0
3315
Газета Экономика Печатная версия

15.08.2022 20:29:00

Единороссы включились в спор о валютном навесе

Попытка вернуться к виртуальным бумажным госрезервам вызывает отторжение депутатов

Тэги: экономическая политика, цб, минфин, бюджетные резервы, сохранение, единороссы, бумажные госрезервы, фнб


экономическая политика, цб, минфин, бюджетные резервы, сохранение, единороссы, бумажные госрезервы, фнб Глава думского комитета по промышленности Владимир Гутенев предлагает главе Минпромторга Денису Мантурову варианты использования госрезервов. Фото с сайта Государственной думы РФ

Ни Минфин, ни Центробанк так и не смогли придумать логичную схему сохранения бюджетных резервов в условиях запрета на доллар и евро. Пока финансовые чиновники обещают копить избытки юаней, рупий и лир, а также скупать эти валюты за рубли российских налогоплательщиков. Зачем нужно изымать деньги из падающей российской экономики и складывать их в виртуальных резервах непервосортных валют – наши чиновники объяснить толком не могут, ссылаясь лишь на удобство такой схемы для ослабления рубля. Сегодня против возвращения бумажных госрезервов впервые выступили единороссы, которые занимают не последнее место в формировании экономической политики. Глава думского промышленного комитета Владимир Гутенев уже выступил за размещение госрезервов в реальных производственных активах, а не бумажных виртуальных счетах.

Предлагаемое Минфином использование «дружественных» валют в операциях бюджетного правила несет в себе большие риски вторичных санкций и угрозу повторного изъятия аккумулированных средств, считает глава думского комитета по промышленности и торговле. «В сложившихся условиях мы не можем рисковать, инвестируя профицит внешнеторгового баланса в зарубежные инфраструктурные проекты и активы, повторяя путь Китая», – считает Владимир Гутенев. По его словам, властям сегодня необходимо «пересмотреть объемы госрезервов по масштабу и номенклатуре». А также «перенаправить собираемые в рамках бюджетного правила ресурсы на формирование резервов в виде реальных активов, строительство инфраструктуры, развитие промышленности, в том числе и оборонно-промышленного комплекса». Такие меры, по мнению единоросса, позволят создать заказы для реального сектора экономики, сохранить рабочие места и объемы производств, в том числе и металлургии.

Поводом для выражения несогласия с возвратом старой бюджетной политики стала презентация Центробанком проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на 2023–2025 годы. Не секрет, что в ведомстве Эльвиры Набиуллиной двумя руками поддерживают планы Минфина по восстановлению так называемого бюджетного правила и возобновление накопления бумажных резервов в любых доступных иностранных валютах в Фонде национального благосостояния (ФНБ).

«Минфин прорабатывает возможность реализации операционного механизма бюджетного правила по пополнению/расходованию средств ФНБ в валютах дружественных стран (юани, рупии, турецкие лиры и другие). В случае его принятия бюджетное правило вновь сможет контрциклически воздействовать на курс рубля», – поддержал Центробанк планы российского правительства.

Между тем «НГ» уже не раз писала о неприятии экономистами возврата РФ к старой бюджетной схеме с повышением налогов ради накопления виртуальной валюты в Фонде национального благосостояния (см. «НГ» от 03.08.22). Да и применение «бюджетного правила», которое является механизмом изъятия денег из экономики, в условиях падения производства и доходов населения многим кажется абсурдным.

Бюджетное правило стало экономическим оружием против России, оно сдерживало развитие нашей страны и было каналом инвестирования денег российского госбюджета в экономики «недружественных» стран, объясняла депутат Госдумы Оксана Дмитриева. По ее мнению, правительству следует переосмыслить печальный опыт изъятия Западом тех денег, которые были откачаны из российской экономики за годы действия бюджетного правила. Изъятие налогов ради будущих накоплений Дмитриева считает рискованным и абсурдным действием. «Хранить резервы в рублях – бессмысленно. Переводить резервы в валюты дружественных стран также рискованно, поскольку эти страны могут вдруг оказаться недружественными», – считает депутат. Наилучшим способом применения резервов Дмитриева считает инвестиции в развитие и в производство реальных ценностей (см. «НГ» от 20.06.22).

Еще одно полезное применение для «валютного навеса» – это строительство российской инфраструктуры в странах – импортерах российской продукции в виде портов, дорог, складов, хранилищ и перерабатывающих производств.


174-4-3480.jpg
Председатель Центробанка Эльвира
Набиуллина объясняет преимущества
накопления госрезервов в не вполне
конвертируемых валютах. 
Фото с сайта www.duma.gov.ru
Пока же планы российского Минфина по скупке валют «дружественных стран», в торговле с которыми у России есть устойчивый профицит, выглядят просто экономически несостоятельными.

Для нашей страны не нужны накопления в турецких лирах или индийских рупиях, поскольку эти валюты некуда будет использовать, считают эксперты. «На эти валюты не будет спроса для ввоза товаров из этих стран, эти деньги бессмысленны, это не резервы даже в том случае, если увеличатся торговые расчеты в национальных валютах», – считает Марк Гойхман, главный аналитик компании TeleTrade. В качестве аргумента он приводит торговые балансы России с Турцией или Индией за прошлый год.

В Турцию экспорт из России составил 26,5 млрд долл., а импорт в обратном направлении – 6,5 млрд долл. То есть даже если бы Россия перешла в торговле с Турцией на лиры, ежегодно в нашей стране оседало бы бесполезных турецких лир на сумму в 20 млрд долл. Похожая ситуация и с индийскими рупиями. Россия экспортировала в Индию товаров на 9,1 млрд долл., а купила в этой стране товаров только на 4,4 млрд долл. То есть при расчетах в рупиях наша страна ежегодно получала бы бесполезных рупий в эквиваленте 4,7 млрд долл. «Поворот российского экспорта углеводородов от США и Европы на Восток будет только увеличивать такой торговый дисбаланс, то есть повышать наш экспорт больше, чем импорт», – прогнозирует эксперт.

Иное дело – Китай, российский экспорт куда составил 68 млрд долл., а импорт – 72,7 млрд долл. Дефицит торгового баланса – 4,7 млрд долл. «То есть на эту сумму товаров нам поступило больше, чем мы вывезли. Соответственно покупаемые юани «лишними» не будут, их всегда можно использовать для оплаты импорта. Кроме того, китайская валюта гораздо стабильнее, ее не смогли пошатнуть даже недавние события вокруг Тайваня. Покупка юаней в этом смысле более рациональна. Хотя и у нее есть минус – недостаточная ликвидность, конвертируемость, подверженность административному воздействию китайских властей, склонность к ослаблению против доллара США. Но из трех основных анализируемых претендентов на роль резервов юань – это меньшее зло», – считает Гойхман.

«Одной из задач накопления валютных резервов является их использование в периоды неблагоприятной конъюнктуры сырьевых рынков, которая может наступить неожиданно и длиться довольно долго. В этом плане вложения средств в какие-то внутренние проекты, тем более наукоемкие или инфраструктурные, не позволят быстро получить отдачу, необходимую для смягчения негативного влияния снижения сырьевых цен на российскую экономику и рынки. Поэтому часть резервов все равно придется аккумулировать в иностранных валютах, здесь пока особого выбора нет, более или менее полноценной заменой западных валют могут выступать китайский юань и гонконгский доллар», – рассуждает Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций». Впрочем, и на подобные аргументы есть возражения. Представим, что российское правительство оплатило бы в досанкционный период строительство фабрики по производству чипов. И даже если бы эти бюджетные вложения оказались убыточными в бухгалтерских расчетах, наша страна развивалась бы гораздо успешнее, чем сейчас. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
2914
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
2381
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
5251
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
5871

Другие новости