Фото Reuters
Надвигающийся на Россию подъем потребления пока никак не фиксируется объективными данными. Опросы населения и статистика покупок в августе не позволяют говорить о восстановлении потребительской активности, которое, по словам чиновников, якобы уже началось в нашей стране. Часть независимых экспертов надеются на некоторое оживление во второй половине 2022 года. Однако другие считают, что для восстановления потребительской активности потребуется несколько лет.
За неделю, с 22 по 28 августа, средние недельные расходы граждан РФ сократились почти на 3% по сравнению с неделей ранее. За год средние недельные расходы номинально увеличились всего на 4,8%, сообщил во вторник холдинг «Ромир». Средний чек при однократной покупке в магазине в конце августа также сократился на 2,7% по сравнению с прошлой неделей и составил около 659 руб.
За год средний номинальный чек при однократной повседневной закупке увеличился лишь на 3,6% при годовой инфляции около 14%.
За ту же неделю – с 22 по 28 августа – расходы населения на все товары и услуги увеличились в номинальном выражении на 7,5% к тому же периоду прошлого года, следует из данных «Сбериндекса». Затраты на продовольствие при этом увеличились в годовом выражении на 16,7%.
За последнюю полную неделю августа номинальные расходы граждан на непродовольственные товары даже сократились на 0,2%. Эксперты Telegram-канала MMI предлагают два объяснения такому падению непродовольственной розницы: либо товары стали совсем недоступны потребителю, либо по ним драматично сократился ассортимент. «Исходя из динамики спроса на все товары, динамику розничной торговли в июле мы оцениваем в минус 8,5–9,5%. Августовская динамика скорее всего будет чуть слабее показателей июля», – пишут эксперты.
Социологи из фонда «Общественное мнение», которые по заказу Центробанка замеряют потребительские настроения граждан, сообщили о некотором приросте так называемого индекса потребительских настроений (ИНП). В августе этот индекс поднялся до 98,3 пункта (+0,6 пункта к июлю), обновив максимальный уровень с мая 2018 года. Значение ИПН может меняться в диапазоне от 0 до 200 пунктов. Значение выше 100 пунктов означает, что индекс находится в положительной зоне, то есть оптимистические настроения потребителей преобладают над пессимизмом, а значение ниже 100 пунктов отражает противоположную ситуацию. То есть, несмотря на некоторый подъем доли оптимистических оценок, они все еще явно уступают негативным ответам граждан о своих потребительских настроениях.
В разрезе возрастных групп значение ИПН выше всего среди молодежи (18–30 лет) – 106 пунктов, что на 8 пунктов больше среднего показателя по РФ. В разрезе доходных групп значение ИПН зависело от самооценки материального положения. Так, среди тех, кому денег не хватает на питание, его значение в августе составило 79 пунктов, а среди тех, кому денег хватает на бытовую технику, – 109 пунктов.
Изменение оценок текущего состояния и ожиданий было в августе разнонаправленным. «Индекс текущего состояния в августе вырос до 79,7 пункта (+3 пункта к июлю) и вернулся к средним уровням второй половины 2021 – начала 2022 года. Этот индекс включает оценки фактического изменения личного материального положения за год и оценки благоприятности текущего момента для совершения крупных покупок», – отмечают чиновники ЦБ.
Динамика недельного среднего чека россиян (в рублях).
Источник: «Ромир» |
Так что в начале осени потребительские настроения граждан могут даже ухудшиться, допускают социологи. Августовские опросы ФОМ показывают, что, несмотря на фиксируемую Росстатом дефляцию, россиян по-прежнему беспокоит рост цен. К примеру, почти 40% респондентов заметили за последний месяц рост цен на мясо и птицу. Практически каждого третьего опрошенного беспокоит увеличение цен на лекарства, сахар, а также молоко и молочные продукты. При этом повышение стоимости медикаментов стало волновать население даже сильнее: сейчас на повышение цен указывает 34% опрошенных, а месяцем ранее – 31%.
Кроме того, 29% респондентов фиксируют новое подорожание рыбы и рыбопродуктов. Около 27% опрошенных обеспокоены ростом цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Каждый пятый респондент отмечает рост цен на растительное масло, крупы и яйца.
Более чем скромные потребительские настроения идут вразрез с заявлениями российских чиновников. Первый вице-премьер Андрей Белоусов, ссылаясь на результаты анализа, который провело Минэкономразвития с участием Минфина и ЦБ, сообщил, что спад потребления в России в 2022 году составит 4,2%. А в 2023 году потребление вырастет уже на 2,5–3%. По его словам, пик спада потребления был пройден в РФ во втором квартале, а дальше ситуация будет только улучшаться. «Очень важный вывод, к которому мы пришли после тщательного анализа... Скорее всего пик спада потребительского спроса мы уже прошли. Мы просто вышли на траекторию роста, какой будет градиент, угол наклона этой кривой – этот вопрос в том числе зависит от действий правительства. Ожидания, основанные на цифрах, на тенденциях, что самые худшие времена мы прошли во втором квартале, дальше будет постепенное улучшение», – рассказывал чиновник, полагая, что в настоящее время наблюдается «постепенное оживление» потребительского спроса.
«Мы видим, что тот шок, который был связан с ростом цен в марте-апреле, постепенно проходит, в большей степени это касается продовольственных товаров, в меньшей степени – непродовольственных, но и там, и там постепенно начинает спрос оживать», – говорил Белоусов.
Однако доступные данные опросов и оперативная статистика покупок и платежей пока не подтверждают уверенного восстановления потребительских расходов, отмечают эксперты «НГ». Эксперт «Ива Партнерс» Артем Клюкин считает, что одна из причин этого – тот факт, что снижение ставок ЦБ еще реализовалось в снижение стоимости потребительского кредитования. «Наш рынок еще живет реалиями мая-июня, когда кредиты были дороги, а импорт неконкурентоспособен из-за высокого курса рубля», – рассказывает он, полагая, что уже к концу года мы увидим оздоровление на этом рынке.
Руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая обращает внимание на высокие годовые темпы прироста цен, которые сегодня, по данным Росстата, составляют 14,6%. Эксперт не исключает, что «дно» спада, возможно, и пройдено, однако восстановление пока идет медленно. «Причин может быть несколько. Во-первых, сокращение реальных доходов населения. Кроме того, слабый спрос может объясняться возросшей склонностью населения к сбережениям из-за неуверенности в сохранении занятости и своих доходов. Еще одна вероятная причина – сокращение привычного ассортимента продукции из-за ухода многих западных брендов», – перечисляет аналитик. Она, впрочем, не исключает, что во втором полугодии мы и увидим повышение потребительской активности в связи со снижением процентных ставок в экономике и оживлением кредитования.
С ее прогнозом согласен и первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Во втором полугодии 2022 года ожидается восстановление потребительской активности населения, так как благодаря дефляции в летние месяцы годовой показатель индекса потребительских цен снижается, по итогам 2022 года ЦБ прогнозирует ее на уровне в 12–15%. Стабилизация цен также будет стимулировать восстановление потребительской активности», – рассуждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Специалист по международным финансовым рынкам «Финмир» Роман Эткинд предполагает, что восстановление может затянуться. «Полное восстановление потребительских расходов может произойти скорее всего в 2024-м или даже позже. Ведь именно так происходило во время кризисов 2008 или 2014 годов. Тогда экономике и потребительскому спросу потребовалось для восстановления два года. Сейчас процесс восстановления будет осложнен валютным кризисом (отсутствие у банков свободного доступа к покупкам и продаже валюты), а также разрывом деловых связей с недружественными странами и усложнением логистических маршрутов. Не стоит забывать и о глобальном эффекте новых вспышек пандемии», – перечисляет он.