общественные инспекции появятся в восьми регионах: это Свердловская, Самарская, Тульская, Иркутская области, Краснодарский, Красноярский, Камчатский края, Башкортостан. Существенная деталь – в условиях введенного моратория на проверки деятельность общественных инспекторов приобретет особую важность, следует из ее объяснений.
Ожидается, что в течение года количество таких инспекторов может возрасти до 10 тыс. человек. Их обучение и обеспечение необходимым оборудованием или транспортом для выезда на место проверки будет проходить за счет внебюджетных средств. Авторы инициативы сообщили, что работа таких инспекторов позволит в том числе сэкономить бюджетные средства на выезд лабораторий – за счет перепроверки и отсеивания тех жалоб, которые по факту не подтверждаются.