Максим Орешкин не ждет проблем от «фантазий» Запада. Фото РИА Новости
В пятницу, 2 сентября министры финансов группы G7 объявят план введения потолка цен на российскую нефть, о котором западные лидеры принципиально договорились еще в июне. Основа плана – это ограничение цен на нефть из РФ диапазоном 40–60 долл. в обмен на легальную транспортировку и страховку. Вице-премьер Александр Новак объявил в четверг, что РФ просто откажется продавать свою нефть по нерыночным ценам. Эксперты «НГ» считают, что американский план давления на РФ скорее провалится, ведь крупные импортеры под ним вряд ли подпишутся. К тому же есть опасность взрыва мировых цен из-за прекращения поставок нефти из РФ.
«Без потолка цен мы столкнемся с угрозой мирового роста цен на энергоресурсы, если основная часть российской нефти будет недоступна», – сказала министр финансов США Джанет Йеллен в четверг на встрече со своим британским коллегой. Она выразила оптимизм по поводу «прогресса, которого достигли наши команды и вся «семерка» в рамках работы по доведению идеи ценового предела до воплощения в реальность».
Министры финансов «большой семерки» на встрече в пятницу планируют одобрить и изложить свой план по установлению такого потолка цен для экспорта российской нефти. Причем речь идет не только о сырой нефти, но и о нефтепродуктах, таких как мазут. Среди ключевых пунктов плана, которые еще обсуждаются, – максимально допустимая цена. Министры G7 пытаются найти баланс между ограничением российских доходов и поддержанием стимула для России продавать нефть.
Внутри «семерки» сохраняются серьезные разногласия по поводу плана, европейские официальные лица сомневаются, что он может существенно повлиять на цены. Чиновники расходятся во мнениях и о том, сколько стран, не входящих в «семерку», должны согласиться на ограничение цен, чтобы план сработал. Аналитики видят мало шансов убедить Китай и Индию соблюдать этот план.
Еще в марте США запретили импорт нефти из РФ, а в начале июня Евросоюз утвердил шестой пакет санкций, по которому с декабря вводится запрет импорта нефти, а спустя два месяца – и нефтепродуктов. Принципиально о введении лимита цен на нефть, импортируемую из РФ, лидеры стран G7 договорились также в июне на саммите в Германии. С тех пор, по данным западных СМИ, Вашингтон ведет переговоры с Китаем, Индией и другими странами, которые стали покупать российскую нефть с дисконтом к рыночной цене после отказа от ее закупок многими европейскими покупателями из-за ситуации в Украине.
Теперь страны G7 хотят установить цены на российскую нефть выше стоимости ее добычи, но гораздо ниже нынешних рыночных расценок, пишет Wall Street Journal. Однако авторы инициативы опасаются, что «потолок» вынудит Россию сократить добычу, что спровоцирует еще больший рост мировых цен на энергоносители.
Россия прекратит поставки нефти и нефтепродуктов странам, которые введут потолок цен на российскую нефть, заявил в четверг вице-премьер Александр Новак. «Мы просто таким компаниям или странам, которые будут вводить ограничения, не будем поставлять свои нефть и нефтепродукты, поскольку мы не будем работать на нерыночных условиях», – заявил он. В середине июля такую возможность допускала и председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Новак также отметил, что не слышал о том, чтобы к эмбарго на закупки российской нефти могли бы присоединиться Индия и Китай. Комментируя заявления из Вашингтона, Новак подчеркнул, что внедрение механизма «разрушит рынок полностью».
Еще в июле на фоне успешного наращивания поставок нефти на индийский рынок помощник президента РФ Максим Орешкин заявлял, что компании успешно справляются с переориентацией поставок. Идею с ограничением цен он назвал «фантазиями с западной стороны». «Не хотят покупать, пусть не покупают!» – говорил он, объясняя это тем, что большой потребности продавать у России нет в условиях переизбытка иностранной валюты и наличия других партнеров – азиатских, арабских, латиноамериканских.
Переориентирование углеводородов на другие рынки – это сложно и затратно для наших компаний, отметил накануне министр финансов Антон Силуанов. Но несмотря на это, как заявил министр, «будем пытаться занимать те рынки, которые освободились». «Сейчас общий объем потребления нефти показывает позитивный тренд, если не учитывать COVID в Китае. Экономика восстанавливается. Рост экономик требует больше нефти», – сказал он. В пресс-службе Минфина России на запрос «НГ» ответили, что «давать оценку без принятых конкретных решений стран G7 пока преждевременно».
«Пока никаких аргументов для присоединения Индии и Китая к потенциальному «картелю покупателей» до сих пор так и не появилось, – подтвердил «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Эти две страны могут получать российскую нефть со скидкой за счет прямых договоренностей с российскими поставщиками, им для этого не нужно согласовывать свои действия с «большой семеркой». Страны G7 и так либо отказались от российской нефти, как США, либо скоро откажутся (эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти вступит в силу в декабре 2022 года). Зачем тогда вообще все эти попытки говорить про «price cap», скорее это напоминает имитацию бурной деятельности».
«Основные вопросы связаны с тем, каков список стран, которые могут присоединиться к подобному соглашению, и каким будет механизм контроля, – сказал «НГ» директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марсель Салихов. – Если не присоединятся Китай и Индия, то вероятность реализации подобного соглашения довольно низкая. Механизм контроля скорее всего будет основываться на том, что западные финансовые и страховые компании не будут оказывать услуги при транспортировке российской нефти, если ее цена будет превышать некий «потолок». Однако значительная часть потоков в настоящее время страхуется и финансируется без использования западных институтов, поэтому механизм контроля над выполнением подобного соглашения будет явно ограниченным».
«Пока речь идет только о семи странах, которые и так не закупают нефть у России, – отмечает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. – Неформальный международный клуб G7 объединяет Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США. «Как у них сложится диалог с другими государствами – это очень большой вопрос. Крайне маловероятно, что Китай или Индия будут беспрекословно выполнять требования альянса по потолку цен. То же самое можно сказать о Турции».
«Пока речь идет только о семи странах, которые и так не закупают нефть у России, сказал «НГ»,- отмечает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. Неформальный международный клуб G7 объединяет Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США. «Как у них сложится диалог с другими государствами – это очень большой вопрос. Крайне маловероятно, что Китай или Индия будут беспрекословно выполнять требования альянса по потолку цен. То же самое можно сказать о Турции, которая с учетом ситуации в ее экономике ищет любые ходы, чтобы выступить максимально лояльным партнером для всех сторон и заработать на этом. К тому же есть масса способов обойти запреты, от «дополнительных платежей» до блендирования и перевалки нефти с танкера на танкер в открытом море».
США не могут требовать от Индии разрыва отношений с Россией, заявил индийский журналист Уллех Н.П. «Если США подумали, что они могут диктовать условия Индии или отговаривать ее от продолжения отношений с Россией, то наш ответ таков: мы не ваши вассалы», – пишет он. По его словам, большая часть населения Индии поддерживает позицию индийского правительства, которое не стало вводить санкции против России. Трудно также представить, что Китай, разозленный действиями США вокруг Тайваня, предпримет в ближайшее время какие-то шаги в угоду Штатам.
«G7 просто пытается ограничить стоимость российской нефти на мировом рынке через установку потолка цены, – продолжает Вавилов. – И, судя по всему, постепенно страны «семерки» приходят к консенсусу по поводу того, какой должна быть цена и как это будет работать, в том числе и в плане того, какие последствия могут ждать те страны, которые эти предписания соблюдать не будут. Другой вопрос, что Россия может просто закрыть экспорт для тех, кто согласится соблюдать правила, и тогда цены на нефть действительно улетят в космос – с текущих показателей около 100 долл. баррель может легко удвоить свою стоимость, а то и утроить, если дефицит достигнет угрожающего масштаба. В этой ситуации даже допуск Ирана на рынки не поможет, так как он и так спокойно продает нефть за рубеж, а быстро ускорить добычу не получится, на это потребуется несколько месяцев».
Реализация подобного плана, даже если он будет принят на уровне G7, не окажет существенного влияния на объемы российского экспорта нефти и нефтепродуктов, считает Салихов. «Возможно, он приведет к росту спреда российской нефти к другим бенчмаркам (текущий спред Urals к Brent составляет около 20-25 долл.за баррель), однако итоговый эффект с точки зрения нефтяных доходов РФ будет определяться реакцией мировых цен. Если они вырастут больше, чем увеличение спреда, то это компенсирует сокращение доходов за счет этого фактора», - говорит эксперт.