В правительстве РФ знают, как правильно составлять макроэкономические прогнозы. Фото Reuters
Появившиеся в среду цифры официального макропрогноза на следующий год показывают, что правительство вернулось к традиционной практике искусственного занижения будущих госрасходов. Чтобы в будущий закон о бюджете-2023 не попали дополнительные расходы, во все бюджетные расчеты нужно было заложить низкую инфляцию, а также нарисовать благополучную картину восстановления доходов населения. Это и было сделано в прогнозах Минэкономразвития, которые согласовывались с Министерством финансов. А чтобы в проект бюджета не проникли цифры увеличения будущих доходов, в прогноз были вписаны низкие мировые цены нефти на будущий год.
Новый официальный прогноз правительства на будущий год отличается от других низкой ожидаемой инфляцией (5,5%) и значительным сокращением ВВП в будущем году (-2,7%). Именно эти параметры помогают занижать цифры бюджетных расходов в следующем году. Ведь суммарные бюджетные расходы 2023 года должны быть пропорциональны ожидаемому росту цен и предполагаемой динамике ВВП.
Одновременно с правительственными прогнозами были опубликованы еще три: консенсус-прогноз Интерфакса, а также прогнозы Центробанка и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Цифры правительственного прогноза напрямую используются в бюджетных расчетах, и поэтому они даются единственной цифрой, а не интервалом, как, например, в прогнозе ЦБ. При этом чиновники Центробанка дали столь широкие диапазоны, что в них гарантированно попадают любые мыслимые и немыслимые варианты развития событий. Так, например, возможный спад экономики в следующем году ЦБ оценил от минус 1% до минус 4%.
Минэкономразвития РФ внесло в правительственную бюджетную комиссию проект основных параметров сценарных условий макропрогноза на 2022–2025 годы, сообщил федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения. «С Минфином и Минэнерго базовые цифры согласованы», – добавил он.
В ведомстве Максима Решетникова ожидают, что снижение ВВП составит в этом году 4,2% и еще 2,7% в 2023 году. Нижняя точка снижения экономики будет достигнута в 1-м квартале 2023 года. А возвращение к докризисному уровню состоится к концу 2025 года. Тогда показатели 4-го квартала 2025 года достигнут среднеквартальных показателей 2021 года.
Консенсус-прогноз опрошенных «Интерфаксом» аналитиков по снижению ВВП РФ в 2023 году равняется 1,8%. А в ЦМАКП ожидают снижения ВВП в следующем году от 0,5% до 1%.
Правительство утверждает, что доходы населения вырастут в следующем году на 1,2%, тогда как по другим прогнозам ожидается их падение больше 1%. Такая разница может объясняться относительно низкой инфляцией в 2023 году на уровне 5,5%, которую ожидает правительство. Независимые экономисты прогнозируют ее ближе к 7%.
«Правительство всегда при планировании бюджета старается занизить объем ВВП, занижая одновременно и инфляцию. Прогноз по спаду ВВП позволяет занизить государственные расходы и обезопасить себя от каких-либо усилий по наполнению казны. Это как было при социализме – берешь себе не напряженный план и потом легко его перевыполняешь. Прогнозируешь падение ВВП на 2,7%, а в итоге будет 1,8%, и все получились молодцами. Все подобные приемы известны десятилетиями», – отмечает депутат Госдумы от «Партии роста» Оксана Дмитриева. Единственный способ, которым правительство борется с инфляцией, – это ограничение госрасходов с подавлением платежеспособного спроса населения, считает депутат. Подобная политика провоцирует дополнительный экономический спад. Занижение госрасходов и политика сдерживания инфляции обернется подавлением экономического роста, говорит Дмитриева.
«Занижение госрасходов является сдерживающим экономический рост фактором. Особенно значительный мультипликативный эффект имеют госрасходы, направленные на поддержку потребительского спроса со стороны низкодоходных слоев населения, у которых более высокая склонность к потреблению, чем у средне- и высокодоходных слоев», – отмечает замдиректора «Центра развития» ВШЭ Валерий Миронов. Однако он советует помнить и о рисках возникновения дефицита бюджета, которые связаны с труднопрогнозируемыми сейчас факторами – с объемами нефтегазовых и прочих доходов бюджета, с возможностью расширения рынка госзаимствований на фоне инфляции.
В 2023 году, по словам Миронова, произойдет «объективно обусловленное ужесточение бюджетной политики», которое может быть компенсировано некоторым смягчением денежно-кредитной политики. «Банку России придется вдавить педаль газа в пол, чтобы поддержать экономику, так же как в апреле-мае 2022 года это делали Минфин и правительство, когда денежно-кредитная политики была предельно жесткой на фоне угрозы финансового шока, а бюджетно-налоговая политика брала на себя роль ответственного за все», – объясняет Миронов.
«В правительстве РФ, вероятно, видят ухудшение конъюнктуры сырьевого рынка в 2023 году из-за наблюдаемого в последние месяцы замедления роста экономик или даже рецессии крупнейших потребителей сырья», – объясняет консервативные прогнозы властей Дмитрий Бабин, эксперт компании «БКС Мир инвестиций».
Быстрое снижение инфляции в официальном прогнозе эксперт объясняет тем, что в правительстве ожидают более сильного снижения ВВП в следующем году, которое затормозит инфляционные процессы. «Дополнительным дезинфляционным фактором должно выступить восстановление альтернативных поставок импорта, а также подвижки в импортозамещении. То есть насыщение рынка товарами должно снять ценовую надбавку за наблюдаемую в последние полгода нехватку некоторых категорий товаров», – объясняет Бабин.
«Сомнения вызывает скорректированный прогноз по инфляции на 2023 год, потому что циклический кризис почти наверняка спровоцирует падение курса рубля до уровней марта 2022 года. Но, возможно, Минэкономразвития исходит из того, что значительное падение цен на нефть, которое обязательно произойдет во время кризиса, снизит уровень внешней инфляции, что не позволит инфляции по итогам 2023 года уйти выше 5,5%», – говорит Алексей Федоров, аналитик компании TeleTrade. Он считает, что пройти циклический кризис без дополнительных государственных мер поддержки будет очень сложно. «С одной стороны, государство обязательно будет предоставлять меры поддержки для экономики, но, с другой стороны, эти меры будут менее масштабными, чем были в прошлый циклический кризис 2008 года, когда властями РФ в совокупности было потрачено около 225 млрд долларов. Теперь на антикризисные меры может быть направлено не более эквивалента 100 млрд долларов», – считает Федоров.