Директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бисли предсказывает обострение проблем с доступом к сельскохозяйственной продукции в ближайшие 6–8 месяцев. Фото Reuters
Американский Минсельхоз ожидает мировой урожай пшеницы выше прошлогоднего, из-за чего биржевые цены снизились в понедельник почти на 60% по отношению к майским пикам. Глобальный индекс продовольственных цен снижается четвертый месяц подряд со скоростью больше 8% в месяц. Сняты проблемы с вывозом продовольствия из Черноморского региона. Однако это не мешает чиновникам ООН предсказывать ухудшение доступа к продовольствию в ближайшие 6–8 месяцев. В России между тем ожидают хорошего урожая пшеницы и зерновых в целом.
Директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бисли заявил, что проблемы с доступом к продовольствию в мире будут сохраняться как минимум до следующего года. Ранее Бисли предупреждал о риске «глобальной дестабилизации, голода и массовой миграции в беспрецедентных масштабах» из-за роста цен на продовольствие, который был вызван, в частности, украинским кризисом. В начале июня ООН объявляла о сборе пожертвований на оказание помощи жителям кризисных регионов. В ООН поясняли, что из-за роста цен на продовольствие и топливо ее деятельность стала обходиться на 71 млн долл. дороже каждый месяц.
По словам Бисли, у него «нет сомнений» в том, что «ситуация усугубится» перед тем, как она изменится в лучшую сторону. «Открытие черноморских портов позволяет стабилизировать ситуацию на товарных биржах, но это не решает всех проблем, стоящих перед нами в ближайшие 12−24 месяца», – объясняет чиновник. «Я крайне обеспокоен ценами и наличием доступа к продовольствию в ближайшие 6−8 месяцев. Ввиду недостатка удобрений, их стоимости, цен на топливо и засухи проблемы с доступом к продовольствию могут сохраняться в следующем году», – указал директор ВПП.
Однако не все могут разделить «крайнюю обеспокоенность» ценами этого чиновника ООН. Ведь, по данным Всемирной продовольственной организации (ФАО), мировой индекс продовольственных цен снижается четвертый месяц подряд, и в июле он был на 8,6% ниже, чем в июне.
При этом июльское снижение индекса цен стало самым резким с октября 2008 года. Оно было обусловлено падением цен на растительные масла и зерновые, а также снижением цен на сахар, молочную продукцию и мясо.
Цены на зерновые в июле в мире оказались на 11,5% ниже июньских. В июле мировые цены на пшеницу упали на 14,5%, что отчасти обусловлено достигнутым между Украиной и РФ соглашением о разблокировании основных черноморских портов. Вместе с тем международные цены на пшеницу все еще на 24,8% выше показателей июля прошлого года, напоминают в ФАО. Однако снижение биржевых цен на пшеницу и кукурузу спровоцировало падение цен на сорго и ячмень. В июле международные цены на рис снизились впервые с начала 2022 года.
Примечательно, что биржевые цены на пшеницу быстро пошли вниз еще со второй половины мая – то есть задолго до заключения в Стамбуле зерновой сделки между Турцией, Россией и Украиной.
Индекс цен на растительные масла в июле опустился на 19,2% – до минимального значения за последние 10 месяцев. Столь резкое падение было вызвано снижением мировых цен на пальмовое, соевое, рапсовое и подсолнечное масла, объясняют в ФАО.
Индекс цен на молочную продукцию в июле был на 2,5% ниже июньского показателя, хотя и на 25% выше уровня июля прошлого года.
«Острота продовольственной проблемы как мировой явно снижается в последнее время. Так, стоимость пшеницы на Лондонской бирже с пиковых майских значений упала в августе на 27%, а кукурузы в США – на 23%. Причем засуха последних недель в ряде регионов мира мало повлияла на динамику цен. Она не выступает новой апокалиптической глобальной проблемой, воздействуя на ситуацию относительно локально», – описывает ситуацию Марк Гойхман, главный аналитик компании TeleTrade.
Выход из продовольственного кризиса не будет скорым и может продолжаться и в следующем году. Засуха в отдельных регионах будет одним из факторов, которые будут тормозить ослабление страхов перед голодом и нестабильностью в бедных странах.
«Однако об обострении проблем пока не может быть и речи. Основные зерновые культуры, которые поставляет на экспорт Россия или Украина, вновь вывозятся в больших масштабах через южные порты. Если такие транспортные потоки будут сохраняться в нормальном режиме, то украинский фактор потеряет свою остроту.
Отгрузка зерна в Волгограде на баржу, которая направляется в Иран. Фото РИА Новости |
«Остаются и определенные ограничения для выхода на экспорт российского продовольствия. Прямые санкции не запрещают его. Однако есть сложности с транспортировкой, логистикой, страхованием вывоза данной продукции. Трудности создают и санкционные ограничения на международные расчеты, блокировка счетов, отключение банков от SWIFT», – напоминает Марк Гойхман. По его словам, в целом ситуация пока далека от нормальной, риски сохраняются. «Но катастрофической, имеющей глобальную опасность ее уже нельзя назвать», – считает аналитик.
Примечательно, что структуры российского Минсельхоза ожидают роста экспорта российского продовольствия в страны Африки. Федеральный центр развития экспорта «Агроэкспорт» при Минсельхозе назвал Африку еще одним стратегическим направлением для торговли масложировой продукцией, в первую очередь растительными маслами.
При этом российские предприятия могут прислушаться к рекомендациям экспертов Минсельхоза наладить местное производство готовой продукции. Приоритетными странами для такого сценария определены ЮАР, Гана и Кения. Дело в том, что объем потребления готовой пищевой продукции в целевых африканских странах превышает 29 млрд долл. в год. В числе товаров-лидеров – холодные безалкогольные напитки, растворимый кофе и чай, соусы, готовые мясные и морепродукты. Оптимальным сценарием для РФ называется долгосрочное присутствие в Африке.
«На рынках целевых стран Африки конкурентоспособно и уже востребовано российское зерно. Одновременно зерновые культуры обладают высоким потенциалом в связи с ожидаемым увеличением их закупок. В 2020 году потребление зерна в целевых странах составляло 192 кг на человека, что на 210% ниже показателя стран ЕС. В связи с ростом населения и ограниченными возможностями увеличения внутреннего производства с 2021 по 2030 год ожидается рост импорта зерна на 8 млн тонн», – прогнозируют в «Агроэкспорте». По расчетам аналитиков, с 2016 года импорт масла в целевых странах рос вдвое быстрее, чем агроимпорт в целом. А к 2025 году объем продаж масла в целевые страны вырастет еще на 67%.
Минсельхоз США в своем последнем отчете ожидает, что в 2022–2023 сельскохозяйственном году урожай пшеницы в России составит рекордные 88 млн т. А российская компания «Совэкон» повысила свой прогноз урожая пшеницы с 90,9 млн т до 94,7 млн т. При этом РФ сможет экспортировать около 40 млн т пшеницы, а не 33 млн т, как предполагалось ранее.
Между тем в начале августа российский Минсельхоз предупредил о возможном сокращении экспорта вывоза зерновых из-за того, что общий урожай в этом году может оказаться ниже запланированного. Кроме того, официальная статистика фиксировала существенное отставание в сборе урожая от прошлогоднего графика. (см. «НГ» от 07.08.22).
В недавнем телефонном разговоре президентов Франции и России глава Российского государства обратил внимание на то, что по-прежнему сохраняются препятствия для российского экспорта, что не способствует решению задач, связанных с обеспечением глобальной продовольственной безопасности.